РЕШЕНИЕ №
именем Российской Федерации
26 декабря 2019 года город Чита
Читинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Силищева Д.Н., при секретаре судебного заседания Васильевой П.Б., с участием прокурора – <данные изъяты>., административного истца Капустина М.И., его представителя Нестеренко Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Капустина М.И. об оспаривании действий командира войсковой части <данные изъяты> связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, а также компенсации морального вреда,
установил:
Капустин М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> в воинском звании «<данные изъяты>».
Приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Капустин М.И. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта, а приказом от ДД.ММ.ГГГГ №К исключен из списков личного состава ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая указанные действия командира войсковой части <данные изъяты> незаконными, Капустин М.И. просил суд признать их таковыми и отменить приказы об увольнении его с военной службы и исключении из списков личного состава части, восстановив его на военной службе, а также взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей.
В судебном заседании административный истец Капустин М.И. и его представитель Нестеренко Л.Н. поддержали заявленные требования и, подтвердив доводы, изложенные в заявлении, просили их удовлетворить в полном объёме.
Командир войсковой части <данные изъяты>, председатель аттестационной комиссии войсковой части <данные изъяты>, а также руководители Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю») и Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ «ЕРЦ МО РФ»), надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
При этом в представленных в суд возражениях представитель руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» Бирюкова О.В. указала, что действиями руководителя учреждения права и законные интересы административного истца не нарушены, и просила в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме, рассмотрев дело в ее отсутствие.
В представленном в суд заявлении представитель руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Поскольку указанные выше лица о причинах неявки суду не сообщили и не ходатайствовали о рассмотрении дела исключительно с их участием, то суд, в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ полагал возможным провести судебное разбирательство в их отсутствие.
Участвующий в рассмотрении дела прокурор <данные изъяты> полагал необходимым заявление Капустина М.И. удовлетворить, поскольку в данном случае увольнение его с военной службы явилось слишком суровым решением.
Заслушав административного истца, его представителя и заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Рассматривая требования об оспаривании действий командира войсковой части <данные изъяты>, связанных с увольнением Капустина М.И. с военной службы, суд исходит из следующего.
Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Согласно пункту 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» досрочное увольнение с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям. Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Согласно подпункту «в» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Согласно приказу командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Капустин М.И. досрочно уволен с военной службы в запас связи с невыполнением условий контракта, на основании протокола заседания аттестационной комиссии.
Как видно из копии аттестационного листа на Капустина М.И. и протокола заседания аттестационной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, аттестационной комиссией войсковой части <данные изъяты> дано заключение о целесообразности досрочного увольнения Капустина М.И. с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, при этом на заседании аттестационной комиссии Капустин М.И. присутствовал лично.
Кроме того, согласно копии постановления Борзинского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении Капустина М.И., подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного частью <данные изъяты> прекращено по основаниям, предусмотренным статьёй 25.1 УПК РФ, и ему назначена мера уголовно-правового характера в виде судебного штрафа <данные изъяты>
Как пояснил в ходе судебного заседания Капустин М.И. на заседании аттестационной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, он подтвердил обстоятельства совершённого им уголовно наказуемого деяния указанного в постановлении Борзинского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии послужного списка Капустина М.И. и копии выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № с Капустиным М.И. заключён новый контракт о прохождении военной службы сроком на <данные изъяты> лет по ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, оспариваемый приказ командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № о досрочном увольнении Капустина М.И. с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта является законным и обоснованным.
Доводы административного истца о том что, приказ о его увольнении с военной службы был издан до вступления в законную силу постановлении Борзинского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, поскольку Капустин М.И. обстоятельства, изложенные в указанном постановлении, подтвердил, вину в совершении уголовно наказуемого деяния признал, судебный штраф оплатил.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым отказать Капустину М.И. в удовлетворении его требований об отмене приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, в части касающейся досрочного увольнения его с военной службы, поскольку указанное должностное лицо права административного истца не нарушило и действовало в рамках своих полномочий.
Рассматривая требования Капустина М.И. о признании незаконным приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №К об исключении его из списков личного состава воинской части, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, которая, по общему правилу, совпадает с днём истечения срока военной службы. Военнослужащий должен быть исключён из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, перечисленных в данном пункте Закона, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
Аналогичные правовые нормы закреплены также в пунктах 23 и 24 статьи 34 указанного выше Положения, в которых кроме того отмечено, что военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи, в том числе и с увольнением с военной службы. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключён из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно – не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и указанным Положением.
Анализ приведённого выше законодательства указывает на то, что военнослужащий, уволенный с военной службы, в условиях отсутствия случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении его с военной службы подлежит безусловному исключению из списков личного состава воинской части.
Как видно из выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> Капустин М.И., уволенный с военной службы в запас на основании приказа того же должностного лица ДД.ММ.ГГГГ №, <данные изъяты> этого же года исключен из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учёт в соответствующий отдел военного комиссариата.
При этом основанием для издания приказа об исключении Капустина М.И. из списков личного состава воинской части явился именно вышеуказанный приказ об увольнении его с военной службы.
Таким образом, учитывая требования и нормы действующего законодательства в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый Капустиным М.И. приказ командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> об исключении его из списков личного состава части, был издан во исполнение ранее изданного приказа об увольнении его с военной службы.
Как пояснил в ходе судебного заседания административный истец, с приказом об исключении его из списков личного состава воинской части он не согласен поскольку не согласен с увольнением, всеми положенными видами довольствия на момент исключения из списков личного состава воинской части он был обеспечен в полном объёме, что также подтверждается расчетными листами денежного довольствия Капустина М.И. При этом из рапорта начальника вещевой службы войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за вещевым имуществом личного пользования административный истец не обращался.
На основании изложенного, указанные требования административного истца суд также полагает не подлежащими удовлетворению.
Давая оценку требованию административного истца о компенсации причиненного ему морального вреда, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего.
В соответствии со статьёй 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Поскольку заявление Капустина М.И. в части оспаривания действий связанных с увольнением его с военной службы удовлетворению не подлежит, то и в удовлетворении требования административного истца о компенсации морального вреда, причиненного ему действиями должностных лиц, также надлежит отказать.
Исходя из положений статьи 111 КАС РФ, суд не находит оснований для возмещения Капустину М.И. судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Капустина М.И., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Д.Н. Силищев