Решение по делу № 33-11023/2019 от 17.09.2019

Судья: Язова М.А. Дело № 33-11023/2019 (2-3149/2019)

Докладчик: Сорокин А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 10 октября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Акининой Е.В.,

судей Сорокина А.В, Хомутовой И.В.,

при секретаре Черновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Глущенко П.А. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 17 июля 2019 года

по иску Глущенко Павла Александровича к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании права на звание «Ветеран труда», защите чести и достоинства, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛА:

Глущенко П.А. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании права на звание «Ветеран труда», защите чести и достоинства, компенсации морального вреда.

Требования мотивирует тем, что 17.05.2019 ответчик отказал ему в присвоении звания «Ветеран труда», чем опорочил его честь и достоинство, причинил моральный вред.

Решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» считает незаконным, поскольку 23.12.2004 он избран в состав профсоюзного комитета на отчетно-выборной конференции первичной профсоюзной организации ОАО «РОМЗ».

Просил признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», взыскать компенсацию морального вреда 1 (один) рубль, расходы на оплату госпошлины 300 рублей (л.д. 3).

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 17 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований Глущенко П.А. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Глущенко П.А. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Апеллянт не согласен с выводами суда, что истец не являлся штатным работником общественной профсоюзной организации и медалью «100 лет профсоюзам России» награжден не за выслугу лет, ссылается на утвержденное Генсоветом ФНПР от 24.11.2004 № 7-8 Положение о медали ФНПР «100 лет профсоюзам России», а также справку ППО «РОМЗ» № 6 от 23.04.2019, подтверждающую работу в профсоюзной организации по совместительству с 04.01.1990 по 17.04.2007 (более 16 лет).

В обосновании доводов жалобы приводит правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в постановлении от 03.06.2004 № 11-П.

Относительно апелляционной жалобы ответчиком - Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области принесены возражения.

Изучив материалы дела, заслушав истца Глущенко П.А., просившего решение суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.

Отношения, связанные с присвоением звания «Ветеран труда», урегулированы статьей 7 названного Федерального закона, в соответствии с пунктом 1 которой ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

С учетом системного толкования приведенных норм и исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия для присвоения указанного звания.

С целью реализации п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» на территории Кемеровской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» регламентированы Законом Кемеровской области от 16.06.2006 N 78-ОЗ "Об установлении порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда", а также Положением о порядке присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2006 № 177.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

К ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу), дающим в соответствии с настоящим подпунктом право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Таким образом, присвоение звания "Ветеран труда" должно быть непосредственно связано с трудовой деятельностью лица, претендующего на такое звание.

К ведомственным знакам отличия в труде относятся: награды Академии наук СССР, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Комитета народного контроля СССР, Всероссийского общества слепых, Стройбанка СССР, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Союза рыболовецких колхозов России, Центросоюза, Роспотребсоюза, ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, совета представителей Независимого профсоюза горняков России, совета профессиональных союзов Российской Федерации «Единение», ДОСААФ, Советского комитета защиты мира и Российского комитета защиты мира, Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ЦК ВЛКСМ, Всероссийского общества «Знание», ОСВОДа РСФСР, Всероссийского общества охраны природы, Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, Росохотрыболовсоюза, других всесоюзных общественных организаций при условии, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).

Указанные лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», в соответствии с п. п. 3, 4 Положения подают в государственное казенное учреждение социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения, подтверждающие: награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Отсутствие указанных документов является основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» (п. 8 Положения).

В соответствии с п. 3.6.1 указанного Положения, основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» является отсутствие права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Кемеровской области от 16.06.2006 N 78-ОЗ «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда».

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписке из протокола № 27 заседания профсоюзного комитета ОАО «Ростовский оптико-механический завод» от 20.09.2005, Глущенко П.А. от имени Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности, первичная профсоюзная организация ОАО «Ростовский оптико-механический завод», награжден юбилейной медалью ФНПР «100 лет профсоюзам России», утвержденной Генеральным Советом ФНПР (л.д. 9).

Согласно уведомлению председателя первичной профсоюзной организация ОАО «Ростовский оптико-механический завод» (ППП ОАО «РОМЗ») № 6 от 23.04.2019, Глущенко П.А. в период с 04.01.1990 по 17.04.2007 являлся членом ППП ОАО «РОМЗ» (л.д.8).

Согласно справке территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о страховом стаже застрахованного лица № 489910/19 от 11.06.2019, Глущенко П.А. является получателем страховой пенсии по старости, страховой стаж составляет 41 год 9 мес. 28 дней (л.д. 7).

Решением Департамента социальной защиты населения № 2083 от 16.05.2019 Глущенко П.А. отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку врученная медаль не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда» (л.д. 6).

Согласно записям в трудовой книжке, в период с 04.01.1990 по 17.04.2007 Глущенко П.А. осуществлял трудовую деятельность в Ростовском оптико-механическом заводе в должности заместителя начальника цеха по производству в механическом цехе, заместителе начальника цеха в том же подразделении, заместителя главного инженера по подготовке производства, заместителя технического директора по новой технике, директора ООО «Алмаз р-р», заместителя технического директора по новой технике, заместителя технического директора по производству, начальника ПДО, заместителя главного технолога, начальника отдела кооперации (л.д. 20-25).

Отказывая Глущенко П.А. в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что на момент награждения медалью ФНПР «100 лет профсоюзам России» истец не состоял в штате Федерации Независимых профсоюзов, указанная награда «100 лет профсоюзам России» не может рассматриваться как ведомственный знак отличия при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы жалобы о том, что у истца возникло право на получение звания «Ветеран труда», поскольку он являлся членом профсоюзной организации и по совместительству работал в ней, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организации профсоюзов.

Согласно положению о медали ФНПР «100 лет профсоюзам России», утвержденному постановлением Генерального Совета ФНПР от 24 ноября 2004 года N 7-8, медаль ФНПР «100 лет профсоюзам России» учреждена Генеральным Советом ФНПР для награждения членов профсоюзов за конкретный вклад и достижения во всех областях, связанных с защитой трудовых прав, укрепления правопорядка и законности, обеспечения стабильности в обществе.

При таких обстоятельствах, медаль «100 лет профсоюзам России» не может быть признана ведомственной медалью в труде, поскольку присваивается не за заслуги в труде, а за иной вклад гражданина в общественной сфере - деятельностью, связанной с защитой трудовых прав, а потому не может расцениваться как основание для присвоения звания «Ветеран труда».

Согласно Положению о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2006 № 177, в пункте 1 прямо указано, что награды ФНПР, ВЦСПС относятся к ведомственным знакам отличия в труде при условии, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).

Согласно выписке из протокола заседания профсоюзного комитета ОАО «Ростовский оптико-механический завод» №27 от 20.09.2005, Глущенко П.А., член профсоюзной организации ОАО «РОМЗ», награжден юбилейной медалью ФНПР "100 лет профсоюзам России» (л.д. 9).

Сведений о том, что награждение Глущенко П.А. медалью «100 лет профсоюзам России» осуществлено непосредственно с его трудовой деятельностью, материалы дела не содержат.

Трудовой книжкой и уведомлением ППО «РОМЗ» № 6 от 23.04.2019 не подтверждена работа Глущенко П.А. в штате указанной профсоюзной организаций, а также работа в её системе.

Как правильно указал суд первой инстанции, медаль «100 лет профсоюзам России» в данном случае не может быть признана ведомственной медалью в труде, поскольку присваивалась Глущенко П.А. не за заслуги в труде, а за иной вклад гражданина в общественной сфере - деятельности, связанной с защитой трудовых прав наряду с его профессиональной деятельностью, и являясь членом первичной профсоюзной организации, Глущенко П.А. на общественных началах занимался общественной работой.

Ссылка апеллянта на постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», несостоятельна, правовая позиция Конституционного Суда РФ основана на применении норм Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной, педагогической либо творческой деятельности на сцене.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование закона, не могут повлечь отмену постановленного по делу решения, не опровергают выводов суда об отсутствии основания для присвоения заявителю звания «Ветеран труда».

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

При рассмотрении дела судом правильно установлены юридически значимые по делу обстоятельства по делу, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 17 июля 2019 года по доводам жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу Глущенко П.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:                      Е.В. Акинина

Судьи:                          А.В. Сорокин

И.В. Хомутова

33-11023/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Глущенко Павел Александрович
Ответчики
Департамент социальной защиты населения КО
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Сорокин Александр Владимирович
17.09.2019[Гр.] Передача дела судье
10.10.2019[Гр.] Судебное заседание
14.10.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее