Решение по делу № 3-20/2015 (3-122/2014;) от 28.11.2014

дело № 3-20/2015

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград 17 марта 2015 года

Волгоградский областной суд в составе

председательствующего Ждановой С.В.,

при секретаре Шишкиной А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Спирина В.Г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Спирин В.Г. обратился в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 21219 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости.

В обоснование требований указал, что он является арендатором вышеуказанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере 22262550 руб. 42 коп. Согласно отчёту об оценке размер рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составляет 6726000 рублей.

При таких обстоятельствах усматривается несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок начисления арендной платы за земельный участок, является нарушение прав истца (арендатора) этого земельного участка.

В связи с чем Спирин В.Г. просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 6726000 рублей.

Кроме того, заявитель просил возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Волгоградской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области) обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости и обязанность применять сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 01 января 2014 года.

Спирин В.Г., надлежащим образом извещённый о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, его интересы представляет Климова Т.В., действующая по доверенности.

Так, Климова Т.В. в ходе судебного заседания, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уточнила заявленные требования, просила установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 6833000 рублей, согласно заключению эксперта № № <...> от 25 февраля 2015 года. В остальной части заявленные требования не поддержала, просила производство прекратить.

Судом вынесено отдельное определение о прекращении производства по делу в части требований Спирина В.Г. о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Волгоградской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области) обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости и обязанности применять сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 01 января 2014 года.

Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области Барыкина О.А. в ходе судебного заседания не возражала против удовлетворения заявленных требований. Также пояснила, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области по состоянию на 29 января 2014 года, в связи с изменением его качественных характеристик.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Волгоградской области, администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Городищенского района Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Управление Росреестра по Волгоградской области).

Между тем представители вышеуказанных заинтересованных лиц, будучи своевременно и надлежащим образом извещёнными о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.

От представителей Управления Росреестра по Волгоградской области и администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие указанных заинтересованных лиц (119-121, 197).

В соответствии с положениями ч.ч.3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих право суда рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы гражданского дела, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.

Согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что Спирин В.Г. пользуется земельным участком с кадастровым номером № <...>, площадью 21219 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на правах, установленных договором аренды № <...> от 19 августа 2002 года, заключённом между Спириным В.Г. и администрацией Городищенского района Волгоградской области, сроком на 49 лет (л.д.9-11). Земельный участок относится к категории: земли населённых пунктов (л.д.26-28).

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.

При этом статья 390 Налогового кодекса, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогооблажения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что результаты кадастровой стоимости спорного земельного участка затрагивают права заявителя - арендатора земельного участка.

Согласно пунктам 2, 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтённом в соответствии с названным законом недвижимом имуществе. В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учёт земельных участков.

По смыслу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, приведенная правовая норма допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель.

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. №255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011г. № 275-О-О).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 01.06.2009г. «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.

В силу ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 24.07.07 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи...

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии») наделены полномочиями органа кадастрового учета.

При рассмотрении настоящего дела суд исходит из того, что права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно статье 24.19 вышеуказанного закона датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

Как усматривается из материалов дела кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, установлена ФГБУ "ФКП Росреестра» по Волгоградской области на основании акта определения кадастровой стоимости по состоянию на 29 января 2014 год, в связи с изменением его качественных характеристик, в размере 22262550 руб. 42 коп. (л.д.129).

С учётом приведённых выше положений действующего законодательства суд полагает, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость участка – 29 января 2014 год. То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

Согласно положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

По ходатайству представителя заявителя по делу была проведена судебная экспертиза определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 29 января 2014 год.

Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении № № <...> от 25 февраля 2015 года, проведённого экспертом общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний «<.......>» Ф.А.А.., рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 29 января 2014 года составляет 6833000 рублей.

Согласно части 2 статьи 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Давая оценку экспертному заключению, суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нём указана общая информация, идентифицируется объект оценки, содержится анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости спорного земельного участка либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.

Оснований не доверять заключению эксперта не имеется, оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, эксперт является членом Некоммерческого партнёрства «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», имеет большой стаж работы.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что заявитель представил доказательства, подтверждающие заявленные требования, в связи с чем заявление подлежит удовлетворению.

При таких обстоятельствах кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит установлению равной его рыночной стоимости в указанном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить заявление Спирина В.Г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 21219 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 6833000 рубля.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Жданова С.В.

решение в окончательной

форме принято 18 марта 2015 года

3-20/2015 (3-122/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Спирин Виталий Геннадьевич
Другие
Аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области
Климова Татьяна Викторовна
Управление Федеральной службы государуственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области
Администрация Городищенского района Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
28.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2014Передача материалов судье
03.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2014Подготовка дела (собеседование)
22.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2015Судебное заседание
19.01.2015Судебное заседание
04.03.2015Производство по делу возобновлено
17.03.2015Судебное заседание
18.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2015Дело оформлено
04.02.2016Дело передано в архив
17.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее