Докладчик Лысенин Н.П. Апелляционное дело № 33-1144/2016
Судья Степанова З.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 марта 2016 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Алексеевой Г.И.,
при секретаре судебного заседания Петровой Г.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу Спиридонова А.А. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2015 года по гражданскому делу по иску Спиридонова А.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛА:
Спиридонов А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее – УПФР в г.Чебоксары ЧР) с учетом уточнений, в котором просил обязать ответчика назначить ему страховую часть трудовой пенсии по старости по достижении 60-летнего возраста, как пенсионеру органов внутренних дел (вторую гражданскую пенсию).
Требования мотивированы тем, что с /.././../.1998 истец является пенсионером МВД по выслуге лет. После выхода на пенсию он продолжил трудовую деятельность, с /.././../.2001 по настоящее время работает <....>. /.././../.2015 Спиридонов А.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости, но решением от /.././../.2015 ему было отказано ввиду отсутствия минимальной требуемой величины индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). Истец считает данное решение незаконным, поскольку коэффициент необходим для назначения пенсии гражданским лицам, а не пенсионерам МВД.
Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14.12.2015 в удовлетворении исковых требований Спиридонова А.А. о возложении на УПФР в г.Чебоксары ЧР обязанности по назначению страховой пенсии по старости по достижении 60-летнего возраста в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано.
На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности. В жалобе указано, что Федеральный закон «О страховых пенсиях» не содержит запрета на назначение пенсионерам ОВД страховой части трудовой пенсии, то обстоятельство, что им не уплачивались страховые взносы за 2015 год, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. С /.././../.2015 по /.././../.2015 им уплачены страховые взносы в размере .... руб. Федеральным законом №156-ФЗ от 22.07.2008 предусмотрены конкретные категории пенсионеров различных правоохранительных органов, которым назначается страховая часть трудовой пенсии.
В судебном заседании Спиридонов А.А. апелляционную жалобу поддержал.
Представитель ответчика УПФР в г.Чебоксары ЧР, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Спиридонов А.А., /.././.././..../ года рождения, является с /.././../.1998 получателем пенсии по выслуге лет по линии МВД по ЧР.
/.././../.2015 по достижении предельного возраста истец обратился к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии. Решением ответчика № от /.././../.2015 в установлении пенсии отказано по причине отсутствия минимально требуемой величины индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). ИПК истца составляет 6,3...
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным. Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 166-ФЗ, и п.6 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ, военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Исходя из изложенного доводы истца о том, что нормы Федерального закона «О страховых пенсиях» об основаниях возникновения права на страховую пенсию не распространяются на бывших военнослужащих, претендующих на назначение второй пенсии, являются несостоятельными. Ссылки Спиридонова А.А. на Федеральный закон от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» не могут быть приняты во внимание, поскольку внесенные указанным законом изменения в Закон Российской Федерации № 4468-1, Федеральный закон № 166-ФЗ, претерпели изменения и нормы, предусматривающие право пенсионеров МВД на получение страховой пенсии, изложены в новой редакции. Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утратил силу, и с 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон «О страховых пенсиях», который и подлежит применению к спорным правоотношениям.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и имеющие не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» устанавливаются переходные положения, из которых следует, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом «О страховых пенсиях» также введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (п.3 ст.3 Федерального закона №400-ФЗ).
С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч.3 ст. 35 Закона №400-ФЗ).
Таким образом, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже установленного законом является одним из обязательных условий назначения страховой пенсии по старости.
Согласно п. 9 ст. 15 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,
где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента истца за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определена ответчиком по формуле, изложенной в п. 10 ст. 15 федерального закона и составила 6,3...
Величина индивидуального пенсионного коэффициента истца за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, равна 0, поскольку страховые взносы им за период с 01.01.2015 по /.././../.2015 уплачены не были.
Указанный факт не оспаривается и истцом, который в апелляционной жалобе указывает на уплату указанных взносов лишь в <..> 2015 года.
Вместе с тем, предметом оспаривания является решение ответчика от /.././../.2015, принятого на основании представленных документов и уплаченных по состоянию на указанную дату страховых взносов. На указанную дату, как и на дату достижения истцом возраста 60 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента истца была менее требуемой законом величины в 6,6, что исключало возможность признания за истцом права на страховую пенсию по старости.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Спиридонова А.А. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Алексеева Г.И.