Судья Аюпова Г.Ф. Дело № 33а-13552/2018
Учет №019а
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 сентября 2018 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Гафиятуллина Ш.Ш., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьиМочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани от 17 мая 2018 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Егошиной Диляры Ильдаровны, действующей в интересах несовершеннолетнего сына ФИО8, и постановлено:
признать незаконным действие (бездействие) Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выраженное в необеспечении ФИО9 лекарственными препаратами Руксолитиниб «Джакави» в необходимом объеме.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан бесплатно обеспечивать ФИО10 лекарственным препаратом Руксолитиниб «Джакави» в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены препарата лечащим врачом.
В остальной части иска Егошиной Диляре Ильдаровне, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО11, отказать,
У С Т А Н О В И Л А:
Егошина Д.И., действуя в интересах несовершеннолетнего сына ФИО12, обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
В обоснование требований указала, что ее сын ФИО13, <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом, ему выставлены диагнозы гиперэозинофильный синдром, лимфоцитарный вариант, вазомоторный ринит, задержка роста, артериальная гипертензия.
Решением врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный научно-практический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» (далее – ФГБУ «ННПЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева») от 14 апреля 2017 года ему был назначен препарат Руксолитиниб по жизненным показаниям. Эта рекомендация подтверждена врачебной комиссией Государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» (далее – ГАУЗ «ДРКБ МЗ Республики Татарстан») в сентябре 2017 года, когда ФИО14 находился в данном медицинском учреждении на стационарном лечении.
Егошина Д.И. неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан с просьбой об обеспечении ее сына вышеуказанным препаратом, однако каждый раз получала письмо с отказом в удовлетворении ее просьбы.
Егошина Д.И. просила признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выразившееся в необеспечении ее сына лекарственным препаратом Руксолитиниб, обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан устранить допущенное нарушение, обязать предусматривать при планировании расходов средства на обеспечение указанным препаратом ФИО15
Решением суда первой инстанции административное исковое заявление удовлетворено частично.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Татарстан просит об отмене решения, указывая, что в связи с тем, что ФИО16 является ребенком-инвалидом, его лекарственное обеспечение должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Такие расходы не предусмотрены в бюджете Республики Татарстан, и Министерство здравоохранения республики не вправе принимать решения, приводящие к увеличению расходов ее бюджета. Полагает, что не имелось правовых оснований для признания бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан незаконным, поскольку решение врачебной комиссии надлежащим образом не оформлялось, в амбулаторную карту больного не вносилось, в адрес административного ответчика не направлялось. Ссылается на наличие противопоказаний для применения препарата Руксолитиниб лицами, не достигшими 18 лет, в число которых входит и ФИО17
Судебная коллегия приходит к следующему
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что ФИО18 является ребенком-инвалидом. Ему выставлены диагнозы гиперэозинофильный синдром, лимфоцитарный вариант, вазомоторный ринит, задержка роста, артериальная гипертензия.
Согласно части 1 статьи 39, части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
На основании статей 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» ФИО19 имеет право на бесплатное амбулаторное лечение имеющегося у него заболевания.
Из материалов дела следует, что решением врачебной комиссии ФГБУ «ННПЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева» от 14 апреля 2017 года ФИО20 по жизненным показаниям был назначен препарат Руксолитиниб в дозе 30 мг в сутки.
Решение врачебной комиссии ФГБУ «ННПЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева» было подтверждено врачебной комиссией ГАУЗ «ДРКБ МЗ Республики Татарстан» при прохождении ФИО21 стационарного лечения в сентябре 2017 года.
Егошина Д.И. в интересах своего несовершеннолетнего сына обращалась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан с просьбой обеспечить его жизненно необходимым лекарственным препаратом, однако ей было в этом отказано.
В силу статьи 37 Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.
В стандарте первичной медико-санитарной помощи при гиперэозинофильном синдроме (диагноз ФИО22.), утвержденном Приказом Минздрава России от 7 ноября 2012 года №650н, лекарственный препарат Руксолитиниб не поименован, что, в силу прямого указания части 5 статьи 37 Федерального закона, влечет возможность его назначения и применения по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 Федерального закона.
Часть 2 статьи 48 Федерального закона определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Порядок создания и деятельности врачебных комиссий утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».
Названным приказом к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям (пункт 4.7).
Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о незаконности возложения обязанности по обеспечению ФИО23 лекарственным препаратом за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования, включая принятие соответствующих нормативных правовых актов.
В силу части 1 статьи 81 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 81 Федерального закона в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года №1492, осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (раздел V «Финансовое обеспечение Программы»).
Пунктами 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года №1052, Министерство здравоохранения Республики Татарстан является органом исполнительной власти Республики Татарстан, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, включая вопросы лекарственного обеспечения, и на основании пункта 3.3.21 Министерство здравоохранения Республики Татарстан осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Татарстан, предусмотренных на содержание Министерства здравоохранения Республики Татарстан и реализацию возложенных на него функций.
Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Татарстан является организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Татарстан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании (пункт 2 Положения).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 3.1 Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан несет ответственность за осуществление основной функции по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Кроме того, в полномочия Министерства здравоохранения Республики Татарстан согласно пункту 3.3.3 Положения входит прогнозирование и планирование (формирование концепций, планов бюджетной обеспеченности, программ развития) лечебной и профилактической деятельности, лекарственного обеспечения населения Республики Татарстан.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 17 мая 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи