Дело № 3-4/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе
председательствующего судьи Фроловой Ж.А.,
при секретаре А.К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 10 марта 2015 года гражданское дело по заявлению С.Ф.Р.-к. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
С.Ф.Р.-к. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В обоснование указала, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области. Кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере <...> рублей <...> копейка, что значительно превышает его рыночную стоимость и нарушает ее права, как арендатора земельного участка, поскольку арендная плата за пользование участком рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
Согласно отчету оценщика № № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2010 составляет <...> рублей.
Ссылаясь на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главы III.1 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...> рублей.
Заявленные требования рассмотрены судом в порядке главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание заявитель С.Ф.Р.-к. не явилась, извещалась надлежаще. Ее представитель по доверенности Г.А.А. в судебном заседании заявленные требования изменил, уточнив размер рыночной стоимости земельного участка в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы – <...> рублей. На установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, настаивал.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» С.Н.С., действующая на основании доверенностей, против удовлетворения заявления возражала, полагала, что требования к ФГБУ «ФКП Росреестра» заявлены необоснованно, поскольку спор материально-правового характера между заявителем и заинтересованным лицом отсутствует, требования С.Ф.Р.-к. сводятся к изменению внесенной в государственный кадастр недвижимости стоимости земельного участка на рыночную стоимость, при этом непосредственно действия по внесению кадастровой стоимости органом кадастрового учета не оспариваются.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Кургана Б.Ю.С., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражала, полагала, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости значительно снизит размер уплачиваемой заявителем в бюджет муниципального образования – город Курган арендной платы.
Представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области С.М.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражала, полагала, что постановление Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» принято в соответствии с действующим законодательством. Права С.Ф.Р.-к. Правительством Курганской области не нарушены. Просила учесть, что заявителем пропущен установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, заинтересованное лицо ИП Б.М.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что на основании договора аренды № от <...> С.Ф.Р.-к. является арендатором земельного участка с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, площадью <...> кв.м, предоставленного для эксплуатации и обслуживания здания склада-картофелехранилища, и расположенного по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 60-64).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером №, выданному <...> филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, кадастровая стоимость участка установлена в размере <...> рублей <...> копейка (том 1 л.д. 66-68).
Кадастровая стоимость участка установлена на основании постановления Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» (далее – постановление Правительства Курганской области № 454), которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 01.01.2010 и средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области.
Данным постановлением (приложение № 2) утверждено значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала № – <...> руб./кв.м, которое было применено при определении кадастровой стоимости земельного участка С.Ф.Р.-к. с учетом его площади (том 2 л.д. 1-4).
Согласно отчету № № от <...> по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 45:25:010606:276, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, составленному ИП Б.М.С. по заказу заявителя, по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость указанного земельного участка составляет <...> рублей (том 1 л.д. 8-74).
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, С.Ф.Р.-к. обратилась с настоящим заявлением, указывая на нарушение ее прав как арендатора объекта недвижимости, размер арендной платы за пользование которым поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 закона).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точного соответствия реальной рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями – в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) указывается, что физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить такие результаты в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о таком объекте в государственный кадастр недвижимости (статья 24.19 указанного закона).
Аналогичное положение предусмотрено в пункте 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В свою очередь пунктом 56 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, определено, что датой изменения кадастровых сведений об объекте недвижимости является дата принятия соответствующего решения уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Как следует из материалов дела (постановления Правительства Курганской области № 454, кадастровой выписки о земельном участке от 25.11.2014) и пояснений представителя ФГБУ «ФКП Росреестра», дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об арендуемом С.Ф.Р.-к. земельном участке и дата определения его кадастровой стоимости – 03.03.2011. Именно на эту дату в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № № от <...>, подготовленному ООО "АНО" (том 1 л.д. 201-261), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, площадью <...> кв.м, предоставленного для эксплуатации и обслуживания здания склада-картофелехранилища, и расположенного по адресу: <адрес>, определена на 03.03.2011 и составляет <...> рублей, что свидетельствует о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В рамках рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости использование такого доказательства как заключение судебной оценочной экспертизы является допустимым.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в экспертном заключении ООО "АНО" № № от <...> выводы подтверждают доводы заявителя о размере рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №. Возражений относительно достоверности определенной экспертом рыночной стоимости спорного земельного участка, доказательств иной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 03.03.2011, а также ходатайств о назначении дополнительных или повторных экспертиз участвующими в деле лицами не заявлено.
При таких обстоятельствах суд полагает заявленные С.Ф.Р.-к. требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости, подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что учреждение не может являться заинтересованным лицом по делу, поскольку требования заявителя обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и по существу сводятся к внесению изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, не соответствуют существу рассматриваемого дела.
Исходя из анализа положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ), требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости должно быть обращено к органу кадастрового учета.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее – Роснедвижимость) и его территориальными органами.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пункту 2 приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата»), по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из вышеприведенных положений закона, Устава ФГБУ «ФКП Росреестра», статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ), указанное учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение качественных и (или) количественных характеристик. Таким образом, по рассматриваемому делу требования заявителя правомерно направлены к ФГБУ «ФКП Росреестра».
Довод представителя Правительства Курганской области о пропуске С.Ф.Р.-к. трехмесячного срока для обращения в суд основан на неверном понимании норм процессуального права, поскольку на требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, подлежащее рассмотрению в порядке главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как иные дела, возникающие из публичных правоотношений, срок, предусмотренный статьей 256 (глава 25) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не распространяется.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.
Вместе с тем при разрешении вопроса о распределении судебных расходов, суд вправе исходить не только из результата по делу, но и из других обстоятельств.
Поскольку незаконных действий со стороны заинтересованных лиц судом не установлено и доказательств таковых заявителем в обоснование своих требований не представлено, понесенные С.Ф.Р.-к. расходы в рамках данного гражданского дела, при имеющихся обстоятельствах, возмещению в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление С.Ф.Р.-к. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания здания склада-картофелехранилища, расположенного на землях населенных пунктов, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере <...> рублей.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2015 года.
Судья Фролова Ж.А.