АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. К. Маркса, 25, г. Курск, 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курск Дело № А35-9829/2012
12 ноября 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 07.11.2012.
Полный текст решения изготовлен 12.11.2012.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Арцыбашевой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клевцовой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Курской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Костиной Наталье Александровне
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: Боев И.Н. – по доверенности от 15.10.2012, служебное удостоверение;
от индивидуального предпринимателя: не явился, извещен надлежащим образом.
Управление государственного автодорожного надзора по Курской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН по Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Костиной Натальи Александровны (далее – ИП Костина Н.А.) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель УГАДН по Курской области в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором факт правонарушения и вину в его совершении признал.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Выслушав доводы представителя заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд
установил:
Костина Наталья Александровна, 10.07.1976 года рождения, место рождения: Курская область, Золотухинский район, м. Свобода, проживающая (зарегистрирована) по адресу: 305048, Курская область, г. Курск, пр. Энтузиастов д. 5 кв. 259, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 17.04.2003 Регистрационной палатой города Курска, ОГРНИП 304463217500360, ИНН 463210484730.
30.05.2008 Управлением государственного автодорожного надзора по Курской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ИП Костиной Н.А. выдана лицензия АСС № 46-104765 на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) сроком на 5 лет.
На основании распоряжения УГАДН по Курской области от 10.07.2012 № 12-480-ГК в период с 06.08.2012 по 31.08.2012 государственным инспектором УГАДН по Курской области Харлановой И.П. и государственным инспектором УГАДН по Курской области Пушкиным И.В. была проведена плановая документарная проверка в отношении ИП Костиной Н.А.
По результатам проверки, в присутствии ИП Костиной Н.А. составлен акт проверки № 12481 от 28.08.2012 и протокол об административном правонарушении № 110090 от 28.08.2012.
Существо административного правонарушения, зафиксированного в протоколе, выразилось в осуществлении предпринимателем перевозки пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
- лицензиат Костина Н.А. не выполняет основной принцип обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: отсутствует программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения; отсутствует планирование мероприятий по реализации требований, направленных на обеспечение дорожного движения, что не соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- лицензиат Костина Н.А. не пройдена периодическая (1 раз в 5 лет) аттестация на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, - не выполняются требования п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказа №13/11 от 11.03.1994 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов»;
- предприниматель Костина Н.А. не организовала проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР от 20.09.1984 . Договор на выполнение ремонтов и технического обслуживания и сервисные книжки отсутствуют, что нарушает требования п.4 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 № 196-ФЗ, п. 2.5.2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте»;
- лицензиат Костина Н.А. не контролирует порядок заполнения и ведения путевой документации. Так, в обязательных реквизитах путевого листа сведения о собственнике (владельце) транспортного средства должны включать для индивидуального предпринимателя – Ф.И.О., почтовый адрес, номер телефона, в заголовочной части путевого листа проставляется печать или штамп индивидуального предпринимателя, владельца транспортного средства. В представленных за 2 месяца путевых листах эти данные отсутствуют (путевые листы № 106 от 07.06.2012, № 124 от 01.07.2012, № 126 от 24.07.2012, № 128 от 26.07.2012, № 129 от 27.07.2012), что не соответствует требованиям п. 2.5.2, п. 3.12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; Постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учеты работы строительных машин и механизмов, раб в автомобильном транспорте»;
- лицензиатом Костиной Н.А. не осуществляется контроль за прохождением водителями послерейсового медицинского контроля, что не соответствует требованиям п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 2.2 Положений об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2.
- лицензиатом Костиной Н.А. не проводится анализ, учет и сверка с ГИБДД о ДТП и нарушений ПДД с участниками принадлежащей ей АТС, не выполняется п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 15 «Правил учета ДТП», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Костиной Н.А. к административной ответственности в соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Полномочия государственных инспекторов Управления государственного автодорожного надзора по Курской области на составление протоколов об административных правонарушениях основаны на Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», приказе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938фс, приказе УГАДН по Курской области от 31.08.2009 № 32.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, относятся перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу ст. 2 указанного закона, лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом под лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом понимается, а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством лицензионные требования и условия.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В результате проверки административным органом установлено, что ИП Костиной Н.А. не выполняется основной принцип обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: отсутствует программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения; отсутствует планирование мероприятий по реализации требований, направленных на обеспечение дорожного движения.
В соответствии с требованиями п. 4 ст. 20 Федерального закон № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в том числе, обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
В силу п. 3 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта" аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет.
В результате проверки административным органов установлено, что ИП Костина Н.А. не пройдена периодическая (1 раз в 5 лет) аттестация на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств.
Порядок и сроки проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств установлены Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденном Минавтотрансом РСФСР от 20.09.1984.
Административным органом установлено, что предприниматель Костина Н.А. в нарушение п. 4 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ не организовала проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Порядок заполнения путевых листов утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» от 18.09.2008 № 152, в соответствии с которым путевой лист должен содержать сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают: для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
Административным органом установлено, что ИП Костина Н.А. не контролирует порядок заполнения и ведения путевой документации. Так, в обязательных реквизитах путевого листа сведения о собственнике (владельце) транспортного средства должны включать для индивидуального предпринимателя – Ф.И.О., почтовый адрес, номер телефона, в заголовочной части путевого листа проставляется печать или штамп индивидуального предпринимателя, владельца транспортного средства. В представленных за 2 месяца путевых листах эти данные отсутствуют (путевые листы № 106 от 07.06.2012, № 124 от 01.07.2012, № 126 от 24.07.2012, № 128 от 26.07.2012, № 129 от 27.07.2012).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (п. 1 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ).
Пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 установлено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе, регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
Административным органом установлено, что ИП Костиной Н.А. не осуществляется контроль за прохождением водителями послерейсового медицинского контроля, что подтверждается путевыми листами за июнь-июль 2012.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Пунктом 15 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647 установлено, что владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.
Административным органом установлено, что ИП Костиной Н.А. не проводится анализ, учет и сверка с ГИБДД о ДТП и нарушений ПДД с участниками принадлежащей ей АТС.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Как усматривается из материалов дела, факт допущенных индивидуальным предпринимателем нарушений зафиксирован в акте проверки № 12481 от 28.08.2012 и протоколе об административном правонарушении № 110090 от 28.08.2012. В указанных документах описаны обстоятельства выявленных нарушений, содержатся ссылки на нормативные правовые акты, положения которых нарушены индивидуальным предпринимателем; факты нарушений подтверждаются документами, приобщенными к материалам дела. Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждается материалами дела и не оспаривается ИП Костиной Н.А., суд полагает обоснованным привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При применении статьи 2.9 КоАП РФ суд учитывает, что законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
С учетом характера и степени общественной опасности данного правонарушения, суд не находит оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.
Вместе с тем, учитывая, что ИП Костина Н.А. не привлекалась к административной ответственности в течении 12 месяцев за аналогичное правонарушение, суд считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере.
Заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 17, 29, 156, 167-170, 176, 180, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2.1., 2.4., 4.5., статьями 14.1., статьей 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Костину Наталью Александровну, 10.07.1976 года рождения, место рождения: Курская область, Золотухинский район, м. Свобода, проживающую (зарегистрирована) по адресу: 305048, Курская область, г. Курск, пр. Энтузиастов д. 5 кв. 259, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 17.04.2003 Регистрационной палатой города Курска, ОГРНИП 304463217500360, ИНН 463210484730, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Обязать индивидуального предпринимателя Костину Наталью Александровну не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить данное решение судебному приставу -исполнителю для взыскания с индивидуального предпринимателя Костиной Натальи Александровны в федеральный бюджет (код бюджетной классификации – 10611690040046000140) административного штрафа в сумме 3000 рублей по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК МФ РФ по Курской области (УГАДН по Курской области ФСНСТ)
ИНН/КПП: 4632048928/463201001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области г. Курска
БИК: 043807001
р\с: 40101810600000010001
ОКАТО: 38401000000.
Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение 10-ти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Т.Ю. Арцыбашева