Дело №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<.......> ДД.ММ.ГГГГ
Рамонский районный суд <.......> в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.В.,
при секретаре Бобрешовой С.И.
с участием помощника Воронежского межрайонного природоохранного прокурора Ягодкина А.В.,
представителя ответчика ООО «Рута» по доверенности Рукина И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Рамонского районного суда <.......> гражданское дело поисковому заявлению Воронежского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Рута» о понуждении устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, указав следующее.
Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Рута», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере отходов производства и потребления, а именно ООО «Рута» не разработаны паспорта на опасные отходы, которые образуются в результате осуществления хозяйственной деятельности предприятия.Согласно отчету по форме №...-ТП (отходы) за ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Рута» образовались следующие отходы, на которые не определен класс опасности и отсутствуют паспорта отходов: <.......>
ООО «Рута» осуществляет деятельность при отсутствии паспортов на образуемые отходы, то есть без документов, подтверждающих степень негативного воздействия данных отходов на окружающую среду, что в свою очередь влечет нарушение порядка хранения, транспортировки и утилизации отходов.
Таким образом, ООО «Рута» нарушает требования природоохранного законодательства, направленные на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, что, в свою очередь, нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Прокурор, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ставит вопрос опонуждении ООО «Рута» произвести отнесение образуемых в результате производственной деятельности отходов: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом; отходы минеральных масел моторных; отходы минеральных масел трансмиссионных; отходы синтетических и полусинтетических масел моторных; отходы антифризов на основе этиленгликоля;фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные; мусор от бытовых помещений несортированный; смет с территории предприятия; шины пневматические автобильные отработанные к конкретному классу опасности, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Воронежского межрайонного природоохранного прокурора Ягодкин А.В. поддержал заявленные исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ООО «Рута» по доверенности Рукин И.И. в судебном заседании представил заявление, в котором заявленные исковые требования признал в полном объеме, указав, что последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <.......>, уведомленный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, в поступившем в суд заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Выслушав заключение помощника Воронежского межрайонного природоохранного прокурора Ягодкин А.В., поддержавшего заявленные требования, представитель ответчика ООО «Рута» по доверенности Рукина И.И., признавшего заявленные исковые требования, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, кроме прочего, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочих, размещение отходов производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьями 1,4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ определено, что отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствиис настоящим Федеральным законом; Обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: 1 класса - чрезвычайно опасные отходы; 2 класса - высокоопасные отходы; 3 класса - умеренно опасные отходы; 4 класса - малоопасные отходы; 5 класса - практически неопасные отходы. Документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, является содержащий сведения об их составе паспорт отходов.
Таким образом, паспорт отхода является документом, в котором содержатся сведения об опасности отхода для окружающей природной среды.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В силу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I- V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I- V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I- IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с п.п. 3, 4, 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N712 "О порядке проведения паспортизации отходов I- IV классов опасности" паспорт отходов I- IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I- IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Судом установлено, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Рута», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере отходов производства и потребления, а именно ООО «Рута» не разработаны паспорта на опасные отходы, которые образуются в результате осуществления хозяйственной деятельности предприятия.Согласно отчету по форме №...-ТП (отходы) за ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Рута» образовались следующие отходы, на которые не определен класс опасности и отсутствуют паспорта отходов: <.......>
ООО «Рута» осуществляет деятельность при отсутствии паспортов на образуемые отходы, то есть без документов, подтверждающих степень негативного воздействия данных отходов на окружающую среду, что в свою очередь влечет нарушение порядка хранения, транспортировки и утилизации отходов.
Таким образом, ООО «Рута» нарушает требования природоохранного законодательства, направленные на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, что, в свою очередь, нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку заявленное ответчиком признание иска прокурора о понуждении к совершению действий не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд принимает признание иска ответчиком.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая указанные обстоятельства, судом установлено и не оспаривается сторонами, что требование закона в части отнесения образуемых в результате производственной деятельности отходов: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом; отходы минеральных масел моторных; отходы минеральных масел трансмиссионных; отходы синтетических и полусинтетических масел моторных; отходы антифризов на основе этиленгликоля;фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные; мусор от бытовых помещений несортированный; смет с территории предприятия; шины пневматические автомобильные отработанные к конкретному классу опасностине выполнено, в связи с чем, у суда имеются основания полагать, что требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Рута» о понуждении устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды - удовлетворить.
Возложить обязанность на ООО «Рута» произвести отнесение образуемых в результате производственной деятельности отходов: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом; отходы минеральных масел моторных; отходы минеральных масел трансмиссионных; отходы синтетических и полусинтетических масел моторных; отходы антифризов на основе этиленгликоля;фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные; мусор от бытовых помещений несортированный; смет с территории предприятия; шины пневматические автобильные отработанные к конкретному классу опасности, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий