к делу № 2-6926/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по заявлению Маер Н.М., Мелконяна АГ. об оспаривании действий (бездействие) органа местного самоуправления, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Заявители Маер Н.М., Мелконян А.Г. обратились в Центральный районный суд города Сочи с заявлением об обязании администрацию Центрального района города Сочи предоставить в общедолевую собственность (по 1\2 доле за каждым) за плату земельный участок общей площадью 70 кв.м для эксплуатации гаражей № и № № категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер № по <адрес> около <адрес> Центрального района города Сочи; обязании администрацию города Сочи заключить договор купли-продажи спорного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками гаражей № и № расположенных по <адрес> около <адрес> Центрального района города Сочи, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Они сформировали земельный участок, то есть изготовили схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> около <адрес> Центральном районе города Сочи для эксплуатации гаражей № и № и согласовали его. Указывают, что распоряжением главы администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка площадью 70 кв.м. На основании данного распоряжения земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет со следующими характеристиками: площадь 70 кв.м; разрешенный вид - для эксплуатации гаражей № и № №; категория земель - земли населенных пунктов; адрес - Краснодарский край город Сочи Центральный район <адрес> около <адрес>; кадастровый номер №.
В целях дальнейшего оформления земельного участка, указывают заявители, они обратились в администрацию Центрального района города Сочи за предоставлением в собственность за плату земельного участка площадью 70 кв.м по <адрес> около <адрес> Центральном районе города Сочи для эксплуатации гаражей № и № №. Однако, администрацией Центрального внутригородского района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в предоставлении земельного участка по причине того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах объекта «Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горно-климатического курорта, а также из-за того, что он находится в красных линиях. Считают данный отказ незаконным, нарушающим их права и охраняемые законом интересы.
В судебном заседании представитель заявителей, по доверенности Ванесян Л.С., заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица – администрации города Сочи, по доверенности Язвенко М.В., в судебном заседании заявленные требования не признал, изложив свою позицию, согласно ответу об отказе в предоставлении земельного участка, просил в их удовлетворении отказать.
В назначенное судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица – администрации Центрального района города Сочи, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Как установлено судом, следует из материалов дела, Маер Н.М. на праве собственности принадлежит гараж № общей площадью 109.4 кв.м, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, серия №.
Мелконяну А.Г. на праве собственности принадлежит гараж № общей площадью 24.3 кв.м на основании договора купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, серия <адрес>.
Распоряжением главы администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № № утверждена схема расположения земельного участка площадью 70 кв.м.
На основании указанного распоряжения земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет со следующими характеристиками: площадь 70 кв.м; разрешенный вид – для эксплуатации гаражей № и № №; категория земель - земли населенных пунктов; адрес - Краснодарский край город Сочи Центральный район <адрес>, около <адрес>; кадастровый номер №.
В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно ст.29 Земельного кодекса РФ, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса.
Согласно ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.
Также ст.36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, границы земельного участка общей площадью 70 кв.м в районе <адрес> Центрального района города Сочи установлены в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом фактически используемой площади, так как в отношении указанного земельного участка проведен государственный кадастровый учет, кадастровый номер №.
Статьей 28 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Как установлено п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
При этом, испрашиваемый Маер Н.М. и Мелконяном А.Г. земельный участок не подпадает в категорию земельных участков, которых запрещено законом предоставлять в собственность.
Таким образом, ссылка администрации Центрального района города Сочи о невозможности предоставления из-за того, что участок находится в границах объекта «Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи» является неактуальной, поскольку Олимпиада в городе Сочи уже проведена зимой 2014 года.
Также, как считает суд, является необоснованной ссылка администрации Центрального района города Сочи, что земельный участок не может быть предоставлен поскольку находится в красных линиях, поскольку согласно кадастровому паспорту земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и распоряжения главы администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ года, об утверждении схемы земельного участка – испрашиваемый земельный участок не находится в границах красных линий.
Так как, согласно ст.36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границы испрашиваемого участка уже установлены и в них нет указания на обременения в виде красных линий, что доказывает их отсутствие.
Кроме того, красные линии в городе Сочи не установлены в соответствии с действующим законодательством, а только нанесены на карту, поэтому носят рекомендательный характер и не могут быть основанием для отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка.
Так в соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п.2 ст.34 Градостроительного кодекса РФ, границы территориальных зон могут устанавливаться по: линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам.
В соответствии с п.1 ст.42 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с п.1 ст.43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Согласно п.5 ст.43 Градостроительного кодекса РФ, проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Согласно п.1 ст.45 Градостроительного кодекса РФ, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п.4 ст.45 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.
На основании п.5 ст.45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно п.6 ст.45 Градостроительного кодекса РФ не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса) в случаях, предусматривающих размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района, а также в случаях, не предусматривающих размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района применительно к межселенным территориям).
На основании п.1 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет.
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
На основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке межселенных территорий на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Из указанного следует, что красные линии должны входить в основную часть проекта планировки территории, которая должна отображаться в проекте межевания территории и утверждаться в порядке ст.45 и 46 Градостроительного кодекса РФ на публичных слушаниях с участием всех заинтересованных лиц, а затем подлежит опубликованию в сети интернет на официальном сайте администрации города Сочи.
Вместе с тем, указанная процедура в городе Сочи не проведена, из чего следует, что красные линии в городе Сочи не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и соответственно отказ по этим основаниям в предоставлении земельного участка является необоснованным.
Статья 35 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности.
Судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав, в силу ст.11 Гражданского кодекса РФ, осуществляется в судебном порядке
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таких доказательств органом местного самоуправления суду не представлено.
Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Маер Н.М., Мелконяна АГ. об оспаривании действий (бездействие) органа местного самоуправления, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка - удовлетворить.
Администрации Центрального района города Сочи предоставить в общедолевую собственность (по 1\2 доле за каждым) за плату Маер Н.М. и Мелконяну АГ. земельный участок общей площадью 70 кв.м для эксплуатации гаражей № и № №, категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер № по <адрес> около <адрес> Центрального района города Сочи.
Администрации города Сочи заключить с Маер Н.М. и Мелконяном АГ. договор купли-продажи земельного участка общей площадью 70 кв.м для эксплуатации гаражей № и № № категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер № по <адрес> около <адрес> Центрального района города Сочи.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов
Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ года