Дело № 2-85/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2018 года с. имени Полины Осипенко
Суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Табакове Е.А.,
при секретаре Ботникове А.В.,
с участием старшего помощника прокурора района имени Полины Осипенко Хабаровского края Беспалова Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора района имени Полины Осипенко Хабаровского края в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор района имени Полины Осипенко Хабаровского края обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района имени Полины Осипенко Хабаровского края в результате осуществления надзора за исполнением законодательства об охране здоровья граждан выявлены нарушения закона.
В ходе мониторинга Интернет-ресурсов установлено, что для пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет находится в свободном доступе Интернет-сайт <данные изъяты>, размещающий информацию, содержащую публичную оферту о розничной продаже дистанционным способом жиросжигателя DNP, содержащего химическое вещество 2,4 динитрофенол (ДНФ), который по сообщению Роспотребнадзора на территории Российской Федерации не зарегистрирован в качестве лекарственного средства, не разрешён в качестве пищевого продукта, причиняет вред жизни и здоровью.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на указанном в заявлении сайте, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации. Решение обратить к немедленному исполнению, направив его в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Дальневосточном федеральному округу, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Суд в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела без участия представителя заинтересованного лица.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям частей 1,4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частями 1,6 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации; запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно положениям части 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Согласно положениям части 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав.
Согласно положениям пункта 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612, продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В силу требований пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 №612, не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» в Российской Федерации допускаются реклама, отпуск, реализация, передача, применение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырьё, пищевые добавки и биологически активные добавки.
В силу требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном данным федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» отдельные виды впервые изготавливаемых и предназначенных для реализации на территории Российской Федерации или впервые ввозимых на территорию Российской Федерации и предназначенных для реализации на территории Российской Федерации пищевых продуктов подлежат государственной регистрации; перечень таких видов продукции устанавливается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям Единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе», химическое вещество 2,4 динитрофенол не может относиться к пищевым продуктам (в т.ч., пищевым добавкам, биологически активным добавкам), входить в их состав и соответственно не может проходить государственную регистрацию в качестве пищевого продукта.
Статьёй 2381 Уголовного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается соответственно уголовная и административная ответственность за сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта незарегистрированных лекарственных средств.
Статьёй 238 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность за сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.
Согласно положениям части 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с частями 1,2 статьи 151 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", в который включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу требований пункта 2 части 5 статьи 151 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» одним из оснований для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно- телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим запрещённую законом информацию (в частности, о продаже дистанционным способом химических веществ, не зарегистрированных в качестве лекарственного средства, не разрешённых в качестве пищевого продукта).
Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого на охрану здоровья.
В соответствии с частями 1,2 статьи 18 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья; право на охрану здоровья обеспечивается производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов.
Таким образом, реализацией вопреки установленным на территории Российской Федерации ограничениям дистанционным способом химических веществ, не зарегистрированных в качестве лекарственного средства, не разрешённых в качестве пищевого продукта нарушаются права граждан Российской Федерации на охрану здоровья.
В соответствии со статьёй 18, частью 1 статьи 45, частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, и обеспечиваются правосудием, гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно положениям пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределённого круга лиц.
На основании и во взаимосвязи с частью 1 статьи 45 ГПК РФ и пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в заявлениях, предъявляемых в интересах неопределённого круга лиц, прокурор выступает представителем неопределённого круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
Получить в ином порядке надлежащий документ, удостоверяющий факт распространения вышеуказанной информации, осуществляющей пропаганду наркотических средств, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, иначе как порядке гражданского судопроизводства невозможно. Равным образом невозможно установить и привлечь в дело лицо, распространившее указанную информацию, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Установление данного юридического факта необходимо в целях защиты конституционных прав неопределённого круга лиц на информацию и защиту от пропаганды наркотических средств.
Таким образом, в силу положений статей 1, 262, главы 28 ГПК РФ заявление подлежит рассмотрению в порядке особого производства.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд считает целесообразным обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194-198, 212, 262 ГПК РФ, суд-
решил:
Заявление прокурора района имени Полины Осипенко Хабаровского края в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте сети Интернет с доменным именем
<данные изъяты>, запрещённой к распространению на всей территории Российской Федерации.
Решение обратить к немедленному исполнению, направив его в управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу (ул. Ленина, д. 4, г. Хабаровск, 680000) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Обязанность по ограничению доступа к запрещенной информации распространяется на всех операторов связи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Табаков Е.А.