№ 2-3281/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года г.Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.В.
при секретаре Дубровиной А.Г.,
рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушаковой Светланы Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии,
установил:
Ушакова С.В. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии указав, что она 08.06.2018 г. обратилась в ГУ УПФР по г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением комиссии Управления пенсионного фонда в г. Пензе от 05.07.2018г. № 180000025924/303692/18 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии. В специальный стаж не был включен период работы с 12.11.1987г. по 15.06.1988г. (7 месяцев 4 дня) в должности медицинской сестры челюстно-лицевого отделения Больнично-поликлинического объединения № 9 г.Саратова, а так же периоды нахождения в командировках : с 10.04.2011г. по 16.04.2011г.(7 дней), с 11.10.2011г. по 14.10.201 1г.(4 дня),с 20.11.2011г. по 24.11.2011г.(5 дней), с 18.03.2012г. по 21.03.2012 г.(4 дня), с 02.10.2012 г. по 03.10.2012г.(2 дня), с 04.10.2012г. по 06.10.2012 г.(3 дня), с 14.10.2012 г по 17.10.2012г.(4 дня), с 23.09.2014 г. по 28.09.2014 г. (6 дней), с 24.09.2015 г. по 26.09.2015г.(3 дня), 08.04.2016 г.(1 день), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17.03.2008г. по 22.04.2008г.(1 месяц 6 дней), с04.05.2010г. по10.06.2010г. (1 месяц 7 дней), с 23.04.2015г. по 22.05.2015г.( 1 месяц), с 14.05.2018г. по 19.05.2018г. (6 дней). Решение комиссии считает незаконным и необоснованным. Период ее работы с 12.11.1987г. по 15.06.1988г.(7 месяцев 4 дня) в должности медицинской сестры челюстно-лицевого отделения Больнично-поликлинического объединения № 9 г.Саратова необоснованно исключен из подсчета специального стажа, т. к. Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 (действует по периодам работы до 01.11.1999г.), указанное учреждение не предусмотрено. Согласно справке о переименовании учреждения № 39 от 17.03.2015г., с 04.07.1977г. на основании приказа № 157-л «Поликлиника № 3» и «Городская больница № 9» путем слияния вошли в состав Больнично-поликлинического объединения № 9. На основании приказа № 1-лв от 01.09.1992г. с 01.09.1992г. «Больнично-поликлиническое объединение № 9» путем разделения реорганизовано в «Поликлинику № 3» и «Городскую больницу № 9». ММУ «Городская больница № 9» и «Поликлиника № 3» в связи с реорганизацией и образованием нового юридического лица переименованы в ММУ «Больнично-поликлиническое объединение № 9» с 18.01.1999г. На основании постановления администрации г.Саратова от 10.11.1998г. № 612, Приказа ГУЗ от 13.11.1998г. № 492, свидетельства о государственной регистрации предприятия. В соответствии с постановлением мэра города Саратова от 31.12.1999г. № 1005 ММУ «Больнично-поликлиническое объединение № 9» реорганизовано путем разделения на ММУ «Городская клиническая больница «9» и ММУ «Поликлиника № 3» с 20.03.200г. (приказ № 52-л от 20.03.2000г.). ММУ «Городская клиническая больница № 9» комитета здравоохранения администрации г.Саратова переименовано в МУЗ «Городская клиническая больница № 9» комитета здравоохранения администрации г.Саратова, с 01.01.2007г. (приказ № 151 от 29.11.2006г.), на основании приказа Комитета здравоохранения администрации г.Саратова № 716 от 19.10.2006г., распоряжения № 1440-р от 16.11.2006г., МУЗ «Городская клиническая больница № 9» комитета здравоохранения администрации города Саратова переименовано в МУЗ «Городская клиническая больница № 9» комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» с 01.11.2009г. Постановлением Правительства РФ от 22.09.199г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464. В соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, право на пенсию за выслугу лет предоставляется врачам и среднему медперсоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом п.2 указанного Постановления устанавливает, что исчисление сроков выслуги производится среднему медперсоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Челюстно-лицевое отделение являлось отделением хирургического профиля стационара. Все периоды трудовой деятельности истца внесены соответствующим образом в трудовую книжку. Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности. Согласно записи в трудовой книжке с 12.11.1987г. она была принята в Городскую больницу № 9 и 15.06.1988г. уволена из Городской больницы № 9, что подтверждается штампом и печатью учреждения. Считает, что период работы с 12.11.1987г. по 15.06.1988г.(7 месяцев 4 дня) в должности медицинской сестры челюстно-лицевого отделения Больнично-поликлинического объединения № 9 г.Саратова должен быть включен в специальный стаж в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев). Просила суд признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области включить в ее специальный стаж период работы с 12.11.1987г. по 15.06.1988г. (7 месяцев 4 дня) в должности медицинской сестры челюстно-лицевого отделения Больнично-поликлинического объединения № 9 г.Саратова в льготном исчислении (1 год считать как 1 год 6 мес.), периоды нахождения в командировках: с 10.04.2011г. по 16.04.2011г.(7 дней), с 11.10.2011г. по 14.10.2011г.(4 дня), с 20.11.2011г. по 24.11.2011г.(5 дней), с 18.03.2012г. по 21.03.2012г. (4 дня), с 02.10.2012г. по 03.10.2012г.(2 дня), с 04.10.2012г. по 06.10.2012г.(3 дня), с 14.10.2012г по 17Л0.2012г.(4 дня), с 23.09.2014г. по 28.09.2014г.(6 дней), с 24.09.2015г. по 26.09.2015г.(3 дня), 08.04.2016г.(1 день), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17.03.2008г. по 22.04.2008г.(1 месяц 6 дней), с 04.05.2010 г. по 10.06.2010г. (1 месяц 7 дней), с 23.04.2015г. по 22.05.2015 г. ( 1 месяц), с 14.05.2018г. по 19.05.2018г. (6 дней) в календарном порядке и назначить пенсию с 08.06.2018г.; взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Истец Ушакова С.В. в судебном заседании поддержала доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просила удовлетворить исковые и взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Представитель УПФР в г. Пензе Пензенской области – Журлова Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании выразила несогласие с иском по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области 05.07.2018г. № 180000025924/303692/18. Просила исковые требования оставить без удовлетворения.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, а в силу ст. 57 ГПК доказательства представляются сторонами.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
С 01.01.2015г. вступил в силу Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, со дня вступления в силу которого Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с указанным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону.
В ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1, ч.ч. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В п.п. «н» п. 1 постановления Правительства от 16.07.2014г. № 665, вступившего в силу с 01.01.2015г., установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999г. по 31.12.2001г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992г. по 31.10.1999г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992г.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30, 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением:
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в п.п. «н» п. 1 настоящего постановления, применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992г.;
постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992г. по 31.10.1999г. включительно.
В судебном заседании установлено, что 08.06.2018 г. истец Ушакова С.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 - ФЗ « О страховых пенсиях».
Решением УПФР (ГУ) в г. Пензе № 180000025924/303692/18 от 05.07.2018 г. в назначении досрочной пенсии Ушаковой С.В. отказано ввиду недостаточности специального стажа.
Принимая указанное решение, комиссия не засчитала в специальный стаж Ушаковой С.В., в соответствии с постановлениями № 464, № 1066, № 781, в том числе, следующие периоды работы: с 12.11.1987 г. по 15.06.1988 г. ( 7 месяцев 4 дня) в должности медицинской сестры челюстно- лицевого отделения Больнично- поликлинического объединения № 9 г. Саратова, т.к. списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 ( действует по периодам работы до 01.11.1999 г.), указанное учреждение не предусмотрено; с 10.04.2011г. по 16.04.2011г.(7 дней), с 11.10.2011г. по 14.10.2011г.(4 дня),с 20.11.2011г. по 24.11.2011г.(5 дней), с 18.03.2012г. по 21.03.2012г.(4 дня), с 02.10.2012г. по 03.10.2012г.(2 дня), с 04.10.2012г. по 06.10.2012г.(3 дня), с 14.10.2012г по 17.10.2012г.(4 дня), с 23.09.2014г. по 28.09.2014г.(6 дней), с 24.09.2015г. по 26.09.2015г.(3 дня), 08.04.2016г.(1 день) - командировки; с с 17.03.2008г. по 22.04.2008г.(1 месяц 6 дней), с 04.05.2010г. по 10.06.2010г. (1 месяц 7 дней), с 23.04.2015г. по 22.05.2015г. ( 1 месяц), с 14.05.2018г. по 19.05.2018г. (6 дней)- курсы повышения квалификации, т.к. п. 5 Правил исчисления…, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, зачет таких периодов в специальный стаж не предусмотрен. Стаж медицинской деятельности Ушаковой С.В. составляет 28 лет 8 месяцев 11 дней.
Из трудовой книжки на имя Ушаковой (Решетниковой) С.В. серии АТ – V № 4418820 следует, что с 12.11.1987 г. по 15.06.1988 г. она работала медицинской сестрой в Больнично-поликлиническом объединении № 9 г. Саратов. Принята Решетникова (Ушакова) С.В. на работу на основании приказа № 223/ л от 12.11.1987 г., что также подтверждается ответом на запрос от 07.11.2018 г. № 1894.
Приказом № 116/л от 15.06.1988 г. Городской больницы № 9 медицинская сестра челюстно- лицевого отделения Решетникова С.В. уволена с 15.06.1988 г.
30.07.1988 г. Решетникова С.В. вступила в зарегистрированный брак с У.М. и ей присвоена фамилия Ушакова С.В., что подтверждается свидетельством о регистрации брака серии 11- ЖЕ № 331556.
Период работы с 12.11.1987 г. по 15.06.1988 г. не включен пенсионным фондом в стаж лечебной деятельности истца, поскольку Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (действует по периодам работы до 01.11.1999 г.) «Больничнополиклинические объединения» не поименованы, то есть организация, в которой работала истец, в оспариваемый период, не указана в качестве учреждения, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Суд не может согласиться с данной позицией ответчика исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ) предусмотрено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно- противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического Здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ),
Из справки ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 9» о переименовании учреждения следует, что поликлиника № 3 и Городская больница № 9 путем слияния вошли в состав Больнично-поликлинического объединения № 9 с 04.07.1977 года на основании приказа №-157л от 04.07.1977 года. «Больнично-поликлиническое объединение № 9» переименовано в связи с реорганизацией в «Поликлиника № 3» и «Городская больница № 9» с 01.09.1992 года на основании приказа № 1-ла от 01.09.1992 года. «Городская больница № 9» переименована в ММУ «Городская больница № 9» с 01.02.1994 г., согласно приказа СГУЗ № 15 от 01.02.1994 г. ММУ «Городская больница № 9» и ММУ «Поликлиника № 3», в связи с реорганизацией и образованием нового юридического лица переименованы в МММУ «Больнично- поликлиническое объединение № 9» с 18.01.1999 г. на основании приказа № 1-ла от 18.01.1999 г., постановления администрации г. Саратова № 612 от 10.11.1998 г., приказ ГУЗ № 492 от 13.11.1998 г., свидетельства о государственной регистрации предприятия от 24.12.1998 г. В соответствии с постановлением мэра города № 1005 от 31.12.1999 г. ММУ «Больнично- поликлиническое объединение № 9» реорганизовано путем разделения на ММУ «Городская клиническая больница № 9» и ММУ «Поликлиника № 3» с 20.03.2000 г., приказ № 52-л от 20.03.2000 г. ММУ «Городская клиническая больница № 9» комитета здравоохранения администрации г. Саратова переименовано в МУЗ «Городская клиническая больница № 9» комитета здравоохранения администрации г. Саратова с 01.01.2007 г., приказ № 151 от 29.11.2006 г. МУЗ «Городская клиническая больница № 9» комитета здравоохранения администрации г. Саратова переименовано в МУЗ «Городская клиническая больница № 9» комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» с 01.11.2009 г. МУЗ «Городская клиническая больница № 9» комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» переименовано в ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 9» с 19.01.2015 г.
С момента создания и до настоящего времени учреждение является подведомственным комитету здравоохранения администрации г. Саратова, а в настоящее время Министерству здравоохранения Саратовской области, целью учреждения являются сохранение и укрепление здоровья, обслуживание населения путем оказания медицинской помощи, а также проведение мероприятий по профилактике заболеваний, предметом деятельности является осуществление медицинской деятельности. ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 9» является клиническим многопрофильным лечебным учреждением, оказывающим специализированную медицинскую помощь.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменным ответом главного врача ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 9» № 1894 от 07.11.2018 г., а также общедоступной информацией, размещенной на официальном Интернет- сайте данного медицинского учреждения http: 9sargb. ru.
Согласно ч.1 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Общеизвестные факты принято подразделять на: 1) всемирно известные факты- это факты, известные во всем мире; 2) факты, известные на территории Российской Федерации; 3) локально известные факты- факты, известные на ограниченной территории.
С учетом изложенного, суд считает установленным факт того, что Больнично- поликлиническое отделение № 9 г. Саратова относится к учреждениям здравоохранения, профиль деятельности учреждения был лечебный и деятельность данного учреждения связана именно с охранной здоровья населения.
При этом, суд учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П и от 3 июня 2004 года № 11- П, согласно которым принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1,2,6 (ч.2),15 ( ч.4), 17 ( ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2- П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правого регулирования.
Таким образом, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране -здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
В соответствии с п. 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения м санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты- в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктами 1 настоящего Постановления.
Абзацем 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 установлено, что врачам- хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделений считать за один год 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Таким образом, из названных нормативных положений, исходя из их буквального толкования следует, что периоды работы врачей и среднего медицинского персонала до 1 ноября 1999 года могут быть исчислены в льготном порядке независимо от наименований и квалификационных характеристик медицинских должностей.
Должность медицинской сестры относится к среднему медицинскому персоналу (Приказ Министерства здравоохранения СССР от 09 сентября 1964 года № 9, Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781).
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 29 января 1999 года № 28 «О перечне хирургических подразделений стационаров лечебно- профилактических учреждений», отделения челюстно- лицевой хирургии и /или стоматологическое входят в перечень подразделений стационаров хирургического профиля.
Согласно письменному сообщению главного врача ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 9» № 1894 от 07.11.2018 г. следует, что челюстно- лицевое отделение, где истец осуществлял трудовую деятельность в спорный период, является отделением хирургического профиля. Данное отделение открыто с 1977 года в 9-й городской больнице, с момента открытия данного отделения и по настоящее время в отделении оказывается хирургическая помощь больным с различными видами патологических процессов челюстно- лицевой области. Отделение челюстно- лицевой хирургии в соответствии с Перечнем хирургических подразделений стационаров лечебно- профилактических учреждений, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 1999 года № 28, является отделением хирургического профиля. Согласно требованиям вышеуказанного приказа, наименования хирургических подразделений стационаров лечебно- профилактических учреждений руководителям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации необходимо привести в соответствии с Перечнем. Стоматологическое отделение учреждения переименовано с 2007 года в отделение челюстно- лицевой хирургии (стоматологическое) на основании приказа Комитета здравоохранения администрации города Саратова от 26.12.2007 г. № 767 «О переименовании отделения».
То обстоятельство, что в трудовой книжке истца в наименовании отделения отсутствует указание на хирургический профиль, не изменяет профиль отделения и не может умалять право истца на реализацию своего законного права на пенсионное обеспечение и включении спорного периода работы в должности медицинской сестры челюстно- лицевого отделения в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии, в связи с осуществлением лечебной деятельности. С учетом вышеизложенного, оспариваемый период работы Ушаковой С.В. в должности медицинской сестры челюстно- лицевого отделения Больнично- поликлинического отделения № 9 г. Саратова с 12.11.1987 г. по 15.06.1988 г. подлежит включению в ее специальный стаж в льготном исчислении.
Из материалов дела следует, что с 17.03.2008г. по 22.04.2008г., с 04.05.2010г. по 10.06.2010г., с 23.04.2015г. по 22.05.2015 г., с 14.05.2018г. по 19.05.2018г. Ушакова С.В. проходила курсы повышения квалификации, на курсы повышения квалификации направлялся по распоряжению работодателя, о чем свидетельствуют соответствующие приказы. На период обучения за Ушаковой С.В. сохранялось место работы, средний заработок, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ. Факт повышения квалификации в указанные периоды подтвержден соответствующими свидетельствами и удостоверениями.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, по смыслу указанных положений закона периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, за которые работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Ушакова С.В. направлялся на курсы повышения квалификации по распоряжению работодателя, курсы повышения квалификации связаны непосредственно с ее профессиональной деятельностью, являлись неотъемлемой, обязательной частью ее профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков Ушаковой С.В. с целью продолжения профессиональной деятельности.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что периоды нахождения Ушаковой С.В. на курсах повышения квалификации подлежат включению в ее специальный стаж в календарном исчислении.
Согласно ст. 165 Трудового кодекса РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в случае направления в служебные командировки.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.
Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
В силу ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Таким образом, периоды служебных командировок являются периодами трудовой деятельности с сохранением основного места работы и средней заработной платы, за которые работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Ушакова С.В. в периоды с 10.04.2011г. по 16.04.2011г., с 11.10.2011г. по 14.10.2011г., с 20.11.2011г. по 24.11.2011г., с 18.03.2012г. по 21.03.2012г., с 02.10.2012г. по 03.10.2012г., с 04.10.2012г. по 06.10.2012г., с 14.10.2012г по 17.10.2012г., с 23.09.2014г. по 28.09.2014г., с 24.09.2015г. по 26.09.2015г., 08.04.2016г. направлялась в служебные командировки по распоряжению работодателя, при этом за ней сохранялось основное место работы и средняя заработная плата.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что периоды нахождения Ушаковой С.В. в служебных командировках подлежат включению в его специальный стаж в календарном исчислении. Иное нарушит конституционное право Ушаковой С.В. на пенсионное обеспечение.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом спорных периодов на момент обращения с заявлением о назначении пенсии специальный стаж истца составляет требуемые 30 лет, в связи с чем, пенсия истцу должна быть назначена с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с 08.06.2018 г.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ушаковой Светланы Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области назначить Ушаковой Светлане Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 08 июня 2018 года, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы с 12.11.1987 г. по 15.06.1988 г. в должности медицинской сестры челюстно- лицевого отделения Больнично- поликлинического отделения № 9 г. Саратова, в льготном исчислении из расчета 1 год как 1 год и 6 месяцев; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: что с 17.03.2008г. по 22.04.2008г., с 04.05.2010г. по 10.06.2010г., с 23.04.2015г. по 22.05.2015 г., с 14.05.2018г. по 19.05.2018г.; периоды нахождения в служебных командировках: с 10.04.2011г. по 16.04.2011г., с 11.10.2011г. по 14.10.2011г., с 20.11.2011г. по 24.11.2011г., с 18.03.2012г. по 21.03.2012г., с 02.10.2012г. по 03.10.2012г., с 04.10.2012г. по 06.10.2012г., с 14.10.2012г по 17.10.2012г., с 23.09.2014г. по 28.09.2014г., с 24.09.2015г. по 26.09.2015г., 08.04.2016 г., в календарном исчислении.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области в пользу Ушаковой С.В. государственная пошлина в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Кузнецова
В окончательной форме решение принято 19.11.2018 г.