Дело № 5-31/2015
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Мантурово 20 октября 2015 года
Судья Мантуровского районного суда Костромской области Комаров А.Б.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива «Леонтьево», юридический адрес: Костромская область, Мантуровский район, д. Леонтьево, фактический адрес: Костромская область, Мантуровский район, д. Леонтьево, ИНН 4417001910, ОГРН 1074434000519,
У С Т А Н О В И Л:
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении установлено, что сельскохозяйственный производственный кооператив «Леонтьево» (далее СПК «Леонтьево»), заключив [Дата] трудовой договор с гражданином Украины [Ш. В. Ю.], [Дата] рождения, прибывшим на территорию Российской Федерации в безвизовом порядке, в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и п. 2 Порядка представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденного приказом ФМС России № 147 от 28 июня 2010 года, в течение трех рабочих дней с даты заключения трудового договора, то есть в срок до [Дата] включительно, не уведомило УФМС России по [адрес] о заключении указанного трудового договора, направив уведомление только [Дата]. Таким образом, СПК «Леонтьево» нарушило установленный порядок уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Законный представитель СПК «Леонтьево» – председатель Соболева Л.Б. в судебном заседании факт правонарушения признала и пояснила, что трехдневный срок, установленный законом для уведомления территориального органа ФМС России в субъекте РФ, был ею пропущен по уважительной причине, а именно указанное уведомление о заключении трудового договора с [Ш. В. Ю.] было направлено [Дата] почтой заказным письмом в УФМС России по [адрес] по адресу: [адрес], но все документы вернулись обратно [Дата]. Она не знала, что направила пакет документов на ошибочный адрес, так как ранее вся корреспонденция направлялась по указанному адресу и она доходила до адресата. Просила отменить определение начальника ОУФМС России по [адрес] в [адрес], а производство по делу прекратить, ограничившись устным замечанием в силу малозначительности совершенного юридическим лицом правонарушения.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении – начальник ОУФМС России по [адрес] в [адрес] [Х. Н. Н.], допрошенная в качестве свидетеля, в суде пояснила, что указанное правонарушение в действиях СПК «Леонтьево» имеет место. Законному представителю юридического лица при направлении уведомления необходимо было установить точный адрес УФМС России по [адрес]. Против объявления устного замечания в силу малозначительности совершенного юридическим лицом правонарушения не возражает.
Выслушав представителя СПК «Леонтьево» и начальника ОУФМС России по [адрес] в [адрес], изучив протокол о совершении административного правонарушения и приложенные к нему материалы, суд приходит к следующему выводу.
Из предоставленных для изучения материалов административного дела следует, что [Дата] СПК «Леонтьево» (ИНН 4417001910, ОГРН 1074434000519), расположенное по адресу [адрес], д. Леонтьево, в лице председателя Соболевой Любови Борисовны, действующей на основании Устава, заключило трудовой договор с гражданином Украины [Ш. В. Ю.], [Дата] года рождения, о приеме последнего на работу в качестве плотника (л.д. 23-25).
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, не уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию 1 к ст. 18.15 КоАП РФ, в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок подачи работодателем и (или) заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, установлен в Правилах подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы и имеющим разрешения на работу, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 183 (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства.
Поскольку срок представления уведомления нормативно установлен, то правонарушение будет считаться оконченным в момент неисполнения этой обязанности в установленный срок, то есть на четвертый день со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судья учитывает, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Пленум ВАС РФ в п. 18 постановления от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление № 10) разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, что предусмотрено ст. 2.9 КоАП РФ.
Как следует из представленных материалов, [Дата] председатель СПК «Леонтьево» Соболева Л.Б., руководствуясь Федеральным законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», направила по почте ценное письмо в УФМС России по [адрес] (отдел миграционной службы) по адресу: [адрес]. Согласно описи, вложенной в указанное письмо и проверенной сотрудником почтового отделения, в конверте находились уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ с иностранными гражданами на 12 страницах. [Дата] указанное письмо вернулось обратно с указанием причины возврата «истек срок хранения» в связи с тем, что неправильно был указан номер дома: вместо «4» на конверте написано «4 «а». [Дата] Соболева Л.Б. направляет ценную бандероль с уведомлением в УФМС России по [адрес] (отдел миграционной службы) по адресу: [адрес]. Согласно описи, вложенной в указанное письмо и проверенной сотрудником почтового отделения, в конверте находились уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ с иностранными гражданами на 12 страницах и пояснительная на 1 странице.
Суд признает наличие в действиях СПК «Леонтьево» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, однако не усматривает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и причинения вреда интересам граждан, общества и государства, что позволяет расценить совершенное деяние как малозначительное, в связи с чем СПК «Леонтьево» можно освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На основании ст.2.9 КоАП РФ, руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Освободить сельскохозяйственный производственный кооператив «Леонтьево» от административной ответственности, объявив ему устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) его копии.
Судья А.Б. Комаров