Решение по делу № 2-437/2018 ~ М-317/2018 от 23.03.2018

Дело № 2-437/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 апреля 2018 года г.Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Завертяевой Л.В.

при секретаре Шильненковой О.С.,

с участием представителя истца помощника прокурора Нытвенского района Щукиной Л.В., действующей на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора Нытвенского района в интересах неопределенного круга лиц

к Муниципальному образованию «Чайковское сельское поселение» в лице Администрации Чайковского сельского поселения

о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на гидротехническое сооружение и организовать его обследование

установил:

Прокурор Нытвенского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МО «Чайковское сельское поселение» в лице администрации Чайковского сельского поселения о возложении обязанности:

- зарегистрировать право муниципальной собственности муниципального образования «Чайковское сельское поселение Нытвенского муниципального района Пермского края» на объект недвижимости гидротехническое сооружение через р. Сын в д. Луговая Нытвенского района Пермского края в уполномоченном государственном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в срок до 31 декабря 2019 года;

- организовать и провести обследование гидротехнического сооружения через р. Сын в д.Луговая Нытвенского района Пермского края в соответствии с требованиями действующего законодательства о безопасности гидротехнических сооружений с привлечением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, в срок до 31 декабря 2019 года.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Нытвенского района по обращению руководителя Западно-Уральского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка исполнения на территории Чайковского сельского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края законодательства о промышленной безопасности, в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о противодействии терроризму, в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Чайковское сельское поселение Нытвенского муниципального района» в д. Луговая расположено гидротехническое сооружение через реку Сын которое не имеет декларации безопасности, не внесено в Российский регистр гидротехнических сооружений и не имеет разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения по причине отсутствия государственной регистрации права на объект, включено в Перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию безопасности, согласованный Западно-Уральским управлением Ростехнадзора, Главным управлением МЧС России по Пермскому краю, Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по состоянию на 01.02.2017.

Право муниципальной собственности Чайковского сельского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края на указанное ГТС в настоящее время в установленном порядке в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано, не смотря на то, что указанный объект включен в реестр муниципальной собственности поселения.

Муниципальное образование «Чайковское сельское поселение Нытвенского муниципального района», являясь фактическим собственником названного объекта, осуществляет предоставленные законодательством собственнику правомочия.

Администрация Чайковского сельского поселения в 2017 году финансировала мероприятия по обеспечению безопасности ГТС, а также работы по предотвращению аварий гидротехнического сооружения, осуществляла текущий ремонт ГТС, т.е. несла бремя содержания недвижимого имущества гидротехнического сооружения. Также, денежные средства в 519,9 тыс. руб. запланированы администрацией поселения на данные мероприятия в 2018 году.

По информации администрации Чайковского сельского поселения, представленной в прокуратуру района, обследование ГТС на предмет установления последствий от возможных повреждений собственником ГТС с привлечением представителей надзора не проводилось.

Следовательно, в настоящее время невозможно установить достоверно необходимость декларирования безопасности рассматриваемого ГТС и, соответственно, необходимость включения сведений о ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Неисполнение фактическим собственником гидротехнического сооружения требований законодательства о государственной регистрации объекта, требований, направленных на обеспечение безопасности ГТС, влечет за собой невозможность надлежащей эксплуатации, содержания сооружения как объекта муниципальной собственности, а также нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе права на жизнь и здоровье, охрану окружающей среды.

В судебном заседании помощник прокурора Щукина Л.В. поддержала исковые требования, настаивает на их удовлетворении по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Чайковского сельского поселения в судебное заседание не явился, просит провести судебное заседание без его участия, с исковыми требованиями согласен в полном объеме.

Представитель третьего лица Западно – Уральского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском согласен.

Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 стати 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения сельского поселения, где также указано, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

На основании п.п.5,7 ст.2 Закона Пермского края от 22.12.2014 N 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае", за сельскими поселениями Пермского края закреплены следующие вопросы местного значения: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" дает понятие «территории гидротехнического сооружения» - земельный участок и (или) акватория в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным законодательством и водным законодательством.

В силу ч. 1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (п.5 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

На основании ст.215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", регулирующим отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, установлены обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" регламентированы обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации.

Согласно ст. 10 вышеуказанного Федерального закона, декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией. В случае если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется.

Органом надзора является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений (п.1 вышеуказанного Постановления).

По информации Западно-Уральского управления Ростехнадзора, изложенной в обращении в прокуратуру Пермского края от 25.01.2018 № 01-12/143, гидротехническое сооружение в д. Луговая Нытвенского муниципального района Пермского края через р. Сын является напорным гидротехническим сооружением общей площадью 154000 кв.м., объемом 186000 куб.м. с напором 4 м. (далее также — ГТС). Данное ГТС не имеет декларации безопасности, не внесено в Российский регистр гидротехнических сооружений и не имеет разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения по причине отсутствия государственной регистрации права на объект (л.д.11-12).

В Перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию безопасности входит гидротехническое сооружение через реку Сын, расположенное в д.Луговая, собственником которого является МО ««Чайковское сельское поселение» (л.д.14-17).

Из информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от 11.12.2017г. следует, что в ЕГРН не содержатся сведения о гидротехническом сооружении пруда по адресу: Нытвенский район, д.Луговая (л.д.18-19).

По сообщению администрации Чайковского сельского поселения от 20.02.2018г., техническое состояние ГТС д.Луговая находится на стадии ремонта, значится в реестре муниципальной собственности Чайковского сельского поселения, право собственности в ЕГРН за МО на ГТС д.Луговая не зарегистрировано, техническая документация отсутствует, декларация безопасности ГТС отсутствует, разрешение на эксплуатацию ГТС отсутствует (л.д.20-21).

Также в обоснование требований истцом представлены: копии фотографий ГТС (л.д.22-30), копии муниципальных контрактов (л.д.31-47).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что гидротехническое сооружение через реку Сын, расположенное в д.Луговая, находящееся в муниципальной собственности МО «Чайковское сельское поселение», является недвижимым имуществом, но зарегистрированным в ЕГРН не значится, следовательно, оно подлежит государственной регистрации МО «Чайковское сельское поселение» в уполномоченном государственном органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Кроме того, ГТС, согласно требованиям ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", должно соответствовать требованиям безопасности для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, в связи с чем их собственником и (или) эксплуатирующей организацией организуется обследование гидротехнических сооружений, для определения возможных повреждений, в случае обнаружения которых производится декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений.

Для исполнения вышеуказанных обязательств суд устанавливает срок до 31 декабря 2019 года, учитывая требования разумности, а также согласие ответчика с исковыми требованиями.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное образование «Чайковское сельское поселение Нытвенского муниципального района Пермского края» в лице Администрации Чайковского сельского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края зарегистрировать право муниципальной собственности муниципального образования «Чайковское сельское поселение Нытвенского муниципального района Пермского края» на объект недвижимости гидротехническое сооружение через р. Сын в д. Луговая Нытвенского района Пермского края в уполномоченном государственном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней в срок до 31 декабря 2019 года.

Обязать Муниципальное образование «Чайковское сельское поселение Нытвенского муниципального района Пермского края» в лице Администрации Чайковского сельского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края организовать и провести обследование гидротехнического сооружения через р. Сын в д. Луговая Нытвенского района Пермского края в соответствии с требованиями действующего законодательства о безопасности гидротехнических сооружений с привлечением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в срок до 31 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме – с 20 апреля 2018 года.

Судья Л.В. Завертяева

2-437/2018 ~ М-317/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Нытвенского района Пермского края
Ответчики
Администрация Чайковского сельского поселения Нытвенмкого района
Другие
Западно-Уральское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Суд
Нытвенский районный суд
Судья
Л.В. Завертяева
23.03.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2018[И] Передача материалов судье
27.03.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2018[И] Судебное заседание
20.04.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2018[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее