Решение по делу № 33а-3655/2020 от 25.02.2020

Судья: Болочагин В.Ю. Дело № 33а-3655/2020

УИД: 63RS0039-01-2019-006117-76

Дело № 2а-4985/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июня 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Лазаревой М.А., Житниковой О.В.,

при секретаре – Латыповой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе руководителя управления правового обеспечения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Кондратьева А.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 октября 2019 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – Дмитриенко Е.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Маловой М.В., действующей также в интересах Малова М.Е. (по доверенности) против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Малов М.Е. и Малова М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным отказа, указав, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для индивидуального строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> В целях получения разрешения на строительство, 24 мая 2019г. административные истцы обратились в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением о предоставлении сведений о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда. В письме №270502/12633 административный ответчик сообщил, что земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в квартале 74 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества. 24 июня 2019г. административные истцы вновь обратились к административному ответчику с заявлением об исключении из информационных систем, лесного реестра и иных документов данные об отнесении земельного участка с кадастровым номером к землям лесного фонда и данные о нахождении указанного земельного участка в квартале 74 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества. Решением от 19 июля 2019г. №270502/16976 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отказало административным истцам в удовлетворении заявления, указав на отсутствие правовых оснований.

По мнению административных истцов, указанное решение об отказе является незаконным, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель населенных пунктов, при этом не имеет пересечений с границами иных участков, не относится к землям лесного фонда, ограничений и обременений не имеет.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Малов М.Е. и Малова М.В. просили суд признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19 июля 2019г. №270502/16976 исключить из информационных систем, государственного лесного реестра и иных документов, которыми Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области руководствовалось при указании на вхождение земельного участка с кадастровым номером в состав лесного фонда, данные о его отнесении к землям лесного фонда и данные о его нахождении в квартале 74 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества с кадастровым номером , обязать в месячный срок исключить из Государственного лесного реестра и программы «Геоинформационная система «ИНГЕО» (ГИС ИНГЕО) данные об отнесении земельного участка с кадастровым номером к землям лесного фонда и данные о нахождении указанного земельного участка в квартале 74 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 23 октября 2019 г. административный иск Малова М.Е., Маловой М.В. удовлетворен.

В апелляционной жалобе руководитель управления правового обеспечения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Кондратьев А.В. просит решение отменить как незаконное, постановленное при неправильном применении норм права, а также в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В заседании судебной коллегии представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – Дмитриенко Е.В. (по доверенности), доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Маловой М.В., действующая также в интересах Малова М.Е. (по доверенности) возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагала, что решение суда отмене не подлежит.

Малов М.Е. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Малова М.Е.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица.

Согласно части 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц.

Из материалов дела следует, что Малов М.Е. и Малова М.В. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для индивидуального строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> который приобретен ими у залогодержателя (АО «Коммерческий банк «Солидарность»»), оставившего за собой предмет залога после объявления публичных торгов несостоявшимися.

Согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области №270502/12633 на обращение административных истцов от 23 мая 2019 г., земельный участок с кадастровым номером относится к землям лесного фонда и находится в 74 квартале Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества.

20 июня 2019 г. Малов М.Е. и Малова М.В. обратились в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением о внесении изменений в государственный лесной реестр и исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером и приведении их в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и правоустанавливающими документами.

По результатам рассмотрения указанного заявления административным истцам направлен от 19 июля 2019 г. №270502/16976, в котором сообщено об отсутствии правовых оснований для внесения изменений в сведения государственного лесного реестра, в целях приведения в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

Не согласившись с указанным отказом, административные истцы, обратились в суд с настоящим заявлением.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ административного ответчика в приведении сведений государственного лесного реестра и иных информационных ресурсов в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости не соответствует требованиям части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и нарушает законные интересы собственников земельного участка.

Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда, находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Из оспариваемого отказа от 19 июля 2019 г. №270502/16976 следует, что в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, земельный участок с кадастровым номером относится к землям лесного фонда и находится в 74 квартале Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества. На данный лесной участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30 декабря 2004 г. №63-01/26-33/2004-415.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое в соответствии с пунктом 4 Положения осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Рослесхоза от 19 июня 2015 г. N 203 утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, в соответствии с которым Департамент осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Вместе с тем, рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции, в нарушение статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) (собственника земельного участка), Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, а также филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, осуществивший постановку земельного участка с кадастровым номером на кадастровый учет.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято районным судом, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 октября 2019 г. отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

Копия верна. Судья -

33а-3655/2020

Категория:
Административные
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение
Истцы
Малов М.Е.
Малова М.В.
Ответчики
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Вачкова И. Г.
25.02.2020[Адм.] Передача дела судье
24.03.2020[Адм.] Судебное заседание
21.04.2020[Адм.] Судебное заседание
01.06.2020[Адм.] Производство по делу возобновлено
02.06.2020[Адм.] Судебное заседание
08.06.2020[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее