Дело № 2-896-2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 февраля 2017 года г.Чита
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Аксёновой Е.С.,
при секретаре Сулимовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску индивидуального предпринимателя Шведун А.А. о признании предписания вынесенного государственной инспекцией труда в Забайкальском крае незаконным
установил:
Индивидуальный предприниматель Швелун А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене п.п.3.4.5 предписания Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ № которым предписано устранить следующие нарушения: 3) работникам сделать перерасчет, до начислить и выплатить районный коэффициент к заработной плате; 4) начислить и выплатить материальный ущерб в размере среднего заработка за задержку трудовой книжки; 5) начислить и выплатить расчет при увольнении с учетом районного коэффициента, а также перерасчет отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск. Истец полагает, что правовых оснований для вынесения предписания не имелось, поскольку в данном случае имеет место индивидуальный трудовой спор.
В судебном заседании представитель Маненкова Т.А. доводы жалобы поддержала по указанным в ней основаниям.
Представитель Государственной инспекции труда в Забайкальском крае в суд не явился. Дело рассмотрено п в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
В силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора являются индивидуальным трудовым спором.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу приведенных положений трудового законодательства Государственная инспекция труда не наделена полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Россией ДД.ММ.ГГГГ, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Предписанием Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ИП Шведун А.А. предписано устранить нарушение ст. 315,316 ТК РФ сделать перерасчет, до начислить и выплатить районный коэффициент в размере 40% к заработной плате; ст. 234 ТК РФ начислить и выплатить материальный ущерб в размере среднего заработка за задержку трудовой книжки; ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора начислить и выплатить расчет при увольнении с учетом районного коэффициента 40%, а также перерасчет отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спор о правомерности начисления и выплаты заработной платы является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо в суде.
Следовательно, п. п.3,4,5 предписания были вынесены государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, а потому является неправомерным.
При установлении указанных обстоятельств, инспектору надлежало указать об этом в ответе обратившемуся работнику, разъяснив процедуру обращения в судебные органы, но не разрешать спор по существу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░. 3, ░.4, ░.5 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ 3,4,5 ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ 2016 ░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-896-2017 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░.
░░░░░ ___________________________ ░.░. ░░░░░░░░