Дело № 2а-1304/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2019 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,
при секретаре судебного заседания Васильковой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беляева Р. А. к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании незаконным отказа в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка, обязании согласовать и заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Беляев Р.А. обратился в Серпуховский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Серпухов Московской области и просил признать незаконным решение об отказе в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым <номер>, обязать устранить нарушение прав, осуществив согласование и заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 2494 кв.м., с видом разрешенного использования: для размещения торгово-складских помещений и парковочных мест, по <адрес>.
Требования иска мотивированы тем, что Беляев Р.А. на основании договора аренды № 4-М от 10.12.2015, заключенного с Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области, владеет земельным участком с кадастровым <номер>, площадью 2494 кв.м., с видом разрешенного использования: для размещения торгово-складских помещений и иного специального назначения. Согласно технического плана здания, по состоянию на 09.01.2018, на указанном земельном участке возведено здание площадью объекта 65,8 кв.м. в его пределах. Право собственности на нежилое здание зарегистрировано за административным истцом в установленном законом порядке. 10.08.2018 административный истец обратился с заявлением о заключении договора купли-продажи указанного выше земельного участка. Однако, ответом от 07.11.2018 за № 730-330 отказано в предоставлении в собственность арендуемого земельного участка с кадастровым <номер>. Административный истец, основывая свою позицию на нормах статей 9-11, п.1 ст. 37, ст. 39.1, п. 6 ч.2 ст. 39.3, ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), полагает, что оснований для отказа предоставления в собственность земельного участка со ссылкой на то, что площадь объекта капитального строительства несоразмерна площади земельного участка, а также со ссылкой на отсутствие на указанном выше земельном участке объекта торгового назначения, у административного ответчика не имелось, поскольку площадь объекта капитального строительства не имеет правового значения для принятия решения о достижении цели предоставления земельного участка, так как такой вывод противоречит и виду разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Довод принятого решения о недостижении цели предоставления земельного участка ошибочен и не основан на фактических обстоятельствах возведения истцом на арендуемом земельном участке нежилого здания с назначением, корреспондирующим виду его разрешенного использования.
В судебное заседание административный истец Беляев Р.А. и его представитель по доверенности и по ордеру адвокат Валиков В.А. не явились, извещены.
От административного истца Беляева Р.А. в суд поступило заявление, в котором он просит рассмотреть административное дело в его отсутствие, настаивая на удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д.123).
Определением суда от 31.01.2019 года произведена замена ответчика Администрации Серпуховского муниципального района Московской области на административного ответчика Администрацию городского округа Серпухов Московской области (л.д.53-55).
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
От представителя административного ответчика по доверенности Мкртумян Р.М. в суде поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, разрешив требования административного истца в соответствии с нормами действующего законодательства (л.д.124).
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен. От представителя указанного лица ходатайств, заявлений, отзывов на иск не поступало.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 10.12.2015 между Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области и Беляевым Р.А. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером с кадастровым <номер>, площадью 2494 кв.м. расположенного по <адрес>, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для торгово-складских помещений и парковочных мест. Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Серпуховскому муниципальному району Московской области, на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие арендодателю. Срок действия договора аренды был установлен на 5лет (л.д.45-51, 41-43).
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, Беляев Р.А. является собственником нежилого здания (складское здание) с кадастровым <номер>, год завершения строительства 2017 (л.д.72).
16.08.2018 Беляев Р.А. обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги - предоставление земельного участка с кадастровым <номер> площадью 2494 кв.м. расположенного по <адрес>, в собственность за плату без проведения торгов (л.д.76).
Письмом от 07.11.2018 № 730-330 Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области было отказано в предоставлении земельного участка по причине отсутствия возможности предоставления в собственность указанного земельного участка, указывая, что Администрацией был подготовлен и направлен пакет документов для согласования данного решения в Министерство имущественных отношений Московской области. На основании протокола заочного голосования по проектам Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от 29.10.2018 № 158-З принято решение об отказе в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка, в связи с тем, что площадь объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, несоразмерна площади земельного участка, а также, что на земельном участке отсутствуют объекты торгового назначения, не достигнута цель предоставления земельного участка, поскольку на нем отсутствуют объекты торгового назначения (л.д.9).
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 10 августа 2018 года заявитель обратился в Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 2494 кв.м., вид разрешенного использования «для торгово-складских помещений и парковочных мест», категории «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, под объектом недвижимости - нежилое здание.
Заявителю в письме от 07.11.2018 года №730-330 за подписью заместителя Главы администрации Серпуховского района Московской области было сообщено, со ссылкой на протокол заочного голосования по проектам Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от 29.10.2018 № 158-З, на несоразмерность площади объекта недвижимости к площади испрашиваемого земельного участка, а также на отсутствие на земельном участке объектов торгового назначения, цель предоставления земельного участка не достигнута (л.д.9).
Согласно части 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В силу п. 7 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Административный истец не представил доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка запрашиваемой площади для эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимости.Остается документально не подтвержденным довод административного истца о том, что для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости необходима вся площадь земельного участка с кадастровым <номер>.
Кроме того, земельный участок площадью 2494 кв.м. имеет вид разрешенного использования «для торгово-складских помещений и парковочных мест». Как следует из материалов дела, на земельном участке имеется объект недвижимого имущества - нежилое здание. Отсутствие на земельном участке объектов торгового назначения и парковочных мест, свидетельствует о том, цель предоставления земельного участка не достигнута, что является основанием для отказа в предоставлении услуги в соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации,
Согласно п. 6.1.4. Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26.12.2018 года № 15 ВР-1814, получение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, в случаях если на испрашиваемом земельном участке расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации, при этом:
- указанные объекты капитального строительства должны отвечать признакам объектов недвижимого имущества, возведены на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, зарегистрированы в ЕГРН на основании решения суда, зарегистрированы в ЕГРН на основании декларации ввиду прямого указания закона;
- площадь испрашиваемого земельного участка должна быть необходимой и достаточной для эксплуатации, расположенного на нем объекта капитального строительства в соответствии с его назначением, вместе с тем, площадь застройки не должна быть менее 10 % от общей площади испрашиваемого земельного участка (за исключением случаев, обращения за выкупом при установленном виде разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, ведение садоводства).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 № 13535/10, от 03.04.2012 № 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков, необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков за исключением случаев, установленных федеральными законами. Реализация собственником здания, сооружения права на выкуп земельного участка, на котором данные объекты расположены, является следствием вышеприведенного принципа земельного законодательства.
Сообщение от 07.11.2018 № 730-330 в предоставлении муниципальной услуги не свидетельствует о невозможности предоставления административному истцу земельного участка непосредственно в целях эксплуатации принадлежащего ему здания, а также не влечет прекращения договора аренды спорного земельного участка и, соответственно, позволяет ему продолжать использовать указанный земельный участок в целях строительства объектов по назначению.
Таким образом, Беляев Р.А. не лишается права на использование земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему сооружения.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 года <номер> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» реализация полномочий органами местного самоуправления, осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017г. № 13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов».
Согласно пункта 1 вышеуказанного Временного порядка, при поступлении от граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц заявлений: об утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка, о заключении договора аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования земельным участком (далее - Договор), об установлении вида разрешенного использования земельного участка или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, о переводе земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую на территории муниципального района, городского округа (за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов), установлении сервитута на земельный участок или часть земельного участка, на территорию, а также обращений, связанных с реализацией органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений, осуществляемых ими в соответствии с Законом Московской области от 29.11.2016 <номер> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений», уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Московской области обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков и получение документов, указанных в пунктах 1.2-1.4 Временного порядка.
Согласно пункта 2 Временного порядка, подготовленный Проект с приложенными документами подлежит направлению в Министерство имущественных отношений Московской области.
Согласно пункта 4,2.3. Временного порядка, в случае соответствия представленного Проекта Примерной форме, утвержденной постановлением Правительства Московской области, наличия необходимых документов, при условии, что вопрос подлежит рассмотрению на заседании Градостроительного совета Московской области, исходя из вида разрешенного использования земельного участка или его площади при наличии голосов против, а также в случае поступления обращения члена МВК о необходимости рассмотрения вопроса на очном заседании, - включает Проект в повестку очередного заседания МВК для его рассмотрения на очном заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (МВК), на котором МВК принимает следующие решения: о согласовании Проекта; об отказе в согласовании Проекта с указанием причин отказа; о внесении Проекта на рассмотрение Градостроительного совета Московской области с соответствующим проектом решения.
Согласно пункта 4.2.4. Временного порядка, по итогам очного заседания МВК решения МВК оформляются очным протоколом и направляются в орган местного самоуправления через Межведомственную систему электронного документооборота (МСЭД).
Согласно пункта 4.3.1. Временного порядка, Выписка из протокола заочного заседания МВК приравнивается к протоколу заседания МВК по соответствующему вопросу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области после сбора необходимого пакета документов, было направлен в Министерство имущественных отношений Московской области на согласование проект постановления о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2494 кв.м., вид разрешенного использования «для торгово-складских помещений и парковочных мест», категории «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, под объектом недвижимости - нежилое здание (л.д.68-77).
На основании п.314 протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (МВК) от 29.10.2018 года №158-3, принято решение отказать в согласовании проекта, учитывая, что площадь объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, несоразмерна площади земельного участка, а также отсутствие на земельном участке объектов торгового назначения (цель предоставления земельного участка не достигнута) - л.д.80.
Согласно пункта 4.4. Временного порядка, решение МВК подлежит обязательному исполнению органами местного самоуправления в течение трех рабочих дней с момента его принятия и размещения Карточки проекта с решением МВК в протоколе Модуля.
При изложенном выше нормативном регулировании, с учетом установленных по делу обстоятельств, административный ответчик лишен возможности распорядиться земельным участком неразграниченной госсобственности в отсутствие согласия уполномоченного органа субъекта РФ - Министерства имущественных отношений Московской области.
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд может принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Такое решение по смыслу действующего законодательства, в частности части 9 статьи 226 и части 2 статьи 227 КАС РФ, принимается судом в случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) не нарушает права и свободы заявителя, а также соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Разрешая заявленные Беляевым Р.А. требования, суд, приходя к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, учитывая изложенное выше, исходит из того, что в данном случае предусмотренная законом совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения административного иска отсутствует. Доказательств принятия МВК положительного решения о предоставлении в собственность без торгов испрашиваемого административным истцом земельного участка, не представлено, а также не представлено доказательств отказа истцу в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Беляева Р. А. к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании незаконным отказ в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым <номер>, о возложении обязанности осуществить согласование и заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 2494 кв.м., с видом разрешенного использования: для размещения торгово-складских помещений и парковочных мест, по <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.И.Цыцаркина
Мотивированное решение изготовлено 22.04.2019года