к делу № 2а-1429/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Славянск - на - Кубани 12 августа 2016 года
Судья Славянского городского суда Краснодарского края Радионов А.А., при секретаре Нечаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ОАО «Славянскгоргаз» к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным отказа о обязании внесения изменений в долгосрочную программу перекладки подземных стальных распределительных газопроводов,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным отказа о обязании внесения изменений в долгосрочную программу перекладки подземных стальных распределительных газопроводов, ссылаясь на следующие обстоятельства.
ОАО «Славянскгоргаз» является эксплуатирующей организацией распределительных газопроводов, расположенных в г.Славянске-на-Кубани и Славянском районе. Согласно ГОСТ 9.602-2005, РД 153-39.-091-03, ПБ 12-529-03 эксплуатация подземных стальных газопроводов (далее-газопровод) должна выполняться при наличии электрохимической защиты (далее-ЭХЗ). В гор.Славянске-на-Кубани и Славянском районе в порядке эксперимента, проводимого с 1996 года было принято решение производить эксплуатацию газопроводов без ЭХЗ. По результатам эксперимента ОАО «Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова» подготовило отчет о выполнении научно-исследовательской работы. Одним из условий эксплуатации газопроводов отраженных в отчете является подготовка и утверждение в федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзор долгосрочной программы замены стальных газопроводов, предусматривающую ежегодную перекладку газопроводов порядка 15 км. Данная рекомендация, предусмотренная разделом 4 п.4.3. отчета по перекладки порядка 15 км в года давалась при условии обоснованности в техническом и финансовом плане. При составлении отчета в основу легли обоснованные в финансовом и техническом плане показатели 2012 г. ОАО «Славянскгоргаз». ОАО «Славянскгоргаз» во исполнение отчета подготовило и согласовало с федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору долгосрочную ориентировочную программу перекладки подземных стальных распределительных газопроводов, а расположенных в зоне деятельности ОАО «Славянскгоргаз» с учетом рекомендованного ежегодного порядка перекладки газопроводов (порядка 15 км в год). При исполнении в долгосрочной программы перекладки ОАО «Славянскгоргаз» столкнулось с невозможностью исполнения порядка перекладки. Основанием, послужившим нарушению рекомендованного и согласованного порядка перекладки послужило то, что утверждение тарифа на транспортировку газа ОАО «Славянскгоргаз» регулируется государственным регулятором (УФАС) и денежные средства, закладываемые при тарифном регулировании по статье капитального ремонта выделяются без учета роста инфляции, а у ОАО «Славянскгоргаз» отсутствуют инвестиционные программы позволяющие производить перекладку газопроводов за счет сторонних средств, согласно рекомендации отчета. ОАО «Славянскгоргаз» подготовило и направило в адрес административного ответчика письмо от 04.07.2016 с указанием причины невозможности исполнения долгосрочной программы, а также просьбу о внесении изменения в существующую долгосрочную ориентировочную программу в части примечания в следующей редакции: «Перекладка газопроводов будет осуществляться на основании ежегодного плана перекладки, который будет предусматривать перекладку в зависимости объемов финансирования предусмотренных государственными органами тарифного регулирования входящих в состав тарифа ОАО «Славянскгоргаз». Позиция ОАО «Славянскгоргаз» является обоснованной и не противоречащей действующему законодательству. Административный ответчик письмом от 08.07.2016 (...) ответил о невозможности изменения примечания в долгосрочной ориентировочной программе перекладки подземных стальных распределительных газопроводов, в связи с увеличением сроков эксплуатации не переложных газопроводов, сославшись на техническое обоснование ОАО «АКХ им. К.Д.Памфилова», чем существенно ущемил законные права ОАО «Славянскгоргаз». На основании изложенного просит признать незаконным отказ от 08.07.206 (...). Обязать Ростехнадзор внести в долгосрочную программу перекладки подземных стальных распределительных газопроводов, расположенных в зоне деятельности ОАО «Славянскгоргаз» в раздел примечание в следующей редакции: «Перекладка газопроводов будет осуществляться на основании ежегодного плана перекладки, который будет предусматривать перекладку в зависимости объемов финансирования предусмотренных государственными органами тарифного регулирования входящих в состав тарифа ОАО «Славянскгоргаз».
В судебном заседании представитель административного истца Вечканов И.В. требования уточнил, просил обязать Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору внести изменения в п.3.1.3 «Дополнительных мероприятий по обеспечению безаварийной эксплуатации действующих подземных газопроводов с учетом их диагностики, перекладки (технического перевооружения), а также перспектив строительства новых газопроводов в зоне деятельности ОАО «Славянскгоргаз» и трактовать в следующей редакции: «Перекладка газопроводов будет осуществляться на основании ежегодного плана перекладки подземных стальных распределительных газопроводов, расположенных в зоне деятельности ОАО «Славянскгоргаз», который будет предусматривать перекладку газопроводов в зависимости от объемов финансирования, утверждаемых органами государственного регулирования в разрезе статей затрат тарифа ОАО «Славянскгоргаз», которые предусматривают перекладку газопроводов». Обязать Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору внести изменения в долгосрочную программу перекладки подземных стальных распределительных газопроводов, расположенных в зоне деятельности ОАО 2Славянскгоргаз» в раздел примечание в следующей редакции: «Перекладка газопроводов будет осуществляться на основании ежегодного плана перекладки подземных стальных распределительных газопроводов, расположенных в зоне деятельности ОАО «Славянскгоргаз», который будет предусматривать перекладку газопроводов в зависимости от объемов финансирования, утверждаемых органами государственного регулирования в разрезе статей затрат тарифа ОАО «Славянскгоргаз», которые предусматривают перекладку газопроводов»
Представитель административного ответчика Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Торосян Ю.Е., надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления. В предыдущем судебном заседании при рассмотрении заявления административного истца полагался на усмотрение суда.
Допрошенный в качестве специалиста Л.С.С,, имеющий квалификационное удостоверение эксперта, в судебном заседании пояснил, что их организация занималась диагностированием газопроводов ОАО «Славянскгоргаз». Эксплуатация газопровода ОАО «Славянскгоргаз» производится без систем электрохимической защиты. По итогам диагностирования газопроводов с не позволяющими эксплуатацию повреждениями выявлено не было. На прошедшие диагностику газопроводы были даны разрешения на максимально возможный срок эксплуатации - пять лет. Также пояснил, что знаком с результатами отчета, составленного по итогам эксперимента ОАО «Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова». По итогам проведенного эксперимента ОАО «Славянскгоргаз» обязали эксплуатировать газопроводы при особых техусловиях.
Суд, изучив материалы дела, полагает заявленные требования административного иска подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.
Согласно ГОСТ 9.602-2005, РД 153-39.-091-03, ПБ 12-529-03 эксплуатация подземных стальных газопроводов (далее-газопровод) должна выполняться при наличии электрохимической защиты (далее-ЭХЗ).
В 1996г. на заседании Совета Северо-Кавказского округа Госгортехнадзора России в связи с постоянными отключениями электроэнергии и появлением в этой связи коррозионных повреждений газопроводов, смежных подземных коммуникаций было принято исключительное решение эксплуатации подземных стальных газопроводов в Славянском районе без применения электрохимической защиты (ЭХЗ).
В целях обобщения результатов эксплуатации газопроводов без ЭХЗ, определения необходимости внедрения ЭХЗ, в 2007г специализированной головной академией коммунального хозяйства им. Памфилова были проведены экспериментальные исследования на подземных стальных газопроводах Славянского района. По результатам исследований академией было указано на отсутствие технической и экономической целесообразности введения ЭХЗ в Славянском районе, необходимость введения особого режима эксплуатации газопроводов без ЭХЗ и перекладки порядка 15 км газопроводов в год. При этом объемы ежегодных перекладок были определены академией с учетом усредненного диаметра труб, а также финансовых возможностей ОАО «Славянскгоргаз» в 2012г.
На основании результатов исследований СКУ Ростехнадзора были утверждены «Дополнительные мероприятия по обеспечению безаварийной эксплуатации действующих подземных газопроводов с учетом их диагностики, перекладки, а также перспектив строительства новых газопроводов в зоне деятельности ОАО «Славянскгоргаз». Данные мероприятия предусматривали два параллельных направления:
выполнение дополнительных компенсирующих мер по обеспечению безопасности и бесперебойности газоснабжения;
перекладка порядка 15 км газопроводов в год, согласно долгосрочной программы перекладки. При этом указано, что объем перекладки может варьироваться в зависимости от диаметров и способа прокладки газопроводов, отдельных обоснованных отклонений.
ОАО «Славянскгоргаз» имеет возможность перекладки газопроводов только из средств утвержденных органами государственного регулирования в разрезе статей затрат тарифа. В этой связи ОАО «Славянскгоргаз» направило в РЭК КК заявку на утверждение затрат в тарифе по перекладке 15 км газопроводов. Однако данные затраты не были включены в тариф в полном объеме. ОАО «Славянскгоргаз», в результате указанных обоснованных отклонений, имело финансовую возможность перекладки только порядка 4 км газопроводов.
В связи с невозможностью выполнения перекладки в полном объеме в результате обоснованных отклонений, ОАО «Славянскгоргаз» направило в адрес административного ответчика письмо от 04.07.2016 с указанием причины невозможности исполнения долгосрочной программы, а также просьбу о внесении изменения в существующую долгосрочную ориентировочную программу в части примечания в следующей редакции: «Перекладка газопроводов будет осуществляться на основании ежегодного плана перекладки, который будет предусматривать перекладку в зависимости объемов финансирования предусмотренных государственными органами тарифного регулирования входящих в состав тарифа ОАО «Славянскгоргаз».
Административный ответчик письмом от 08.07.2016 (...) ответил о невозможности изменения примечания в долгосрочной ориентировочной программе перекладки подземных стальных распределительных газопроводов, в связи с увеличением сроков эксплуатации не переложных газопроводов, сославшись на техническое обоснование ОАО «АКХ им. К.Д.Памфилова», чем существенно ущемил законные права ОАО «Славянскгоргаз» ввиду следующего.
Как установлено в судебном заседании, при исполнении долгосрочной программы перекладки газопроводов ОАО «Славянскгоргаз» столкнулось с невозможностью исполнения порядка перекладки. Основанием, послужившим нарушению рекомендованного и согласованного порядка перекладки послужило то, что утверждение тарифа на транспортировку газа ОАО «Славянскгоргаз» регулируется государственным регулятором - ФАС (Федеральной антимонопольной службой) и денежные средства, закладываемые при тарифном регулировании по статье капитального ремонта выделены в размере меньше требуемого, что следует из переписки ОАО «Славянскгоргаз» и ФАС (ранее - ФСТ). В соответствии с представленной выпиской расчета тарифов на транспортировку газа ОАО «Славянскгоргаз» по статье «Капитальный ремонт», куда входят расходы по перекладке труб в соответствии с заключением академии коммунального хозяйства им. Памфилова, в 2015 году просило выделить 22020 тысяч рублей, а Федеральной антимонопольной службой было выделено всего 7000 рублей, в 2016 году ОАО «Слаавянскгоргаз» просило на эти цели 25 009 рублей, а было выделено всего 7200 рублей, на 2017 год административным истцом представлен расчет на 20 008 рублей, а выделено всего 7300 рублей.
Как установлено ранее, у ОАО «Славянскгоргаз» имеется возможность перекладки газопроводов только из средств утвержденных органами государственного регулирования в разрезе статей затрат тарифа. Инвестиционные программы позволяющие производить перекладку газопроводов за счет сторонних средств у ОАО «Славянскгоргаз» отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец своим отказом, изложенным в письме о невозможности изменения примечания в долгосрочной ориентировочной программе перекладки подземных стальных распределительных газопроводов ущемил законные права ОАО «Славянскгоргаз», поскольку из заключения специалиста следует, что с учетом результатов диагностики газопровода, расположенного в зоне ответственности ОАО «Славянскгоргаз» и при условии выполнения дополнительных компенсирующих мер по обеспечению безопасности и бесперебойности газоснабжения перекладка газопроводов исключительно в установленный экспертизой срок не требуется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.3.1.3 «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ 2░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░»
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.