Дело №12- 844/2019 (№5-818/2019)
Мировой судья Желонкина О.А.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление об административном правонарушении
424028
город Йошкар-Ола 13 декабря 2019 года
ул.Баумана 91-А
Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием представителя Управления Роспотребнадзора Гуня Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Витадар» Кудрявцевой С.П. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Йошкар-Олинского района от 29 октября 2019 года, которым
Общество с ограниченной ответственностью «Витадар», ОГРН №, ИНН №, дата государственной регистрации 07 июня 2002 года, расположенное по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшееся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Йошкар-Олинского района от 29 октября 2019 года Общество с ограниченной ответственностью «Витадар» (далее по тексту – ООО «Витадар») подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Витадар» Кудрявцева С.П. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью. В обоснование жалобы указала, что Общество предприняло все меры по исполнению предписания, заключив договор 27 сентября 2019 года с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» на оказание услуг по проведению инструментальных измерений освещенности и микроклимата. Невозможность проведения данных измерений до 03 октября 2019 года вызвана объективными погодными условиями, что подтверждается письмом и.о. главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл». После получения результатов протокол сразу же представлен контролирующему органу в ходе проверки по результату исполнения предписания. Совершенное Обществом деяние не представляет общественной опасности и не наносило ущерба охраняемым государственным и общественным интересам, не причинило вреда жизни и здоровью людей. Кроме того, назначение обществу административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей, является мерой ответственности, явно не соразмерной характеру совершенного правонарушения, поэтому применение такой санкции противоречило бы принципу сбалансированности частных и публичных интересов.
Поскольку в судебное заседание законный представитель, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Витадар» Кудрявцева С.П. и защитник Кондратьева О.В., надлежащим образом извещенные не явились, считаю возможным рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании 12 декабря 2019 года законный представитель ООО «Витадар» Кудрявцева С.П. поддержала доводы и требования жалобы.
Представитель Управления Роспотребнваадзора Гуня Е.М. полагает, что имелись все основания для привлечения к административной ответственности ООО «Витадар» по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, основании для признания малозначительным не имеется.
Выслушав представителя Управления, изучив материалы дела, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Так, обязательным признаком названного правонарушения является законность предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), что обязательно подлежит проверке и оценке в каждом конкретном случае привлечения лица к административной ответственности за данное правонарушение.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, ООО «Витадар» не выполнил в установленный срок – до 01 октября 2019 года пункт 1 предписания № от 31 января 2019 года, а именно: не организован и не обеспечен контроль за параметрами микроклимата (теплый и холодный периоды) в соответствиями с требованиями пункта 2.1.5 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», статьи 11, части 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 года № 81 утвержден СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".
Согласно пунктов 1.1, 1.2 указанного СанПиНа, настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - СанПиН) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы (далее - физических факторов) на рабочих местах и источникам этих физических факторов, а также требования к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих.
Соблюдение требований настоящих СанПиН является обязательным для граждан, состоящих в трудовых отношениях, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2.1.5 СанПиН 2.2.4.3359-16, микроклимат производственных помещений нормируется для периодов года, характеризуемых среднесуточной температурой наружного воздуха, равной +10 °C и ниже (далее - холодный период года), а также выше +10 °C (далее - теплый период года).
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 29 указанного Закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На основании распоряжения № от 02 октября 2019 года руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл проведена проверка ООО «Витадар» по факту выполнения предписания № от 31 января 2019 года.
По результатам внеплановой проверки выявлено неисполнение пункта 1 предписания и составлен акт проверки № от 09 октября 2019 года, что явилось основанием для привлечения ООО «Витадар» к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и составления протокола об административном правонарушении от 09 октября 2019 года.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09 октября 2019 года; предписанием № от 31 января 2019 года; распоряжением № от 02 октября 2019 года; актом внеплановой проверки № от 09 октября 2019 года и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вывод мирового судьи о наличии в деянии ООО «Витадар» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Предписание № от 31 января 2019 года выдано по результатам проверки, проведенной на основании распоряжения от 22 января 2019 года, плановой, выездной проверки Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, о чем был составлен Акт проверки № от 21 февраля 2019 года, уполномоченным на то должностным лицом и в пределах предоставленной компетенции. Оно содержит указание на допущенное нарушение санитарно-эпидемиологических требовании и необходимость устранения путем организации и обеспечения контроля за параметрами микроклимата (теплый и холодный периоды) в соответствиями с требованиями пункта 2.1.5 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», статьи 11, части 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Предписание вручено директору ООО «Витадар» Кудрявцевой С.П., и предоставленный срок с 31 января 2019 до 01 октября 2019 года являлся достаточным и реально исполнимым.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, касающиеся установления вины в действиях заявителя, и учитывая, что ООО «Витадар» не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие отсутствие у него возможности для исполнения требований действующего законодательства и принятие им всех зависящих от него мер для их исполнения, прихожу к выводу о доказанности вины ООО «Витадар» во вменяемом правонарушении.
Доводов жалобы, способных повлечь отмену или изменение не вступившего в законную силу судебного постановления, в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления мирового судьи при рассмотрении жалобы и проверки законности обжалуемого судебного постановления не установлено.
Вместе с этим, считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Учитывая, что требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологических требовании на рабочих местах направлены прежде всего на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, и нарушение этих требований является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений. При этом обществу предоставлялся по существу длительный срок - в течение 9 месяцев для устранения выявленных нарушений.
При этом согласно постановления заместителя государственного санитарного врача по Республике Марий Эл от 06 феаарля 2019 года, за нарушение пункта 2.1.5 СанПиН 2.2.4.3359-16, в отношении директора ООО «Витадар» Кудрявцевой С.П. по статье 6.3 КоАП РФ назначено наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, основания для признания правонарушения малозначительным, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, считаю, что постановление о назначении ООО «Витадар» административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей, соответствует требованиям закона и характеру совершенного правонарушения, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Йошкар-Олинского района от 29 октября 2019 года о признании ООО «Витадар» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставить без изменения, жалобу директора ООО «Витадар» Кудрявцевой С.П. – без удовлетворения.
Решение в законную силу вступает со дня вынесения.
Судья- Р.Я. Сабирьянов