Судья Майорова С.М. 7п-95/2017
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 19 декабря 2017 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Евтушенко С. В. на постановление судьи
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл Евтушенко С. В., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <...>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 14 ноября 2017 года начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее – УФСИН по Республике Марий Эл, Управление) Евтушенко С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл как органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <...> рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Евтушенко С.В. подал на него жалобу в Верховный Суд Республики Марий Эл, в которой просит судебный акт отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Указывает, что объект недвижимости по адресу: <...>, был построен в 1933 году, до 2003 года находился в частной собственности физических лиц. На момент его передачи в 2003 году в оперативное управление Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл здание находилось в аварийном состоянии, его износ составлял 72 %, при этом в договоре отсутствовали отметки о том, что объект является памятником архитектуры, охранное обязательство было выдано прежнему собственнику и не передано новому владельцу здания. Таким образом, на момент передачи здания Управление не располагало сведениями о том, что названный объект внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации. Данная информация стала известна УФСИН по Республике Марий Эл в 2009 году, до этого времени учетная карточка и паспорт на объект не составлялись, при этом до 2017 года Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл не обращало внимания и не осуществляло контроль за состоянием объекта, износ которого на 2013 год составлял 89 %. Управлением были приняты меры, направленные на исключение указанного памятника истории и культуры из единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации в судебном порядке, в Министерство культуры Российской Федерации направлялось обращение о проведении государственной историко-культурной экспертизы на предмет исключения объекта из единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Принятые меры оказались безрезультатными. Выдав предписание о разработке в срок до 18 августа 2017 года научно-проектной документации на первоочередные противоаварийные работы, Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл не выдало задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и не предоставило сведений об объекте для разработки названной документации, в связи с чем были направлены соответствующие запросы. В настоящее время осуществляются активные действия для проведения государственной историко-культурной экспертизы на предмет исключения объекта из единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также в целях подготовки исходной документации на восстановление объекта культурного наследия отправлены запросы о предоставлении коммерческих предложений на проведения обследования технического состояния здания, осуществлены выезды для определения стоимости работ, направлен запрос в ФСИН России о выделении денежных средств для обследования технического состояния здания. Указанные действия свидетельствуют о принятии мер по выполнению предписания, дальнейшая работа возможна при поступлении денежных средств. Также указано, что затраты на разработку проектной документации и выполнение первоочередных противоаварийных работ будут неэффективны и носят временный характер, поскольку будет проработан вопрос по включению мероприятия по восстановлению объекта культурного наследия в проект федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Выслушав объяснения защитников Евтушенко С.В. Ширшовой Л.В., Коноваловой М.Е., Марасановой Т.С., поддержавших жалобу, позицию представителя Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Мелединой А.С. о законности вынесенного судьей постановления и отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В части 18 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификации на срок до двух лет.
Как следует из материалов дела и установлено судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, УФСИН по Республике
Марий Эл на основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> является пользователем объекта культурного наследия регионального значения «<...>», расположенного по адресу: <...> который принят на государственную охрану постановлением Правительства Республики Марий Эл от 03 сентября 1992 года № 382 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл».
На основании приказа Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл <№> вр от <дата> проведена плановая выездная проверка в отношении УФСИН по Республике Марий Эл, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.12 апреля 2017 года в отношении УФСИН по Республике Марий Эл вынесено предписание № 7 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 которого в срок до 18 августа 2017 года необходимо выполнить научно-проектную документацию на первоочередные противоаварийные работы на объект культурного наследия регионального значения «<...>».
В ходе проведения в период с <дата> по <дата> в отношении УФСИН по Республике Марий Эл Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл внеплановой документарной проверки на предмет выполнения указанного предписания выяснено, что документы по выполнению абзаца 2 пункта 1 предписания не поступали, научно-проектная документация на первоочередные противоаварийные работы не разработана.
Приказом от <дата> № <...> Евтушенко С.В. назначен на должность начальника УФСИН по Республике Марий Эл.
Фактические обстоятельства подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: свидетельством о государственной регистрации права от <дата>, приказом от <дата> о проведении плановой выездной проверки, актом проверки <№> от <дата>, актом технического состояния памятника истории и культуры от <дата>, предписанием № 7 от 12 апреля 2017 года об устранении выявленных нарушений, приказом о проведении внеплановой документальной проверки от <дата>, протоколом об административном правонарушении от <дата>.
При рассмотрении настоящего дела судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были с достаточной полнотой исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дана объективная оценка собранным по делу доказательствам, на основании которых сделан обоснованный вывод о наличии в действиях должностного лица – начальника УФСИН по Республике Марий Эл Евтушенко С.В., не предпринявшего меры по исполнению предписания об устранении выявленных нарушений № 7 от 12 апреля 2017 года, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ.
Основания для переоценки представленных доказательств отсутствуют.
Указание в жалобе на принятие мер по решению вопроса о восстановлении объекта культурного наследия, а также на недостаточное финансирование, являлось предметом рассмотрения судьи городского суда, который пришел к обоснованному выводу, что указанные обстоятельства не могут являться безусловным основанием для освобождения от административной ответственности.
Доводы жалобы о том, что Министерство культуры печати и по делам национальностей Республики Марий Эл не выдало охранное обязательство, не подало в орган регистрации прав сведения о наличии в отношении данного объекта обременений и ограничений, не имеют отношения к существу настоящего дела.
Иные доводы жалобы о принятии мер по выполнению предписания административного органа в период судебного разбирательства были учтены судьей городского суда в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства.
Основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу приведенных нормы и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с объективными обстоятельствами дела: характером и степенью общественной опасности деяния, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из норм КоАП РФ.
Исходя из смысла статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью судьи. С учетом конкретных обстоятельств дела, допущенного нарушения и характера охраняемых общественных отношений, совершенное Евтушенко С.В. административное правонарушение нельзя признать малозначительным, рассматриваемый случай не отвечает признаку исключительности, о чем содержатся выводы в оспариваемом постановлении судьи, основания для переоценки этих выводов отсутствуют.
Ссылка заявителя не непродолжительный срок исполнения
Евтушенко С.В. должностных обязанностей не свидетельствует о малозначительности правонарушения, поскольку Евтушенко С.В. назначен на должность начальника УФСИН по Республике Марий Эл приказом от <дата> № <...>, тогда как предписание вынесено 12 апреля 2017 года с указанием срока исполнения – до 18 августа 2017 года. Кроме того, в соответствии с письмом от <дата> начальник УФСИН по Республике Марий Эл Евтушенко С.В. обращался к начальнику УКСНЭР ФСИН России по вопросу согласования обращения в Министерство культуры Российской Федерации относительно данного объекта культурного наследия, что позволяет сделать вывод об информированности Евтушенко С.В. относительно состояния дел по рассматриваемому объекту.
Постановление о привлечении Евтушенко С.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл Евтушенко С. В. оставить без изменения, жалобу Евтушенко С. В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Э.И. Салихова