Решение по делу № 5-132/2019 от 09.10.2019

дело № 5-132/2019 ***

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

13 ноября 2019 года город Кола Мурманской области                        

Судья Кольского районного суда Мурманской области Власова Л.И.,

с участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Толстопятова А.Е.,

представителя административного органа – ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району», по доверенности Бучаевой О.Н.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Толстопятова А.Е., *** года рождения, ***, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

установил:

согласно протоколу об административном правонарушении от *** в ходе административного расследования установлено, что *** Толстопятов А.Е. в нарушение п. 14.5.5 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от *** (далее – также Правила рыболовства), в адрес***, осуществил добычу одного экземпляра ***.

Данные действия Толстопятова А.Е. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ).

При рассмотрении протокола об административном правонарушении Толстопятов А.Е. с вменяемым ему правонарушением не согласился, поскольку при погружении с использование водолазного дыхательного аппарата, действительно взял в руки ***, чтобы показать его друзьям и сфотографировать, после чего планировал выпустить в море. О том, что фотографировать и брать в руки *** запрещено, не знал. Дату, время и место, указанные в протоколе об административном правонарушении, не оспаривал. Дополнительно пояснил, что в адрес*** осуществлял подводную видеосъемку международного заплыва.

Представитель административного органа при рассмотрении дела настаивал на привлечении Толстопятова А.Е. к административной ответственности.

Заслушав Толстопятова А.Е., представителя административного органа, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

Статьёй 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Состав указанного правонарушения является формальным, то есть наличие правонарушения определяется независимо от наступления вредных последствий.

Предметом правонарушения, являются водные биологические ресурсы.

Добыча (вылов) водных биологических ресурсов - комплексный процесс, включающий поиск и вылов (добычу) водных биологических ресурсов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, а также снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.

Общие условия добычи – это в том числе и осуществление вылова только в отношении указанных в перечне промысловых видов живых ресурсов, включая анадромные, катадромные, трансграничные, трансзональные, далеко мигрирующие виды рыб, живые организмы «сидячих видов» и виды морских млекопитающих, по отдельным морям и океанам, который устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды.

Объективную сторону данного правонарушения составляет, в частности, действия, состоящие в нарушении правил рыболовства.

Субъектом правонарушения является, в том числе, и физическое лицо.

Субъективную сторону правонарушения характеризует умышленная форма вины.

Согласно ст. 34, 35 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее также Федеральный закон № 166-ФЗ) установлено, что Правила рыболовства, которые являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

В правилах рыболовства устанавливаются: виды разрешенного рыболовства; нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства; ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов; требования к сохранению водных биоресурсов; суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов (количество, вес) определенного вида, разрешенная гражданину для добычи (вылова) при осуществлении любительского рыболовства.

Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

В соответствии с п. 9, 16 ст. 1 Федерального закона № 166-ФЗ рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; любительское и спортивное рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях.

Рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена. Перечни видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляются промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море, открытом море и районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляется промышленное рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 15 Федерального закона № 166-ФЗ).

Статьей 10 Федерального закона № 166-ФЗ установлено, что водные биологические ресурсы находятся в федеральной собственности.

При этом согласно ч. 3 ст. 10 указанного закона, юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с п. 1, 2, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 166-ФЗ граждане и юридические лица могут осуществлять промышленное рыболовство, прибрежное рыболовство и любительское и спортивное рыболовство.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 166-ФЗ промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

Пунктом 10.1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 166-ФЗ определено, что прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению уловов водных биологических ресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено настоящим Федеральным законом, и выгрузке уловов водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде в морские порты Российской Федерации, в иные места выгрузки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно Перечню особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, утвержденному приказом Росрыболовства от 16.03.2009 № 191, краб камчатский отнесен к ценным видам водных биоресурсов.

В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414 (далее – Правила рыболовства).

Пунктом 14.5.5 Правил рыболовства установлено, что при осуществлении рыболовства гражданам запрещается иметь на борту судна и плавучих средств, на рыболовных (рыбопромысловых) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых) участков), орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено, а также водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена, или их части.

Согласно п. 10.1 Правил рыболовства, граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах рыбохозяйственного значения общего пользования свободно и бесплатно в соответствии с Правилами рыболовства. Гражданам запрещается добыча (вылов) объектов аквакультуры в границах рыбоводных участков без согласия рыбоводных хозяйств - пользователей рыбоводных участков.

Согласно п. 16.1 указанных Правил запрещается в течение года добыча (вылов) *** в территориальном море Российской Федерации и внутренних морских водах Российской Федерации, а также на участке континентального шельфа Российской Федерации, ограниченного с севера широтой 68°40" с.ш., с юга, запада и востока - внешней границей территориального моря Российской Федерации.

Запрещается добыча/вылов *** в Баренцевом море с 1 января по 15 августа (п. 67.3 Правил рыболовства).

Согласно п. 76 Правил рыболовства запрещается добыча (вылов) *** без путевок на добычу (вылов) водных биоресурсов ***. При случайной поимке указанные виды водных биоресурсов подлежат выпуску в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Анализируя вышеприведенные нормы законодательства Российской Федерации в их совокупности, с учетом фактических обстоятельств данного дела имеются основания для вывода, что наступление административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ за вмененную Толстопятову А.Е. добычу (вылов) *** возможен только в случае осуществления последним рыболовства.

Таким образом, в рассматриваемом случае установление статуса физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а именно осуществление им какого-либо вида рыболовства, имеет важное значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, что *** в ***. в ходе несения службы пограничным нарядом «Дпм/АМ» при осмотре береговой линии и адрес***, был обнаружен Толстопятов А.Е., который осуществлял погружение с использованием водолазного дыхательного аппарата. В руках у Толстопятова А.Е. находился ***. Добытый экземпляр *** находился в живом состоянии и был выпущен в естественную среду обитания.

Согласно объяснению Толстопятова А.Е. от ***, он приехал на автомобиле *** *** в ***. в целях помощи в организации соревнований по плаванию на открытой воде и осуществления погружения с использованием водолазного дыхательного аппарата в водах адрес*** для съемки фильма. *** в ***., он переоделся в гидрокостюм и вошел в акваторию *** для съемки участников соревнований. После погружения в воду на дне он увидел ***, которого взял с собой, чтобы показать друзьям. При выходе на берег был задержан пограничным нарядом. О запрете добычи (вылова) *** знал.

Из протокола опроса свидетелей ФИО1, ФИО2 от ***, следует, что *** в ходе наблюдения акватории *** в ***. был обнаружен на воде неизвестный человек, как впоследствии было установлено - Толстопятов А.Е., который осуществлял погружение с использованием водолазного снаряжения. В ***. Толстопятов А.Е. вышел на берег, сотрудники остановили данного гражданина, при котором был обнаружен 1 экземпляр *** в живом состоянии, который был выпущен в естественную среду обитания.

Согласно акту о возвращении в среду обитания водных биологических ресурсов от ***, в *** 1 экземпляр *** в живом состоянии был выпущен в среду обитания побережье губы Лодейная Баренцева моря.

Справка от ***, выданная ООО «Бизнес-Культура», подтверждает, что Толтопятов А.Е. был волонтером на заплыве X-WATERS Arctic в адрес*** ******. В задачи Толстопятова А.Е. входили общие работы (помощь в застройке, очистке территории и т.д.), помощь участникам мероприятия в ориентировании на местности, а также подводная фото- и видеосъемка во время заплыва. *** Толстопятов А.Е. занимался подводной съемкой.

Вышеизложенное свидетельствует, что в материалах дела достоверных доказательств, подтверждающих факт осуществления Толстопятовым А.Е. кого-либо из видов рыболовства, не имеется и административным органом указанных сведений не добыто.

Таким образом, материалы дела не содержат доказательств нарушения Толстопятовым А.Е. требований пункта 14.5.5 Правил рыболовства, предусматривающего запрет для граждан при осуществлении рыболовства иметь на борту судна и плавучих средств, на рыбопромысловых участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыбопромысловых участков), водные биоресурсы или их части, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещены.

Одно лишь наличие у Толстопятова А.Е., находившегося на ***, 1 экземпляра ***, при отсутствии у него судна и плавучих средств и отсутствии данных об осуществлении им рыболовства, т.е. добычи ***, само по себе о нарушении Правил рыболовства не свидетельствует и не может служить достаточным основанием для привлечения его к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.

В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения законодательства разъяснены в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

С учетом того, что в деле отсутствуют достоверные доказательства совершения Толтопятовым А.Е. действий, образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении Толстопятова А.Е. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах.

Изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от *** предметы и вещи подлежат возврату по принадлежности законному владельцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении Толстопятова А.Е., прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от *** предметы и вещи – вернуть по принадлежности законному владельцу.

Вещественное доказательство по делу: *** - хранить в материалах дела об административном правонарушении.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

***

***

Судья             Л.И. Власова

5-132/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
Толстопятов Алексей Евгеньевич
Суд
Кольский районный суд
Судья
Власова Лидия Игоревна
Статьи

КоАП: ст. 8.17 ч.2

09.10.2019Передача дела судье
11.10.2019Подготовка дела к рассмотрению
29.10.2019Рассмотрение дела по существу
13.11.2019Рассмотрение дела по существу
15.11.2019Изготовлено постановление о прекращении в полном объеме
26.11.2019Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
02.12.2019Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
02.12.2019Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
13.12.2019Вступление постановления (определения) в законную силу
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее