Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации | |
13 ноября 2018 года |
город Гаджиево |
Гаджиевский гарнизонный военный суд под председательством судьи Малахова Р.В., при секретаре судебного заседания Венгерак А.А., с участием административного истца Гнездилова А.В., представителя административного ответчика – командира войсковой части 34357 - Кубековой М.Н. и помощника военного прокурора – войсковая часть 56186 старшего лейтенанта юстиции Демидова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-96/2018 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 90003-2 старшего мичмана запаса Гнездилова Алексея Владимировича об оспаривании действий командира войсковой части 34357, связанных с увольнением с военной службы без обеспечения его жилищной субсидией по последнему месту её прохождения,
установил:
Гнездилов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным приказ командира войсковой части 34357 от 26 сентября 2018 года № 69 об увольнении его с военной службы без обеспечения жилищной субсидией по месту её прохождения и обязать указанного командира отменить этот приказ.
Гнездилов А.В. в обоснование заявленных требований указал, что согласно заключению военно-врачебной комиссии от 31 мая 2018 года он признан не годным к военной службе в плавсоставе и к службе с РВ, ИИИ, в связи с чем приказом командира войсковой части 34357 от 26 сентября 2018 года № 69 он был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). При этом своего согласия на увольнение со службы до обеспечения его жилищной субсидией по месту прохождения военной службы он не давал. По месту прохождения службы он обеспечен служебным жилым помещением, которое при увольнении согласно заключенному договору найма этого жилья обязан освободить. Согласно действующему законодательству, при отсутствии его согласия на увольнение до получения жилищной субсидии по месту прохождения военной службы, командование воинской части не имело права производить его увольнение, произведя которое, нарушило его законные интересы.
В судебном заседании административный истец Гнездилов А.В. заявленный административный иск по изложенным в нём основаниям поддержал и пояснил, что в своем рапорте от 10 августа 2018 года, а также в листах беседы от 07 июня и 10 августа 2018 года он указал на то, что с увольнением с военной службы он согласен только после обеспечения его жилищной субсидией по месту прохождения военной службы. Несмотря на это, в нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» он был уволен командованием в связи с организационно-штатными мероприятиями (ОШМ) без предоставления ему жилищной субсидии.
Представитель административного ответчика Кубекова М.Н. в судебном заседании административный иск не признала и просила в его удовлетворении отказать, сославшись на то, что действующее законодательство не содержит запрета на увольнение военнослужащих, обеспеченных по месту службы жилыми помещениями и состоящих на учёте нуждающихся в жилье, до реализации ими права на получение жилья (жилищной субсидии) по избранному постоянному месту жительства. По её мнению, поскольку истец по месту службы обеспечен служебным жилым помещением, в пользовании которым после его увольнения и исключения никто Гнездилова не ограничивает и препятствий ему в дальнейшем проживании в нём до получения субсидии не создаёт, то истец считается обеспеченным служебным жильём по последнему месту службы, продолжающим состоять после увольнения на учете в качестве нуждающегося в получении жилищной субсидии, и с учётом полученного на истца заключения ВВК и его нежелания проходить дальнейшую военную службу на воинских должностях, не связанных с плавсоставом, у командования имелись все законные основания для его увольнения с военной службы без предоставления жилищной субсидии, с оставлением при этом на жилищном учёте. Таким образом, нарушений порядка увольнения военнослужащего и его жилищных или иных прав командиром войсковой части 34357 при издании оспариваемого приказа допущено не было.
Заслушав объяснения административного истца Гнездилова А.В., представителя административного ответчика Кубековой М.Н., а также заключение помощника прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. «а» ч. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее – Положение), утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 09.08.2018), - военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность.
Вместе с тем, из копии заключения военно-врачебной комиссии от 31 мая 2018 года (свидетельство о болезни № 65/199) усматривается, что старший мичман Гнездилов А.В., проходящий военную службу на должности плавсостава (техник ЭНГ штурманской боевой части), признан не годным к службе в плавсоставе и к службе с РВ, ИИИ, с установлением ему категории годности «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. В этой связи, согласно рапорту Гнездилова А.В. от 10 августа 2018 года, истец добровольно и по собственному волеизъявлению обратился к командованию войсковой части 34357 с просьбой о досрочном увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Данный факт Гнездилов А.В. подтвердил и в судебном заседании.
Своё согласие с увольнением с военной службы Гнездилов А.В. также выразил в ходе проведения с ним 07 июня и 10 августа 2018 года командованием войсковой части 34357 предварительных бесед, по результатам которых он был представлен к увольнению по вышеуказанному основанию (согласно последней беседе - в связи с ОШМ).
Между тем, как следует из листа беседы от 7.06.2018 и как пояснил истец в суде, Гнездилов А.В. в связи с его негодностью проходить военную службу в плавсоставе по имеющейся ВУС не пожелал продолжить военную службу на иных воинских должностях, не связанных со службой на ПЛ и работой с РВ, ИИИ.
При этом из представленного в материалах дела заявления Гнездилова А.В. от 12 апреля 2017 года о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении с формой обеспечения – жилищная субсидия и копии решения начальника отделения (территориальное, город Гаджиево) федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ) от 05 июня 2017 г. № 4-7/58 усматривается, что Гнездилов А.В. с 18.04.2017 был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях в форме предоставления жилищной субсидии по месту службы и по настоящее время состоит на указанном учёте.
Согласно копии договора найма служебного жилого помещения в новой редакции от 19 октября 2017 г. № 6/Г - по месту службы административный истец с семьёй из трёх человек (он и двое сыновей) обеспечен служебным жилым помещением в виде однокомнатной квартиры общей площадью 30,20 кв.м. Кроме того, из представленного в суд обязательства от 24.10.2017 видно, что в рамках возникших правоотношений по найму служебного жилья 24 октября 2017 года Гнездиловым А.В. было подписано с главой администрации ЗАТО Александровск обязательство об освобождении и сдаче (передаче) указанного служебного жилого помещения в установленном порядке администрации ЗАТО Александровск в четырехмесячный срок с даты фактического перечисления на банковский счет Гнездилова А.В. жилищной субсидии.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 34357 от 26 сентября 2018 года. № 69 и копией послужного списка, Гнездилов А.В., заключивший первый контракт о прохождении военной службы 18 января 1994 года и имеющий общую продолжительность военной службы 26 лет 06 месяцев, досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Вместе с тем согласно поступившей в суд выписке из приказа командира указанной воинской части от 15 октября 2018 года №101-ДД Гнездилов А.В. с 25 октября 2018 года в связи с увольнением был исключен из списков личного состава воинской части.
В соответствии с абз.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 указанного закона.
Как предусмотрено абз.2 п.1 ст.23 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие указанной категории, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилищной субсидии. При желании таких военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 этого же закона.
Вместе с тем, данная норма закона, запрещающая увольнять военнослужащих до предоставления им жилых помещений, применяется к упомянутой категории военнослужащих в зависимости от их обеспеченности жильём по последнему месту военной службы.
Аналогичная правовая норма содержится в п.17 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237. Этой же нормой предусмотрено, что при желании увольняемых военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом каких-либо запретов или ограничений относительно увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по месту военной службы, указанные нормативные положения не предусматривают.
Указанное положение в равной степени относится и к военнослужащим, претендующим на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, как одной из форм реализации жилищных прав.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Гнездилов А.В. с членами своей семьи по последнему месту прохождения военной службы жильём, пригодным для проживания, обеспечен. При этом довод истца о том, что данное жилое помещение исходя из состава его семьи (3 человека) не соответствует норме предоставления жилой площади, установленной в ЗАТО Александровск, для разрешения данного дела юридического значения не имеет, поскольку вопрос об улучшении своих жилищных условий Гнездилов А.В. ни перед жилищными органами МО РФ, ни перед городской администрацией не ставил.
При этом, как видно из копии заявления от 12 апреля 2017 года о постановке на учёт нуждающихся в жилищной субсидии, Гнездилов А.В. обозначил вопрос об обеспечении его этой субсидией для приобретения (строительства) жилья по месту прохождения службы, то есть в г.Гаджиево, однако в судебном заседании он пояснил, что не исключал возможность реализации жилищной субсидии в другом городе (Снежногорске и др.) или даже регионе.
О последнем обстоятельстве также свидетельствуют документы, представленные ответчиком из личного дела военнослужащего. Так, из рапорта Гнездилова А.В. об увольнении от 26.10.2015 и решения начальника ФГКУ «Северрегионжильё» от 28.03.2016 № 1-2/4-15 усматривается, что истец ранее в 2015-2016 годах указывал в качестве избранного постоянного места жительства после увольнения с военной службы по предельному возрасту город Санкт-Петербург. Между тем, предельный возраст пребывания истца на военной службе (45 лет – согласно закону, действовавшему ранее - до 2015 года) наступил для Гнездилова А.В. 30.09.2018.
Помимо прочего, в суде истец также заявил, что он до сих пор даже не обращался в администрацию города по месту его службы и иные органы местного самоуправления по поводу разъяснения ему возможности приобретения или строительства жилого помещения в г.Гаджиево за счет ожидаемой жилищной субсидии. Данное обстоятельство также указывает на фиктивность обозначенного истцом намерения реализовать жилищную субсидию по последнему месту прохождения военной службы в г.Гаджиево.
В этой связи следует принять во внимание и тот факт, что размер жилищной субсидии определяется независимо от места её реализации на территории Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд считает, что в данном случае у командования отсутствовали препятствия для увольнения Гнездилова А.В. с военной службы, который ко всему прочему, как он сам показал в суде, реализовал в ходе своего увольнения и до исключения из списков личного состава воинской части все положенные ему отпуска и дополнительные сутки отдыха, с расчётом выслуги лет был согласен, всеми положенными видами довольствия был обеспечен на дату исключения в полном объёме.
Что касается предоставленного Гнездилову А.В. на время прохождения военной службы жилого помещения, то обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии реальных препятствий для его проживания в этом служебном жилом помещении в ожидании получения жилищной субсидии для приобретения другого жилья, по делу не установлено, наоборот, согласно подписанному Гнездиловым А.В. 24 октября 2017 года с администрацией ЗАТО Александровск обязательству о сдаче (передаче) занимаемого жилого помещения - он обязан освободить и сдать служебное жилье в течение четырех месяцев с момента предоставления ему жилищной субсидии.
Наряду с этим из содержания пункта 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утверждённого постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. № 487, а также п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что снятие с учета и выселение в связи с увольнением военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилья для постоянного проживания (жилищной субсидии), из занимаемых служебных жилых помещений возможно только при условии реализации ими своих жилищных прав установленным порядком.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что законные интересы Гнездилова А.В. и его жилищные права, за защитой которых он обратился в суд с иском, с учётом конкретных сложившихся у него обстоятельств и с учётом наличия обязательства (гарантии) на сохранение за ним права на дальнейшее проживание в занимаемом по месту службы жилом помещении после увольнения с военной службы до реализации им своих жилищных прав, в результате действий командира войсковой части 34357, издавшего оспариваемый приказ об увольнении Гнездилова А.В. с военной службы, нарушены не были. Указанные действия командования были обоснованы и соответствуют закону.
С учётом изложенного оснований для отмены оспариваемого административным истцом приказа не имеется.
Принимая во внимание, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, исходя из требований ст. 111 КАС РФ, не подлежат возмещению истцу и судебные расходы, связанные с уплатой им государственной пошлины при обращении в суд с данным заявлением.
Руководствуясь статьями 175 – 180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Гнездилова Алексея Владимировича об оспаривании действий командира войсковой части 34357, связанных с увольнением с военной службы без обеспечения его жилищной субсидией по месту её прохождения, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Гаджиевский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.В. Малахов |