Дело № 2-110/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2018 года город Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Завьялова О.М.,
при секретаре Аминовой Г.С.,
с участием помощника Пермского транспортного прокурора Конюховой К.И., представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» Тимониной Н.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности,
установил:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «Российские железные дороги», ОАО «РЖД») о признании незаконным бездействие, выразившее в не оборудовании железнодорожного переезда ..., работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участков дорожного движения. Также истцом заявлены требования о возложении обязанности в течение ... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать железнодорожный переезд ..., работающими в автоматическом режиме специальными технически средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участков дорожного движения.
Свои требования истец мотивирует тем, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок содержания и эксплуатации железнодорожных переездов, по результатам которой установлено, что ОАО «Российские железные дороги» не исполняются требования ч 2 ст. 21 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», а именно железнодорожный переезд ... не оборудован работающими в автоматическом режиме специальными технически средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения. В результате несоблюдения требований нарушены интересы общества и государства, направленные на предупреждение ДТП, снижении тяжести их последствий, а также случаев травмирования граждан.
Прокурор в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении в полном объеме. Не возражал против установления срока исполнения решения в течение 6 месяцев.
Представитель ответчика исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснил, что истец не является полномочным органом для обращения с данными требованиями, истцом не указано, какие конкретно права и законные интересы граждан, предусмотренные Конституцией РФ, нарушаются и в чем выражаются данные нарушения, так же не представлены доказательства нарушения ОАО «РЖД» законодательства о железнодорожном транспорте, прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Установка средств фиксации на железнодорожных переездах в условиях отсутствия регламентированной обязанности по передаче даны в органы государственного надзор является формальностью, кроме того, в действующем законодательстве отсутствует такое требование. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель 3 лица Управления ГИБДД МВД России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела извещен, направил отзыв на иск, в котором требования поддержал.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судом установлено, что Пермской транспортной прокуратурой в соответствии с п. 6.2 протокола заседания межведомственной рабочей группы по профилактике непроизводственного травматизма на железнодорожном транспорте от Дата проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок содержания и эксплуатации железнодорожных переездов.
По результатам проверки установлено, что ОАО «РЖД» требования по оборудованию железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения не исполняются. Железнодорожный переезд ..., не оборудован специальными техническими средствами.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О железнодорожном транспорте» безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «О железнодорожном транспорте» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно части 2 ст. 21 Федерального закона Российской федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Учитывая вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Доводы, изложенные ответчиком в письменном отзыве, не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.
Органами Госавтоинспекции МВД России осуществляется надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, в соответствии с Административным регламентом исполнения МВД России государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от Дата. В соответствии с п. 5 Регламента предметом федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения является соблюдение лицами, принимающими непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В силу п. 31 Регламента исполнение государственной функции включает в себя административную процедуру по надзору за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.
В соответствии с п. 75, 77 Регламента основанием для осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации является решение руководителя подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном уровне о применении таких технических средств, руководителя подразделения ДПС, руководителя подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне о порядке несения службы сотрудником. При надзоре за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации могут применяться: стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые в конструкциях дорожно – транспортной инфраструктуры (стойки, опоры) и других конструкциях; передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на специальных конструкциях (штативах, треногах, вышках на базе транспортных средств, носимые средства автоматической фиксации, предназначенные для обеспечения надзора за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени и не требующие специальных конструкций для размещения; мобильные средства автоматической фиксации, предназначенные для обеспечения надзора за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени и размещаемые на борту транспортных средств.
Обязанность по оборудованию железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения в силу части 2 ст. 21 Федерального закона Российской федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лежит на ОАО «Российские железные дороги».
Неисполнение требований закона свидетельствует о бездействии ОАО «Российские железные дороги», выразившемся в не оборудовании железнодорожного переезда.
Доводы о том, что истец не является полномочным органом для обращения в суд, является ненадлежащим истцом, а также, подавая настоящий иск, прокурор вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», не принимаются судом во внимание. В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В данном случае в результате несоблюдения требований законодательства об эксплуатации железнодорожных переездов» ОАО «РЖД» нарушены интересы общества и государства, направленные на предупреждение дорожно – транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а также случаев травмирования граждан. То обстоятельство, что оборудование железнодорожного переезда работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, повлечет денежные затраты со стороны ОАО «РЖД», не могут являться основанием к отказу в иске, поскольку основной задачей является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит установить срок для устранения выявленных нарушений в течение ... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Данный срок является разумным, однако учитывая мнение истца, пояснения ответчика, суд полагает возможным обязать ответчика устранить нарушения, в течение ... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Установление более длительного срока повлечет нарушение реальной защиты прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными ст. 2 ГПК РФ.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 10 ч. 1 ст. 91 ГК РФ цена иска определяется: по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6000 рублей.
В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, истцом не является, а только пользуется процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
Как следует из содержания искового заявления, прокурор обратился в суд с иском к ответчикам в интересах неопределенного круга лиц, к числу которых могут быть отнесены, в том числе работники ответчика, лица, прибывающие на территории.
Таким образом, в данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу бюджета Муниципального образования «Город Пермь» подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», выразившееся в не оборудовании железнодорожного переезда ..., работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения.
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение ... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать железнодорожный переезд ..., работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья О.М. Завьялов