Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
Е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-2681/2010
« 25 » августа 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2010 г. Полный текст решения изготовлен 25 августа 2010 г.
Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича
при участии секретаря судебного заседания Кургунова Р.В.
рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области
к
индивидуальному предпринимателю Ефремову Виталию Андреевичу
о взыскании 3 146,50 рублей
3-и лица:
протокол вел: секретарь судебного заседания Кургунов Р.В.
при участии в заседании: от заявителя, от ответчика - представители не явились, извещены.
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Благовещенске Амурской области (далее – УПФ РФ в г. Благовещенске, заявитель) с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ефремова Виталия Андреевича (далее – ИП Ефремов В.А., предприниматель, ответчик) суммы штрафа за непредставление сведений об уплачиваемых страховых взносах и о страховом стаже застрахованных лиц за 2009 год в размере 3 146,50 рублей.
Заявление обосновано тем, что ответчиком не были представлены индивидуальные сведения за 2009 год в срок до 01.03.2010.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, направил реестр поступления платежей от страхователей за период с 01.01.2010 по 24.08.2010.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Ефремов Виталий Андреевич, 23.12.1955 года рождения, уроженец с. Козьмодемьяновка Тамбовского района Амурской области, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области 18.05.2007, ОГРН 307280113800010.
Заместителем начальника отдела персонифицированного учета ГУ - Управления ПФР в г. Благовещенске обнаружено несвоевременное представление индивидуальных сведений за 2009 год. Фактически сведения представлены 22.03.2010, что подтверждается ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лиц (форма АДВ-11).
Согласно представленным трудовым договорам от 15.06.2007 застрахованными лицами у ИП Ефремова В.А. являются Капустьян В.В., Капустьян Н.В., Титова И.В.
Установив, что предпринимателем не представлены в установленный Законом срок (ежегодно до 1 марта) сведения индивидуального (персонифицированного) учета, фонд составил акт от 24.03.2010 № 27.
Начальником ГУ - УПФР в г. Благовещенске 22.04.2010 вынесено решение № 23 о привлечении ИП Ефремова В.А. к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 10 % от начисленных страховых взносов за 2009 год, что составляет 3 146,5 руб.
Требованием от 20.05.2010 № 37 предпринимателю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций до 07.06.2010.
На день рассмотрения дела средства на счет Пенсионного фонда не поступили.
Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные данной статьей сведения, в том числе сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Вместе с данными сведениями страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Статьей 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» к страхователям, в числе прочих, отнесены индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно статье 8.1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность осуществления приема и учета сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесения соответствующих сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в установленном порядке и сроки возложена на Пенсионный фонд РФ.
Вместе с тем, порядок осуществления контроля органом государственного внебюджетного фонда за полнотой и своевременностью предоставления индивидуальных сведений Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не предусмотрен.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Учитывая изложенное, страховщик в рамках осуществления контроля за уплатой страховых взносов с учетом положений статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» вправе привлечь к ответственности предпринимателя за непредставление в установленный законодательством срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, во внебюджетный фонд РФ.
В силу пунктов 1, 2, 6, 9 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право, в том числе, требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов; проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в установленном настоящим Федеральным законом порядке; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски, в частности, о взыскании штрафов за предусмотренные настоящим Федеральным законом правонарушения.
Порядок осуществления контроля за уплатой страховых взносов предусмотрен главой 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Материалами дела подтверждается факт несвоевременного представления предпринимателем индивидуальных сведений: при установленной дате представления до 01.03.2010 сведения представлены 22.03.2010. Расчет суммы штрафа судом проверен. Порядок привлечения предпринимателя к ответственности, установленный Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, органом Пенсионного фонда соблюден.
При таких обстоятельствах суд признает требования заявителя обоснованными, а заявление – подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, суд считает, что имеются обстоятельства, смягчающие ответственность предпринимателя за совершенное правонарушение.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения, перечислены в статье 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Согласно части 1 приведенной статьи обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В силу части 4 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
При привлечении предпринимателя к ответственности за несвоевременное представление индивидуальных сведений обстоятельства, смягчающие ответственность, органом контроля за уплатой страховых взносов не установлены.
Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих ответственность предпринимателя, суду не представлено.
В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 19 Постановления ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» предусмотрено, что если при рассмотрении дела о взыскании санкций за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в 2 раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.
Суд, применяя Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ в совокупности с перечисленными выше нормами, счел необходимым уменьшить сумму штрафных санкций в связи с наличием смягчающих вину обстоятельств, а именно: уплатой страховых взносов, незначительным периодом пропуска срока, совершением ответчиком правонарушения впервые.
В связи с этим размер штрафа уменьшен до 1 573,25 рублей.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ, статьёй 333.21 НК РФ сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчика, составила 2000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, ст. 180, ст. 216 АПК РФ, суд решил заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Ефремова Виталия Андреевича, 23.12.1955 года рождения, уроженца с. Козьмодемьяновка Тамбовского района Амурской области, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 307280113800010, ИНН 280100959478, проживающего по адресу: г. Благовещенск Амурской области, ул. Шимановского, д.25/1, кв.22, в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области штраф в сумме 1 573,25рублей; в доход федерального бюджета Российской Федерации – государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой апелляционный арбитражный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья П.А. Чумаков