Дело №2-947/1-2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2015 года г.Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Волченковой Н.С.,
при секретаре Федотовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Мценского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Белой Л.Ю. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда в г. Мценске и Мценском районе Орловской области об установлении факта работы на территории Российской Федерации в зоне с льготным социально - экономическим статусом и назначении страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на один год с момента обращения за назначением пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Белая Л.Ю. с 16.04.1997 по 31.12.2001 работала в акционерном обществе «<...>» (АО «<...>»).
Белая Л.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда в г. Мценске и Мценском районе Орловской области (ГУ УПФ РФ в г.Мценске и Мценском районе) об установлении факта работы на территории Российской Федерации в зоне с льготным социально - экономическим статусом и назначении страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на один год с момента обращения за назначением пенсии.
В обоснование исковых требований указала, что работала <...> на <...> ферме АО «<...>», которая располагалась в <адрес>, и находилась в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Кроме того, с 29.01.2014 она проживает в д.<адрес>, которая также относится к зоне с льготным социально - экономическим статусом. Полагая, что имеет право на назначение досрочной пенсии с 53 лет, в мае 2015 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Мценске и Мценском районе с заявлением о назначении пенсии, но получила отказ, мотивированный тем, что в трудовой книжке указано, что она работала в АО «<...>» юридический адрес которого: <адрес>, а данный населенный пункт не входит в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному загрязнению. Кроме того, период проживания с 29.01.2014 в д.<адрес> также не дает права на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста. Полагает, что отказ незаконный, поскольку она работала на <...> ферме, расположенной в д.<адрес>, а не в <адрес>. С учетом уточненных исковых требований просила суд установить факт работы с 16.04.1997 по 09.06.2001 в д.<адрес> на <...> ферме и обязать ГУ УПФ РФ в г.Мценске и Мценском районе назначить пенсию по старости с уменьшением возраста на один год с момента обращения, а именно с 07.06.2015.
В судебном заседании истец Белая Л.Ю. исковые требования с учетом их уточнения поддержала.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области Ш.Я.Л. исковые требования не признала, пояснила, что факт работы истца в период времени с 16.04.1997 по 09.06.2001 в д.<адрес> на <...> ферме не подтверждается представленными документами.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 173-ФЗ от 17.12.2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Обратившись в суд, истец Белая Л.Ю. ссылался на то обстоятельство, что с 16.04.1997 по 09.06.2001 работала на <...> ферме, расположенной в д.<адрес> территория которой относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Письмом ГУ УПФ РФ в г.Мценске и Мценском районе Орловской области от 08.05.2015 Белой Л.Ю. отказано в назначении пенсии с уменьшением пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1, по тем основаниям, что с 16.04.1997 по 31.12.2000 Белая Л.Ю, работала в АО «<...>» (ЗАО «<...>», которое снято с учета Пенсионном фонде 12.09.2007), юридический адрес которого: <адрес>, которое не значится в перечнях населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 №237-р и от 18.12.1997 №1582. Представленными документами не подтверждается факт работы в зоне с льготным социально- экономическим статусом (л.д.5).
Из имеющейся в материалах дела трудовой книжки Белой Л.Ю. следует, что 16.04.1997 она была принята на работу в АО «<...>» <...> и уволена на основании приказа от 14.05.2002 (с учетом исправлений внесенных в трудовую книжку уволена 31.12.2001) а с 01.01.2002 принята на работу в <...> (л.д.9-10).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО «<...>» было зарегистрировано в качестве юридического лица 09.10.1997 и прекратило свою деятельность 12.09.2007.
В архивном фонде Администрации г.Мценска имеются сведения о начислении Белой Л.Ю. заработной платы за 1997 - 2000 годы, работавшей <...> в ЗАО «<...>». Ведомости по начислению заработной платы работникам, табели учета рабочего времени, списки работников за 2001 в архивный отдел не сдавались.
Из ответа администрации Спасско - Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области следует, что документация АО «<...>» в администрацию не сдавалась.
Таким образом, подтвердить факт работы Белой Л.Ю. на <...> ферме, расположенной в <адрес> во внесудебном порядке у истца возможности не имеется.
Установление факта работы на территории Российской Федерации в зоне с льготным социально - экономическим статусом имеет для истца юридическое значение для назначения страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста.
Допрошенные судом в качестве свидетелей Т.Т.В., Т.В.П., Е.В.Д. пояснили суду, что Белая Л.Ю. работала вместе с ними на <...> ферме <...> в период с 1997 по 2001 годы. Ферма располагалась в <адрес>.
Не доверять показаниям указанных выше свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку показания данных лиц согласуются между собой, не противоречат пояснениям истца Белой Л.Ю. и письменным доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Поскольку пенсионное законодательство не содержит каких - либо ограничений в способах доказывания, то суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года №237-Р утверждены перечни населенных пунктов Орловской области, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, определенным Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в который входила <адрес>.
В перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 (ред. от 07.04.2005) "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" также значится <адрес>.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации (Определение от 11.07.2006 года № 403-О) назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что факт работы Белой Л.Ю. в период с 16.04.1997 по 09.06.2011 на <...> ферме, расположенной в <адрес> территория которой относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС нашел свое подтверждение, следовательно, суд считает, что Белая Л.Ю. имеет право на назначение страховой пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в 54 года, т.е. с уменьшением пенсионного возраста на один год.
В силу ч.1 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Из заявления Белой Л.Ю. следует, что она обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Мценске и Мценском районе за назначением страховой пенсии по старости 05.05.2015, т.е. на момент обращения не достигла возраста 54 лет, поскольку родилась Дата, следовательно страховая пенсия по старости с уменьшением пенсионного возраста на один год должна быть назначена истцу с 07.06.2015.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину, оплаченную при подаче иска в суд в размере <...> рублей.
Руководствуясь Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Белой Л.Ю., удовлетворить.
Установить факт работы Белой Л.Ю., Дата рождения, на территории Российской Федерации в зоне с льготным социально - экономическим статусом в период с 16.04.1997 по 09.06.2001 на <...> ферме в <адрес>.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда в г. Мценске и Мценском районе Орловской области назначить и производить Белой Л.Ю. выплату страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на один год, с 07.06.2015.
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в г. Мценске и Мценском районе Орловской области в пользу Белой Л.Ю. судебные расходы - государственную пошлину в сумме <...> рублей.
Полный мотивированный текст решения изготовлен 30.06.2015.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Орловский областной суд через Мценский районный суд Орловской области.
Председательствующий Н.С.Волченкова