Решение по делу № 33-21904/2014 от 23.09.2014

Судья Быстрякова О.А. Дело № 33-21904/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мертехина М.В.,

судей Бекловой Ж.В., Шишкина И.В.,

при секретаре Родиной Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 октября 2014 года апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 27 мая 2014 года по гражданскому делу по иску Урман Ксении Львовны к Балашихинскому управлению социальной защиты населения, Министерству социальной защиты населения Московской области о признании незаконными решений Балашихинского управления социальной защиты населения, признании незаконными действий начальника Балашихинского управления социальной защиты населения Сыровой А.А. в несвоевременном направлении ответа по заявлению о предоставлении государственной социальной помощи и материальной помощи и непринятии необходимых мер для выяснения обстоятельств по фактическому нахождению в трудной жизненной ситуации, признании незаконными бездействий Министерства социальной защиты населения Московской области в не направлении ответа на обращение, обязании назначить государственную социальную помощь,

заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,

объяснения представителя Министерства социальной защиты населения Московской области,

УСТАНОВИЛА:

Урман К.Л. обратилась в суд и, с учетом уточнения требований, просила признать незаконными решения Балашихинского управления социальной защиты населения от 22.11.2013 года, от 11.12.2013 года, от 13.12.2013 года об отказе в назначении ей материальной помощи как гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации; признать незаконным действие начальника Балашихинского управления социальной защиты населения Сыровой А.А., выразившиеся в не своевременном направлении ответа на её обращение от 20.11.2013 года; признать незаконным действие Министерства социальной защиты населения Московской области, выразившиеся в не направлении ответа на ее обращение от 06.12.2013 года; признать незаконными бездействия начальника Балашихинского управления социальной защиты населения Сыровой А.А., выразившиеся в непринятии необходимых мер, установленных законом, для всестороннего выяснения обстоятельств установления фактического нахождения заявителя в трудной жизненной ситуации либо отсутствии таких обстоятельств; обязать Балашихинское управление социальной защиты населения назначить государственную социальную помощь с момента её обращения, то есть с 20.11.2013 года.

Требования мотивировала тем, что неоднократно обращалась в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении государственной социальной помощи и материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, поскольку у её семьи тяжелое материальное положение. При этом она представляла документы о том, что она не работает, в центре занятости на учете не состоит, а также данные о том, что отцом ее ребенка Урман М.Б., 1999 года рождения, ей выплачиваются алименты в добровольном порядке, о чем имеются расписки.

Балашихинское управление социальной защиты населения отказало ей в назначении указанной помощи, в связи с чем 06.12.2013 года она обратилась с заявлением-жалобой в Министерство социальной защиты населения Московской области с просьбой принять необходимые меры по разрешению вопроса о назначении её семье государственной социальной помощи и материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Ответ Министерства социальной защиты населения Московской области от 26.12.2013 года на её заявление-жалобу от 06.12.2013 года она до настоящего времени не получила. Представленный в суд ответ Министерства социальной защиты населения Московской области от 26.12.2013 года не свидетельствует о том, что данный ответ был ей направлен, реестр почтовых отправлений либо выписка с сайта суду представителем ответчиков не представлены.

Балашихинское управление социальной защиты населения и Министерство социальной защиты населения Московской области требования не признали.

Суд рассмотрел дело в порядке публичного производства. Решением Балашихинского городского суда Московской области от 27 мая 2014 года требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными решения Балашихинского управления социальной защиты населения от 22.11.2013 года, от 11.12.2013 года и от 13.12.2013 года об отказе Урман К.Л. в назначении материальной помощи в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации; признал незаконными действий начальника Балашихинского управления социальной защиты населения Сыровой А.А. в несвоевременном направлении ответа по заявлению Урман К.Л. от 20.11.2013 года о предоставлении государственной социальной помощи и материальной помощи; признал незаконными бездействия Министерства социальной защиты населения Московской области в не направлении ответа на обращение Урман К.Л.; обязал Балашихинское управление социальной защиты населения назначить государственную социальную помощь Урман К.Л. с момента обращения – с 20.11.2013 года. В остальной части требований отказал.

Не согласившись с решением суда, Министерство социальной защиты населения Московской области в апелляционной жалобе просит отменить решение в удовлетворенной части требований.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав объяснения явившегося представителя Министерства социальной защиты населения Московской области, судебная коллегия находит решение суда в обжалованной части подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст.195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.

Понятие трудной жизненной ситуации определено в Федеральном законе от 10.12.1995 года №195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно (п.4 ст.3 Закона).

В соответствии со ст.7 Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно подп.1 п.1 ст.2 Закона Московской области от 30.12.2013 года №189/2013-ОЗ «О государственной социальной помощи в Московской области» получателями государственной социальной помощи являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения).

Порядок назначения государственной социальной помощи установлен ст.3 Закона Московской области №189/2013-ОЗ, в соответствии с которой государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается гражданам Российской Федерации по месту жительства или по месту их пребывания.

Государственная социальная помощь назначается решением центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения Московской области.

Порядок назначения государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, устанавливается Правительством Московской области.

В назначении государственной социальной помощи может быть отказано, оказание государственной социальной помощи может быть прекращено по основаниям, установленным Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Расчет среднедушевого дохода и учет доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 года №44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

В настоящее время порядок назначения государственной социальной помощи регулируется Постановлением Правительства Московской области от 11.02.2014 года №54/3 «Об утверждении порядка назначения государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта».

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Урман К.Л. с сыном Урманом А.Б., 12.08.1994 года рождения, и Урманом М.Б., 05.03.1999 года рождения, зарегистрирована по месту жительства в г.Балашиха Московской области, ул.Спортивная, д.7, кв.162.

Брак истицы с отцом детей Урманом Б.Л. расторгнут 04.06.2004 года. Судебный приказ о взыскании с Урмана Б.Л. алиментов на содержание несовершеннолетнего сына Урмана М.Б. не предъявлен Урман К.Л. к исполнению. Между родителями ребенка достигнуто соглашение о выплате Урманом Б.Л. в добровольном порядке денежных средств на содержание сына. В период с июля по октябрь 2013 года Урман Б.Л. ежемесячно выплачивал Урман К.Л. алименты в размере 8000 рублей.

Урман К.Л. являлась получателем ежемесячного пособия на двоих детей в период с 01.04.2009 года по 31.08.2010 года. С 01.09.2010 года по 30.11.2012 года пособие выплачивалось только на младшего сына.

Урман К.Л. является трудоспособной, нигде не работает, на учете в Центре занятости населения в поисках работы не состоит.

Администрацией городского округа Балашиха Московской области в установленном законом порядке семья Урман К.Л. не признавалась малоимущей.

20.11.2013 года Урман К.Л. обратилась в Балашихинское управление социальной защиты населения заявлением об оказании материальной помощи, указав, что не работает, ухаживает за сыном Урманом М.Б., 05.03.1999 года рождения, больным сахарным диабетом 1 типа. Документы на инвалидность ребенка находятся в стадии оформления.

Из выписки из истории болезни Урмана М.Б. усматривается, что в период с 15.11.2013 года по 27.11.2013 года он находился на лечении в Морозовской детской городской клинической больницы, где ему установлен диагноз: «Сахарный диабет, 1 тип, впервые выявленный, декомпенсация с кетозом», рекомендовано обратиться в КЭК по месту жительства для разрешения вопроса об оформлении инвалидности.

Решением Комиссии по оказанию помощи от 22.11.2013 года в оказании Урман К.Л. материальной помощи было отказано.

Повторное рассмотрение заявление Урман К.Л. от 06.12.2013 года состоялось 13.12.2013 года. В связи с непредставлением документов, подтверждающих какие-либо изменения в семье, в оказании материальной помощи было отказано.

Обязывая Балашихинское управление социальной защиты населения назначить Урман К.Л. государственную социальную помощь с момента её обращения, суд исходил из того, что истицей представлялись документы, подтверждающие доходы семьи, а именно: расписка об алиментах, трудовая книжка, выписка из домовой книги, справка из центра занятости населения, справки из больницы. Иных доходов у семьи нет.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции ошибочными.

По смыслу Федерального закона от 10.12.1995 года №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи» юридически значимым обстоятельством для предоставления государственной социальной помощи является нахождение малообеспеченной семьи в трудной жизненной ситуации.

На момент подачи заявлений о предоставлении государственной социальной помощи 20.11.2013 года и 28.11.2013 года Урман К.Л. не представила документов, подтверждающих какие-либо изменения, приведшие к ухудшению материального положения семьи. Будучи трудоспособной, Урман К.Л. с 2010 года не работает, на учете в ГКУ Московской области «Балашихинский центр занятости населения» не состоит, за услугой содействия в поиске работы, а также по вопросу регистрации в качестве безработной не обращалась, не была занята уходом за ребенком-инвалидом (справка об инвалидности получена 19.12.2013 года). При таких обстоятельствах отказ в предоставлении истице государственной социальной помощи являлся обоснованным.

25.11.2013 года несовершеннолетний сын истицы Урман М.Б. прошел освидетельствование в Бюро №1 – филиале ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области». Ему была установлена инвалидность. Справка об инвалидности была выдана 19.12.2013 года (л.д.17).

С учетом представленной справки об установлении сыну инвалидности, по заявлению Урман К.Л. от 19.12.2013 года, семье истицы 10.01.2014 года была оказана единовременная адресная материальная помощь в размере 5000 рублей.

Пленум Верховного Суда РФ в п.9 Постановления от 10.02.2009 года №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

По характеру возникших правоотношений настоящий спор подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве социальной защиты населения, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 17 сентября 2007 года №683/28 (с изменениями и дополнениями), Министерство социальной защиты населения Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере социальной защиты населения Московской области.

Балашихинское Управление социальной защиты населения является территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области.

Судом первой инстанции неправильно определен вид гражданского судопроизводства и надлежащий ответчик по делу.

Судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции в обжалованной части, постановляет новое решение, которым отказывает в удовлетворении требований Урман К.Л. к Министерству социальной защиты населения Московской области о предоставлении государственной социальной помощи с 20.11.2013 года в связи с нахождением семьи в трудной жизненной ситуации.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Балашихинского городского суда Московской области от 27 мая 2014 года в обжалованной части – в части признания незаконными решений Балашихинского управления социальной защиты населения от 22.11.2013 года, от 11.12.2013 года и от 13.12.2013 года об отказе Урман К.Л. в назначении материальной помощи в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации, признании незаконными действий начальника Балашихинского управления социальной защиты населения Сыровой А.А. в несвоевременном направлении ответа по заявлению Урман К.Л. от 20.11.2013 года о предоставлении государственной социальной помощи и материальной помощи, признании незаконными бездействий Министерства социальной защиты населения Московской области в не направлении ответа на обращение, обязании назначить государственную социальную помощь – отменить. В отмененной части постановить новое решение.

В удовлетворении требований Урман К.Л. к Министерству социальной защиты населения Московской области о предоставлении государственной социальной помощи с 20.11.2013 года в связи с нахождением семьи в трудной жизненной ситуации отказать.

Апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

33-21904/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Урман К.Л.
Урман М.Б.
Ответчики
Балашихинское управление Министерства социальной защиты населения
Урман М.Б.
Суд
Московский областной суд
Судья
Беклова Ж.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
06.10.2014Судебное заседание
21.10.2014Дело сдано в канцелярию
22.10.2014Передано в экспедицию
06.10.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее