Дело № 2-7998/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Щекине А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкар
30 октября 2013 года гражданское дело по иску Бондаря С.Н к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РК о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Бондарь С.Н. обратился в Сыктывкарский городской суд РК с иском ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, которые выразились в ограничении прав на использование и хранение личных вещей в карцере, а так же не предоставление медицинской помощи при помещении его в карцер с 28 июня, 07 июля и 18 июля 2013 года, взыскании компенсации морального вреда в размере ....
Судом к участию в деле в качестве соответчика, в порядке ст. 40 ГПК РФ, с учетом характера спорных правоотношений, привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по РК.
Истец Бондарь С.Н., участия в деле не принял. В настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы. Извещен надлежащим образом.
Представители ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, ГУФСИН России по РК с иском не согласились, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что Бондарь С.Н. содержится в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми как обвиняемый в совершении преступлений, предусмотренных УК РФ.
В период содержания с 17.03.2012г. по 10.02.2013г. на истца наложены 3 взыскания.
Согласно расписке от ** ** **. Бондарь С.Н. обязался соблюдать порядок содержания под стражей, установленный ФЗ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органами внутренних дел, выполнять законные требования администрации ИВС. Также ему разъяснено, за что подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в карцер.
Как следует из материалов дела, установлено, что 13.02.2013г. Бондарь С.Н. вновь нарушил режим содержания под стражей: после подъема лежал на спальном месте, на неоднократные законные требования инспектора не реагировал, чем нарушил п. 1,2 ст. 36 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», за что, постановлением № ... от ** ** ** был водворен в карцер сроком на 7 суток.
Истец в обоснование заявленных требований указал, что были нарушены его права тем, что при помещении в карцер, ему разрешили использовать лишь часть личных вещей, а именно: тапочки, нательное белье, кружку, ложку, мыло, зубную щетку, зубную пасту, полотенце, документы по уголовному делу, а также была выдана роба (костюм установленного образца), при этом остальные личные вещи были изъяты и находились в помещении для хранения, а именно: спортивный костюм, футболки, носки, брюки, рубашка, джемпер, туфли, пальто, шапка, перчатки, продукты питания, табачные изделия, художественная литература, сумка, что является незаконным, ущемляющим его права, противоречащими положениям ст. 40 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно ч. 1 ст. 6 данного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан РФ с ограничениями, предусмотренными Федеральным законом и иными федеральными законами. Такие ограничения закреплены, в частности, статей 40 Федерального закона, определяющей, что подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер за: притеснения и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых; нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц; неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их; неоднократное нарушение правил изоляции; хранение, изготовление, употребление алкогольных напитков, психотропных веществ; хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию, участие в азартных играх; мелкое хулиганство. Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренных ст. 38 Федерального закона. Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере. Содержание подозреваемых и обвиняемых в карцере одиночное. В карцере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы. В период содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещается переписка, свидания, кроме свиданий с защитником и проведения бесед членами ОНК с ними, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, пользование настольными играми, просмотр телепередач. Посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в карцере, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью 1 час. Иные ограничения, не предусмотренные этой статьей, в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в карцере, не допускаются.
Инструкцией об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы № 204-дсп от 3.11.2005г., утвержденной приказом Минюста РФ установлено, что лицу, водворяемому в карцер, запрещается брать с собой имеющиеся у него продукты питания и личные вещи, за исключением предметов личной гигиены (кроме бритвенных принадлежностей). Наказанные водворением в карцер подвергаются полному обыску и переодеваются в одежду специального образца.Целью этих действий является обеспечение режима содержания обвиняемых и подозреваемых в месте отбывания взыскания за невыполнение установленных обязанностей. Нахождение в карцере в одежде специального (установленного) образца, без имеющихся у обвиняемого продуктов питания и личных вещей, за исключением предметов личной гигиены, не может рассматриваться как унижение человеческого достоинства и нарушение прав, поскольку иное толкование означало бы необеспечение исполнения требований режима в местах содержания под стражей и достижения целей наложения дисциплинарных взысканий, что не согласуется с положениями Федерального закона (решение Верховного Суда РФ от 13.05.2011г. № ГКПИ11-371).
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти и к должностному лицу.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.
Истцом не представлено суду доказательств, свидетельствующих о нарушении его личных неимущественных прав, напротив действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РК выполнялись строго в соответствии с требованиями Федерального закона № 103-ФЗ и Инструкции № 204-ДСП, не противоречащей каким-либо нормативным правовым актам, таким образом, требования истца о признании незаконными действий, выразившихся в ограничении пользования личными вещами в карцере, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Также суд находит не состоятельными требования истца в части признания незаконным содержания его в камере № ... с 26.02.2013г. по 21.03.2013г. одного; поскольку истец не содержался в одиночной камере, а был размещен в камере один в соответствии с требованиями ст.ст. 23, 33 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также ст. 80 УИК РФ.
Из журнала количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО, следует, что не только истец, но и другие лица, были размещены в камерах по одному, в целях соблюдения требований ст. 33 Федерального закона, которой предусмотрено обязательное раздельное размещение мужчин, женщин и несовершеннолетних; подозреваемых и обвиняемых по одному делу; лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности и лиц, ранее содержащихся в местах лишения свободы; осужденных, в отношении которых приговор вступил в законную силу; больных инфекционными заболеваниями; подозреваемых и обвиняемых в совершении некоторых преступлений, предусмотренных УК РФ и т.п., а также в целях соблюдения требований по соблюдению нормы санитарной площади, предусмотренной ст. 23 Федерального закона.
Оценив доказательства по делу в их совокупности, суд находит, что действия ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН по РК по содержанию истца в карцере с 15 по 22 февраля 2013г., а также размещению в камере № ... с 26.02.2013г. по 21.03.2013г., являются законными, выполненными в строгом соответствии с законом, оснований для удовлетворения истца в этой части не имеется.
На основании ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.151 ГК РФ в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства.
Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению на общих основаниях, то есть при условии наличия вины в действиях причинителя вреда.
Обязательным условием наступления ответственности является совокупность элементов состава правонарушения: наличие вреда; вина причинителя вреда; причинная связь между наступившим вредом и действиями (бездействием) причинителя вреда; противоправность действий (бездействия).
Для применения ответственности за вред, причиненный должностным лицом исправительного учреждения, также необходимо доказать наличие вины причинителя, которая в соответствии со ст.1069 ГК РФ может быть в форме умысла и неосторожности. Таким образом, применительно к данному делу факт наличия или отсутствия вины в действиях должностного лица является юридически значимым обстоятельством.
Оценивая обстоятельства рассматриваемого спора, суд не усматривает по делу незаконных виновных действий должностных лиц исправительного учреждения, которые могли бы повлечь причинение морального вреда Бондарю С.Н., требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от первоначальных.
При таких обстоятельствах, требования Бондаря С.Н. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Бондаря С.Н к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РК о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Р.В. Куриленко