РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 марта 2019 г. г. Севастополь
Севастопольский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Макарова А.С., при секретаре судебного заседания Ткаченко А.А., с участием административного истца Никишина Г.Н., его представителя – Шинкаренко Л.В., а также представителя 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ – Орлецкого А.И., рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании административное дело № 2а-99/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части (номер) (изъято) Никишина Геннадия Николаевича о признании незаконным решения заместителя начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об отказе в принятии внучки административного истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма,
установил:
Никишин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение заместителя начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее – 1 отдел Югрегионжилье) от 31 января 2019 г. № 5/сев в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства в г. Москве внучки – (изъято) 2014 года рождения, в качестве члена его семьи, и обязать упомянутое должностное лицо отменить это решение и повторно рассмотреть данный вопрос.
Никишин и его представитель в судебном заседании свои требования поддержали, просили административное исковое заявление удовлетворить, поскольку военнослужащий и внучка проживают вместе и ведут совместное хозяйство, а при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК РФ, а не только Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Представитель 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ – Орлецкий требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку внучка не относится к членам семьи военнослужащего, перечисленным в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», и не вписана в личное дело административного истца.
Руководитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области» и представитель этого учреждения Гусякова надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились. На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и изучив представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
(изъято) Никишин, проходящий военную службу по контракту с мая 1989 г., с 13 марта 2012 г. в связи с достижением в 2013 г. предельного возраста пребывания на военной службе (на тот момент 45 лет) принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства – г. Химки Московской области составом семьи один человек.
В июне 2013 г. избранное место жительства изменено административному истцу на г. Москву.
В апреле 2018 г. Никишин, достигнувший предельного возраста пребывания на военной службе (на тот момент 50 лет), заключил контракт о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на ней на три года.
20 ноября 2018 г. административный истец обратился в жилищный орган с заявлением, в котором просил принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении его дочерей (изъято) 1989 г.р. и (изъято) 1997 г.р., сына (изъято) 2014 г.р. и внучку (изъято) 2014 г.р.
Решением заместителя начальника 1 отдела Югрегионжилье от 31 января 2019 г. № 5/сев дочери и сын административного истца приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в принятии на такой учет внучки отказано со ссылкой на то, что она не отнесена п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семьи военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии, предусмотренные этим Федеральным законом, и не вписана в личное дело административного истца.
При этом как внучка, так и ее мать (изъято), расторгнувшая брак в октябре 2018 г., зарегистрированы по месту жительства (соответственно с 2015 г. и с 2005 г.) и проживают совместно с административным истцом в служебном жилом помещении, предоставленном, по адресу: г. Севастополь, (адрес), ведя с Никишиным совместное хозяйство.
Данные обстоятельства установлены судом на основании объяснений сторон, показаний свидетелей (изъято), копий послужного списка административного истца, копии контракта о прохождении военной службы от 25 апреля 2018 г., заявлений административного истца от 13 марта 2012 г. вх. № 3591 и от 20 ноября 2018 г. вх. № 22001, справки командира войсковой части 13020 от 27 января 2012 г. № 56/4/117, талона к ордеру от 17 января 2000 г. № 553, сообщения начальника Югрегионжилье от 8 июля 2013 г. № ЮЖ/02/15955, решения начальника Югрегионжилье от 21 июня 2012 г. № 1864, паспортов административного истца, его дочери (изъято), свидетельств о расторжении брака серии I-КМ № 516115, о рождении серии I-КМ № 500714 от 9 августа 2014 г., выписки из домовой книги от 19 ноября 2018 г., решения заместителя начальника 1 отдела Югрегионжилье от 31 января 2019 г. № 5/сев.
Оценивая изложенные обстоятельства, суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ.
Как указано выше, отказывая в принятии на жилищный учёт внучки административного истца, жилищный орган исходил из того, что она не входит в состав членов семьи военнослужащего, определённый п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Между тем, при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ, а не Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Такой вывод суда соответствует разъяснениям, изложенным в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».
Из предусмотренных ст. 51 ЖК РФ оснований признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилых помещений и установленного ч. 5 ст. 100 ЖК РФ применения к правилам пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда положений ст. 69 ЖК РФ, следует, что для решения вопроса о том, кого необходимо относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, надлежит руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ, в частности, ст. 69 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а равно к членам семьи нанимателя жилого помещения специализированного жилищного фонда, относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, в том числе служебного, жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Следовательно, заместитель начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, принимая решение об отказе в постановке на учёт нуждающихся внучки административного истца, необоснованно руководствовался п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для определения членов семьи, подлежащих обеспечению жилым помещением, при наличии в материалах жилищного дела документов, свидетельствующих о ее совместном проживании с административным истцом, поэтому отказ в постановке на жилищный учёт по этому основанию является незаконным, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Никишина Геннадия Николаевича – удовлетворить.
Признать незаконным решение заместителя начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 31 января 2019 г. № 5/сев в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении внучки административного истца.
Обязать 1 отдел (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда отменить решение от 31 января 2019 г. № 5/сев в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении внучки административного истца – (изъято) 2014 года рождения, и повторно рассмотреть вопрос о принятии последней на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Севастопольский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Макаров