Дело № 2а-335/2019
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и07 февраля 2019 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Архипова В.В.,
с участием прокурора - старшего помощника Канашского
межрайонного прокурора Чувашской Республики Тимофеевой И.М.,
представителя административного истца Яковлева Е.С.,
административного ответчика Утриевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Отдела МВД России по г. Канашу Чувашской Республики к Утриевой Н.В. об установлении административного надзора с установлением административного ограничения,
у с т а н о в и л:
начальник Отдела МВД России по г. Канашу Чувашской Республики обратился в суд с административным иском к Утриевой Н.В. об установлении административного надзора с установлением административного ограничения, указав, что Утриева Н.В. ранее приговором Канашского районного суда Чувашской Республики от 12 марта 2009 года осуждена по ч. 4 ст. 111 УК РФ к лишению свободы сроком на семь лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Освободившись из мест лишения свободы 23 января 2014 года условно-досрочно на срок один год семь месяцев восемнадцать дней Утриева Н.В. на путь исправления не встала, имея непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, в течение года совершила два административных правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Утриева Н.В. по месту жительства участковым уполномоченным полиции Отдела МВД России по гор. Канашу характеризуется отрицательно, как лицо, злоупотребляющее спиртными напитками, склонна к совершению административных правонарушений, в связи с чем нуждается в постоянном контроле со стороны сотрудников правоохранительных органов.
В связи с изложенным начальник Отдела МВД России по г. Канашу считает, что в отношении Утриевой Н.В. необходимо установить административный надзор сроком на два года в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с установлением административного ограничения в виде обязательной явки два раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания последней для регистрации.
В судебном заседании инспектор по осуществлению административного надзора Отдела МВД России по г. Канашу Яковлев Е.С., действующий на основании доверенности, поддержал административный иск начальника органа в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, повторно приведя их суду.
Административный ответчик Утриева Н.В. административный иск признала и суду пояснила, что действительно в сентябре, октябре месяцах 2018 года привлекалась к административной ответственности за нахождение в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Постановления о привлечении к административной ответственности не обжаловала. Вместе с тем считает, что характеристика в отношении нее не соответствует действительности. На нее не было жалоб в правоохранительные органы, ни с кем она не ругалась.
Прокурор - старший помощник Канашского межрайонного прокурора Тимофеева И.М. полагала административный иск подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре).
В соответствии с п.5 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
Согласно ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон) административный надзор устанавливается судом на основании заявления органа внутренних дел.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.3, частью 1 статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного ч.2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица, административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 3 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. За названными лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (п.1 ч.3 ст. 3 Закона).
В отношении указанных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае совершения ими после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (п.2 ч.3 ст.3 Закона, главы 6,19,20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно материалам дела, приговором Канашского районного суда Чувашской Республики от 12 марта 2009 года Утриева Н.В. осуждена по ч. 4 ст. 111 УК РФ к лишению свободы сроком на семь лет с отбыванием в исправительной колонии общего режима, освобожденаиз мест лишения свободы 23 января 2014 года условно-досрочно на срок один год семь месяцев восемнадцать дней.
Из административного иска Отдела МВД России по г. Канашу следует, что необходимость установления в отношении Утриевой Н.В. административного надзора обусловлено тем, что последняя, имея непогашенную судимость за совершение умышленного особо тяжкого преступления, после отбытия наказания, совершила два административных правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Указанные административным истцом обстоятельства нашли подтверждение и в материалах дела: Утриева Н.В. является совершеннолетней, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение умышленного особо тяжкого преступления, после освобождения из мест лишения свободы совершила в течение одного года два административных правонарушения, предусмотренные ст. 20.21 КоАП РФ, за что постановлениями заместителя начальника полиции Отдела МВД России по г. Канашу от 25 сентября и 16 октября 2018 года ей назначены наказания в виде штрафа в размере 500 рублей и 500 рублей соответственно.
Таким образом, анализ исследованных по делу доказательств, с учетом положений вышеуказанных норм Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», позволяет суду прийти к выводу о том, что в отношении Утриевой Н.В. необходимо установить административный надзор для предупреждения совершения последней преступлений и других правонарушений, оказания на нее индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
С учетом изложенного, заявление Отдела МВД Российской Федерации по гор. Канашу об установлении в отношении Утриевой Н.В. административного надзора подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Согласно части 2 статьи 4 данного Федерального закона установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В соответствии с положением абз. 4 п.22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
Исходя из смысла вышеприведенных норм Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ и Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.05.2017 № 15 применительно к обстоятельствам дела (совершение Утриевой Н.В. особо тяжкого умышленного преступления, за которую она отбывала наказание в местах лишения свободы, ее последующее поведение после освобождения из мест лишения свободы: привлечение к административной ответственности за нахождение в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения), с учетом представленных суду сведений об образе жизни, семейном положении и о поведении Утриевой Н.В., которая по месту жительства характеризуется отрицательно, склонна к злоупотреблению спиртными напитками, исходя из степени общественной опасности совершенного ей преступления, суд приходит к выводу о том, что в отношении нее в целях усиления контроля следует установить административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Указанное административное ограничение согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 177, 178, 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административный иск Отдела МВД России по гор. Канашу Чувашской Республики к Утриевой Н.В. об установлении административного надзора с установлением административного ограничения, удовлетворить.
Установить в отношении Утриевой Н.В., <данные изъяты> административный надзор сроком на 2 (два) года и административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора, установленного в отношении Утриевой Н.В. исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба или представление в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение десяти дней со дня принятия судом.
Председательствующий судья В.В. Архипов
Мотивированное решение составлено 07 февраля 2019 года.