2А-441/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2019 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Кудряшовой М.В., при секретаре Цыбиковой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зайнулиной Г.В., Пешковой А.Н., Мациевского Б.А., Зайцевой А.Е. к Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Бурятия о признании регистрационной записи недействительной,
установил:
Обращаясь в суд к МРИ ФНС РФ № 9 по РБ, истцы просят признать регистрационную запись в Едином государственном реестре юридических лиц о смене председателя СНТ «Восход» Б.Е.А., недействительной.
Требования мотивированы тем, что в ноябре 2017 г. председатель СНТ «Восход» Б.А.Ю. отстранен от должности и *** проведено общее собрание, на котором избрали членов правления и нового председателя, которым стал Р.Е.В. В октябре 2018 г. при посещении сайта налоговой службы, они обнаружили, что председателем значится Б.Е.А. Обратившись в налоговую инспекцию, у последней, в регистрационном деле отсутствует протокол, либо иные документы, на основании которых произведена регистрация Б.Е.А.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено СНТ «Восход».
В судебном заседании истцы Зайнулина Г.В., Пешкова А.Н., Мациевский Б.А., Зайцева А.Е. исковые требования поддержали, указывая, что действиями налоговой инспекцией нарушены их права как членов СНТ, поскольку Б.Е.А. председателем они не выбирали.
Представитель ответчика МРИ ФНС РФ № 9 по РБ Балданов Ф.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований. Согласно представленному отзыву на исковое заявление, в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», запись вносится в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, т.е. государственная регистрация носит заявительный характер. При этом в силу ст. 9 п. 4 указанного ФЗ, регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, кроме документов, установленных данным ФЗ. Согласно ст. 25 ФЗ, ответственность за достоверность сведений, представляемых на государственную регистрацию, несут сами заявители. И из этого следует, что решения регистрирующего органа изначально является законным. Таким образом, при обращении в налоговую службу с заявлением о внесении изменения в сведения, Б.Е.А. подтверждено, что сведения, содержащиеся в заявлении по форме Р14001 достоверны. В удостоверительной надписи нотариуса Б.Т.А. личность Б.Е.А. установлена, ее полномочия проверены. Просит в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица СНТ «Восход» Булахов А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования истцов не признал. Суду пояснил, что претензий к налоговой службе у него не имеется, действия последней соответствуют закону. Предъявление данного иска истцами является незаконным, поскольку они не являются членами СНТ, в соответствии с процедурой, предусмотренной уставом. Истцы, представляют подложные документы, в связи с чем, просит привлечь их к уголовной ответственности и вынести частное определение.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Как установлено судами и следует из материалов дела, Садоводческое некоммерческое товарищество «Восход» (далее – СНТ «Восход») зарегистрировано в качестве юридического лица ***, при этом создано ***
Из п. 1 ст. 20 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - ФЗ № 66 от 15.04.1998 г.) следует, что органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения.
Согласно пп. 4 п.1 ст. 21 ФЗ № 66 от 15.04.1998 г., избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), если уставом такого объединения не установлено иное.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц регулируются нормами Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее ФЗ № 129 от 08.08.2001 г.).
Согласно п.2 ст.11 данного Федерального закона моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (п.4 ст.5). В соответствии с п.1 ст.11 того же Закона, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В соответствии с ч.2 ст.17 ФЗ № 129 от 08.08.2001 г., для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Форма такого заявления (форма №Р14001) предусмотрена приложением №6 к Приказу ФНС России от25.01.2012 №ММВ-7-6/25@.
В силу ст. 8 указанного закона, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом, *** в Межрайонную ИФНС России № 9 по РБ от Б.Е.А. поступило нотариально удостоверенное заявление о внесении изменений в сведения юридического лиц, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц по форме Р 14001 в связи со сменой лица, имеющего право без доверенности, действовать от имени товарищества; возложение обязанностей на Б.Е.А., прекращение полномочий у Р.Е.В. К заявлению по форме 14001 приложена также доверенность на Булахова А.И.
Б.Е.А. подтверждено, что сведения, содержащиеся в заявлении по форме 14001 достоверны. В удостоверительной надписи нотариуса Б.Т.А. личность Б.Е.А. установлена, ее полномочия проверены.
***, инспекцией вынесено решение о государственной регистрации указанных изменений.
Далее, в ЕГРЮЛ *** внесена запись за государственным регистрационным номером ..., согласно которой председателем Товарищества является Б.Е.А.
Истцы, ссылаясь на незаконность указанных действий налоговой инспекции, обратились в суд с исковым заявлением о признании решения Инспекции, на основании которого внесена запись в ЕГРЮЛ о данном лице как о председателе правления, недействительным.
В силу положений п. 4, п. 4.1 ст. 9 ФЗ № 129 от 08.08.2001 г., регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных вышеприведенным Законом, а также регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании п. 4.2 ст. 9 данного Закона, проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Следует отметить и то, что в силу п.1 ст.25 ФЗ № 129 от 08.08.2001 г., заявители несут ответственность за представление недостоверных сведений.
Согласно положениям п. 6 ст. 9 ФЗ № 129 от 08.08.2001 г., заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность.
Однако суду не представлено доказательств того, что заинтересованные лица, в 5-дневный срок проведения регистрации соответствующих сведений, возражали относительно поступивших в МРИ ФНС документов о внесении изменений в сведения СНТ в реестр, представляли соответствующие документы, опровергающие законность действий заявителя.
В связи с чем, оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст.23 ФЗ № 129 от 08.08.2001 г. МРИ ФНС РФ № 9 по РБ не выявила и *** приняла решение о государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица - СНТ «Восход».
Кроме того, согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48 Основ законодательства РФ о нотариате, нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если с просьбой о совершении нотариального действия обратился представитель, не имеющий необходимых полномочий.
Статьей 80 Основ о нотариате, свидетельствуя подлинность подписи, нотариус удостоверяет, что подпись на документе сделана определенным лицом, но не удостоверяет фактов, изложенных в документе.
Согласно поступившим в суд сведениям нотариуса Улан-Удэнского нотариального округа Б.Т.А., *** за реестровым номером ... ею совершено нотариальное действие по свидетельствованию подлинности подписи представителя юридического лица - Садоводческого некоммерческого товарищества «Восход» (СНТ «Восход»). Представителем юридического лица, имеющим право действовать без доверенности являлась Б.Е.А., *** года рождения. Заявление о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц (Форма №Р 14001) в МРИ ФНС № 9 по Республике Бурятия подписано Б.Е.А. в присутствии нотариуса.
Нотариус при свидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица руководствуется Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными Верховным судом РФ 11.02.1993г. ... (ред. от 27.12.2018г.); Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования", утвержденным решением Правления ФНП от 28.08.2017г. ..., приказом Минюста России от 30.08.2017г. ... (зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2017г. ...).
В соответствии с вышеуказанными нормами, устанавливающими объем информации, необходимой нотариусу для совершения такого рода нотариального действия, была проверена правоспособность юридического лица. Для этого юридическим лицом были представлены для обозрения следующие документы:
действующий устав, зарегистрированный в МРИ ФНС России по Республике Бурятия ***, утвержденный общим собранием членов СНТ "Восход" Протокол ... от ***;
протокол ... общего расширенного собрания членов правления Садоводческого Некоммерческого Товарищества "Восход" от ***.
Согласно п.п. 15, 19 главы IV «Объем информации о юридических лицах, их органах, действующих без доверенности, и порядок ее фиксирования» Регламента — правоспособность юридического лица, зарегистрированного на территории РФ, нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц и учредительном документе юридического лица; информацию о наименовании органа юридического лица, действующего без доверенности от имени юридического лица, и порядке его формирования нотариус устанавливает на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, учредительного документа юридического лица, документа (протокола, решения) о назначении лица на соответствующую должность.
П. 21 указанного регламента предусмотрено, что полномочия представителя нотариус устанавливает на основании: доверенности; договора, если это следует из его содержания; решения собрания.
В соответствии с этим нотариусом запрошена и получена в электронной форме через информационную систему нотариуса «еНот» выписка из ЕГРЮЛ от ***, содержащая сведения о юридическом лице СНТ «Восход».
Из анализа представленных и полученных документов нотариусом сделан вывод о том, что юридическое лицо СНТ «Восход» правоспособно. Б.Е.А. решением Правления избрана председателем Правления, согласно Протокола ... общего расширенного собрания членов правления Садоводческого Некоммерческого Товарищества "Восход" от *** и наделена полномочиями действовать от имени юридического лица без доверенности.
Удостоверенное нотариусом заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ передано в налоговую инспекцию представителем Булаховым, после чего соответствующие сведения внесены в реестр.
Таким образом, довод истцов о незаконности действий административного ответчика по внесению изменений в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Восход» *** в связи с отсутствием проверки законности представленных Б.Е.А. заявления по форме Р14001 и дополнительно представленных документов, суд находит необоснованными, противоречащим положениям п.4.1 ст.9 ФЗ ... от ***
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что внесение в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Восход» сведений о Б.Е.А. произведено в соответствии с положениями ФЗ ... от *** а также положениями ФЗ № 66 от 15.04.1998 г., в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
По смыслу ст. ст. 218, 227 КАС РФ, жалоба на решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностных лиц, наделенных публичными полномочиями, подлежит удовлетворению только в случае их несоответствия закону и если таковые привели к нарушению законных прав и интересов граждан, организаций, иных лиц.
В ходе судебного разбирательства представитель СНТ «Восход» возражал относительно предъявленных истцами исковых требований, указывая на отсутствие у них на то права, в связи с тем, что членами СНТ истцы не являются.
Однако суд полагает данные доводы необоснованными.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 18 ФЗ № 66 от *** членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Исходя из материалов дела, выписки из ЕГРЮЛ, истцы Пешкова А.Н., Зайнулина Г.В. являются учредителями СНТ «Восход», а значит, считаются принятыми в его члены с момента государственной регистрации.
Истцы Зайцева А.Е., Мациевский Б.А. представили суду членские книжки членов СНТ, из которых следует, что они в установленные сроки и порядке, осуществляется оплата членских взносов. Признавать членские книжки недопустимым доказательством у суда оснований также не имеется. Т. в судебном заседании не участвовала, стороной по делу не является в связи с чем, рассматривать копию ее членской книжке, как доказательства по делу, оснований не имеется. Более того, в судебном заседании истец Пешкова, указала об, ошибочном приложении данной копии к исковому заявлению.
Также суд полагает необоснованными доводы представителя заинтересованного лица относительно отсутствия доказательств уведомления других членов СНТ об обращении истцов в суд по защите прав членов СНТ. В данном случае доводы представителя суд считает, основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку уведомление всех членов СНТ необходимо при оспаривании решений общего собрания членов СНТ, в данном случае предмет спора иной.
Ходатайство представителя СНТ «Восход» о привлечении истцов к уголовной ответственности, также не подлежит удовлетворению, поскольку у суда данных полномочий не имеется. Для защиты нарушенного права, юридическое лицо вправе обратиться в правоохранительные органы.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Зайнулиной Г.В., Пешковой А.Н., Мациевского Б.А., Зайцевой А.Е. к Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Бурятия о признании регистрационной записи недействительной, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 08 февраля 2019 г.
Судья М.В. Кудряшова