Дело № 2-1121 (2011)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего федерального судьи Г.И. Лазовской,
с участием представителя ответчика ГУ Пенсионного фонда в г. Ачинске и Ачинском районе Маслак С.А., действующей на основании доверенности от 11 января 2011г. сроком по 31 декабря 2011г. (л.д.17),
при секретаре Богатовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабик Н.Г. к ГУ Пенсионного фонда в г.Ачинске и Ачинском районе о признании права на получение пенсии по случаю потри кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Бабик Н.Г. обратилась в суд к ГУ пенсионного фонда в г.Ачинске и Ачинском районе с иском о признании за ней права на получение пенсии по случаю потери кормильца. Свои требования мотивирует тем, что 06 декабря 2010г. она обратилась к ответчику с заявлением о переводе ее на пенсию по случаю потери кормильца-супруга Бабик А.С., умершего 08 октября 2010г. В результате обращения Бабик Н.Г. было отказано, поскольку в свидетельстве о браке указан ошибочно год ее рождения «1936», вместо надлежащего «1935», а отчество «ГО», вместо верного «ГА». Поскольку устранить данные разночтения во внесудебном порядке возможным не представляется, Бабик Н.Г. вынуждена была обратиться в суд с рассматриваемым иском (л.д.4).
Истица Бабик Н.Г., будучи уведомленной должным образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и поддержании заявленных исковых требований (л.д.15).
Представитель ответчика ГУ Пенсионного фонда в г.Ачинске и Ачинском районе Маслак С.А. (полномочия проверены) по заявленным требованиям возражала, поскольку полагает, что в соответствии с п.12 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и о «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002г. №16/19 па, для перевода истицы с одного вида пенсии на другой необходимо представить свидетельство о браке либо решение суда об установлении юридического факта родственных отношений, из которого бы усматривалось, что Бабик А.С. вступил в брак с Анапрейчиковой Н.ГО., а уже после установления данного факта истице следовало обратиться к ответчику за переводом с одного вида пенсии на другой. Позиция представителя ответчика выражена также в представленном суду письменном отзыве (л.д.21).
Выслушав представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Бабик Н.Г. следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с п.7 ст.19 ФЗ от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон) перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.
С учетом п.1 ст.9 Закона право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Пп. 6 п.1 ст. 9 Закона члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
На основании пп.3 п.1 ст. 9 Закона члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно п. 41 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом, утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002г. №16/19 па, факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов либо органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях – решением суда об установлении данного факта.
В соответствии с п.12 указанного выше перечня к заявлению гражданина о переводе с одной пенсии на другую прилагаются документы о праве на новую пенсию, не учтенные в его пенсионном деле. В необходимых случаях представляются документы о дополнительных обстоятельствах, влияющих на размер другой пенсии
Как установлено по делу, 08 октября 2010г. умер Бабик А.С., приходившийся истице супругом (л.д.9).
При этом из свидетельства о браке следует, что 10 марта 1962г. в ЗАГСе г. Гомель был заключен брак между Бабиком А.С., 1932 года рождения, и Анапрейчиковой Н.ГО., 1936 года рождения (л.д.9).
В то же время из свидетельства о рождении истицы следует, что она родилась 18 апреля 1935г., а в свидетельстве о рождении ее отчество значится как «ГА» и имя отца- ГА (л.д.10).
После смерти супруга истица обратилась в ГУ Пенсионного фонда в г.Ачинске и Ачинском районе с заявлением о переводе ее на пенсию по случаю потери кормильца за умершего 08 октября 2010г. супруга Бабик А.С. (л.д.1-2).
Протоколом заседания комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Ачинске и Ачинском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц от 09 декабря 2010г. в удовлетворении заявления Бабин Н.Г. о переводе с одного вида пенсии на другой было отказано, поскольку брачные отношения между Бабик Н.Г. и Бабик А.с. не нашли своего подтверждения, так как из свидетельства браке следует, что в написании отчества Бабик Н.Г. имеется разночтения: в паспорте ее отчество значится как «ГА», а в свидетельстве о браке «ГО», в связи с чем у пенсионного фонда не имелось достаточных оснований для установления факта брачных отношений (л.д.12-13).
Следует учесть, что ст.264 ГПК РФ предусматривает возможность обращения в суд с заявлением об установлении юридических фактов, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Так, суд рассматривает дела об установлении 1) родственных отношений; 2) факта нахождения на иждивении; 3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти; 4) факта признания отцовства; 5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении; 6) факта владения и пользования недвижимым имуществом; 7) факта несчастного случая; 8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти; 9) факта принятия наследства и места открытия наследства; 10) других имеющих юридическое значение фактов.
Однако установление факта родственных отношений, как это предлагается п.37 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии по случаю потери кормильца и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, между супругами возможным не представляется, поскольку данные отношения являются отношениями свойства, но не родства, в связи с чем доводы представителя ответчика судом не могут быть признаны обоснованными.
То есть, в настоящее время Бабик Н.Г. при наличии фактического права на получение пенсии по случаю потери кормильца, которое не оспаривается ответчиком, лишена возможности на оформление данного вида пенсии по той лишь причине, что в ее паспорте и свидетельстве о браке имеются разночтения в написании ее года рождения и отчества.
Вместе с тем, из показаний свидетелей Б.Е., приходящейся невесткой истице, а также Б.Т., следует, что в свидетельстве о браке Бабик Н.Г. действительно имеется ошибка в указании ее даты рождения и отчества. Так, Бабик Е.П. со слов истцы известно, что первоначальное свидетельство о рождении, на основании которого впоследствии составлялось и свидетельство о браке, выдавалось Бабик Н.Г. с ее слов в Белоруссии, в связи с чем и были допущены ошибки в написании года рождения и отчества, а когда в 1979г. Бабик Н.Г. стала готовить документы на пенсию и сделала запрос в Белоруссию, ей пришел ответ, из которого ясно следовало, что дата ее рождения «1935 года», а написание отчества, согласно актовой записи «ГА», на этом основании ей переслали повторное свидетельство рождении. Сейчас в результате этих несовпадений Бабик Н.Г. не может перейти с одного вида пенсии на другой, хотя наличие у нее самого права никем и не отрицается.
Учитывая изложенное, суд полагает, что в связи со смертью супруга Бабик А.С. истица приобрела право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые Бабик Н.Г. удовлетворить.
Признать за Бабик Н.ГА. право на перевод на пенсию по случаю потери кормильца за умершего 08 октября 2010 года супруга Бабик А.С..
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья Г.И. Лазовская