Дело № 2-213/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Айринг Е.Г.
при секретаре Обедниной И.Э.,
с участием представителя истца Мячиной М.Н.,
представителя ответчика Осипова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Томского района Томской области к администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» о понуждении к устранению нарушений условий безопасности дорожного движения,
установил:
Прокурор Томского района Томской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» о понуждении в срок до 01.09.2017: обустроить участок улично-дорожной сети от подъезда к пешеходными дорожками (тротуарами); обустроить дополнительной линией искусственного освещения участок улично-дорожной сети от подъезда к до .
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Томского района Томской области на основании информации, поступившей из ОМВД России по Томскому району УМВД России по Томской области, проведена проверка соблюдения администрацией Октябрьского сельского поселения требований безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что государственным инспектором ДН ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по Томскому району в ходе осуществления дорожного надзора в выявлены указанные нарушения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. В связи с чем, администрации Октябрьского сельского поселения 19.07.2016 выдано предписание об устранении данных нарушений в срок до 19.08.2016. Вместе с тем, согласно акту проверки от 31.10.2016 предписание исполнено не было. Неисполнение администрацией Октябрьского сельского поселения обязанности по содержанию и эксплуатация дорог с нарушениями требований действующего законодательства в сфере дорожного движения, влечет нарушение прав граждан и является незаконным.
Помощник прокурора Томского района Томской области Мячина М.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - О в судебном заседании исковые требования признал частично, указав, что администрация считает невозможным выполнение исковых требований в части обустройства участка улично-дорожной сети от подъезда к пешеходными дорожками (тротуарами), поскольку ширина проезжей части на - 4,0 метров. С одной стороны асфальтовое полотно ограничено дренажной канавой, с другой стороны расстояние между дорожным полотном и изгородями жилых домов составляет от 0,5 м. до 2,5 метров. Таким образом, в соответствии с п.п. 4.5.1.7 пункта 4.5 ГОСТ 52766-2007 устройство пешеходных дорожек (тротуаров) на данной улице не возможно физически. Установка пешеходных дорожек в приведет к затруднению расчистки дорог в зимний период. Что касается обустройства дополнительной линией искусственного освещения участка улично-дорожной сети от подъезда к до , то в настоящее время выполнить это также не представляется возможным, из-за отсутствия финансирования в бюджете поселения. Обустройство линией искусственного освещения на данном участке будет включено в план мероприятий на 2018 год.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Администрация Октябрьского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Октябрьское сельское поселение (п.п. 3 п. 1 ст.2, ст. 30 Устава муниципального образования «Октябрьское сельское поселение», принятого решением Совета Октябрьского сельского поселения от 21.04.2015 № 92).
В соответствии с п. 6 ст. 1 Устава муниципального образования «Октябрьское сельское поселение», Октябрьское сельское поселение состоит из населенных пунктов: административным центром Октябрьского сельского поселения является .
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Статья 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подразделяет автомобильные дороги в зависимости от их значения на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам не общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
Согласно п. 6, 13 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с п. 5, 17 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» к вопросам местного значения Октябрьское сельское поселение относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства поселения (включая освещение улиц).
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, на муниципальное образование «Октябрьское сельское поселение» в лице администрации законодательством возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения в границах населенного пункта муниципального образования «Октябрьское сельское поселение».
В соответствии с п. 4.5.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказ Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст) тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
«ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
В соответствии с п. 4.6 «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.; переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк.; доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим; допускается частичное (до 50 %) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной отделением ГИБДД ОМВД России по Томскому району УМВД России по Томской области были выявлены нарушения администрацией Октябрьского сельского поселения законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, а именно: на участке улично-дорожной сети от подъезд к до пересечения с отсутствуют пешеходные дорожки (тротуар); отсутствует искусственное освещение на участке улично-дорожной сети от подъезд к до ; неисправны светильники искусственного освещения по .
Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующим актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, составленного госинспектором ДН ОР ДПС ОГИБДД ОМВД России по Томскому району ДД.ММ.ГГГГ.
19.07.2016 врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Томскому району УМВД России по Томской области в адрес Администрации Октябрьского сельского поселения в лице Главы Администрации О было вынесено предписания об устранении установленных в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, срок исполнения нарушений до 19.08.2016.
Вышеуказанное предписание в части обустройства участка улично-дорожной сети от подъезда к до пересечения с пешеходными дорожками (тротуарами), а также обустройства дополнительной линии искусственного освещения участка улично-дорожной сети от подъезд к до , ответчиком исполнены не были, что подтверждается актом контрольной проверки устранения выявленных недостатков составленного госинспектором ДН ОР ДПС ОГИБДД ОМВД России по ДД.ММ.ГГГГ, сообщением начальника ОГИБДД ОМВД России по УМВД России по от ДД.ММ.ГГГГ №.
При рассмотрении дела ответчиком в суд вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального РФ не представлено доказательств, подтверждающих устранение нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, в отношении которых прокурором Томского района Томской области предъявлен настоящий иск.
Более того, свидетель Л в судебном заседании пояснил, что в произошло ДТП, в результате которого травмы получили двое детей, их сбил скутер. ДТП произошло из-за отсутствия освещения на данном участке дороги и отсутствия тротуара. В рамках расследования данного ДТП и были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, в связи с чем в отношении Октябрьского сельского поселения сначала было выдано предписание, потом составлен административный протокол, поскольку предписание в установленный срок исполнено не было.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на участке улично-дорожной сети от подъезд к до пересечения с отсутствуют пешеходные дорожки (тротуар) и отсутствует искусственное освещение на участке улично-дорожной сети от автодороги подъезд к до , изложенное стороной ответчика не оспаривается.
Довод представителя ответчика о невозможности удовлетворения требований прокурора Томского района Томской области в части возложения обязанности по производству работ по обеспечению искусственного освещения улиц ввиду отсутствия финансирования в бюджете поселения, суд находит необоснованным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение органа местного самоуправления от осуществления, возложенных на него обязанностей, в частности по освещению улиц ввиду отсутствия денежных средств в бюджете поселения.
Довод представителя ответчика об отсутствии технической возможности обустроить участок улично-дорожной сети от подъезда к пешеходными дорожками (тротуарами) также является несостоятельным, поскольку доказательств, в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, подтверждающих указанные доводы, сторона ответчика суду не представила.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального РФ, суд находит требования прокурора Томского района Томской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку невыполнение требований действующего законодательства по обеспечению освещения улично-дорожной сети и обустройства пешеходных дорожек (тротуаров), влечет нарушение прав граждан, в том числе несовершеннолетних, на безопасные условия движения по автомобильным дорогам в , создает угрозу их жизни и здоровью, а также угрозу причинения вреда их имуществу.
В соответствие с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает, что срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и исполнения судебного решения до 01.09.2017 является разумным и достаточным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 193 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Томского района Томской области к администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» о понуждении к устранению нарушений условий безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Октябрьское сельское поселение» в срок до 01 сентября 2017 года:
- обустроить участок улично-дорожной сети от подъезда к пешеходными дорожками (тротуарами);
- обустроить дополнительной линией искусственного освещения участок улично-дорожной сети от подъезда к до .
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Г. Айринг