Дело № «20» сентября 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Архиповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мушта Р. А. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о понуждении предоставить место в детском дошкольном учреждении,
установил:
Мушта Р.А. обратился в суд с иском к Администрации МО «Город Архангельск» о понуждении предоставить место в детском дошкольном учреждении. В обоснование требований указал, что его сын Мушта И. Р., <данные изъяты> года рождения, зарегистрирован в общей очереди для направления в дошкольное образовательное учреждение. До настоящего времени место в детском саду ребенку не предоставлено, что нарушает право его ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование. В связи с этим, истец обратился в суд с данным иском и просил обязать ответчика предоставить его сыну Мушта И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доступ к дошкольному образованию через предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, расположенном рядом с адресом проживания, в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу.
Истец Мушта Р.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.,
Представитель ответчика Плотникова С.В. в судебном заседании просила в иске отказать, указав, что несовершеннолетний ребенок истца поставлен на учет для обеспечения местом в дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности. Права на внеочередное или первоочередное обеспечение местом в дошкольном учреждении не имеет. В настоящее время возможности обеспечить всех детей местами в дошкольных образовательных учреждениях нет. Обеспечение несовершеннолетнего ребенка истца местом в дошкольном образовательном учреждении без соблюдения очередности нарушает права других детей на доступность дошкольного образования.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела, истец является отцом Мушта И. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данный факт подтверждается копией свидетельства о рождении ребенка.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ супруга истца просила поставить их ребенка на учет для зачисления в МБДОУ МО «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № «Дюймовочка», МБДОУ МО «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № «Золотая рыбка», МБДОУ МО «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №.
Согласно справке Департамента образования Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ, Мушта И. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в общей очереди для дальнейшего направления в одно из муниципальных дошкольных образовательных учреждений Октябрьского территориального округа г. Архангельска. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в детском саду не предоставлено.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно подп. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения МО «Город Архангельск» п. 13 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 1 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№-внеоч.-03 «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Город Архангельск» (административный центр - город Архангельск) наделено статусом городского округа.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.
Администрация МО «Город Архангельск» как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных администрации муниципального образования федеральными законами и областными законами.
Постановлением мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска (далее - Порядок).
Согласно п. 1.1-1.2, 2 указанного Порядка комплектование муниципальных образовательных учреждений на новый учебный год проводится ежегодно с 15 апреля до 01 сентября при наличии свободных мест в учреждении в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей). В указанные учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Пунктами 8 и 9 Порядка установлены категории детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное зачисление.
Постановлением мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения муниципального образования «Город Архангельск», реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, находящиеся в ведении департамента образования мэрии г. Архангельска.
Согласно п. 3.4 Регламента решение о комплектовании учреждений принимается комиссией по комплектованию муниципальных образовательных учреждений МО «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, действующей на основании положения, которое утверждается приказом директора департамента образования. Основанием для принятия решения о предоставлении услуги является наличие свободных мест в учреждениях, согласно письменной заявке, которая ежемесячно представляется руководителями учреждений в департамент образования.
В ходе рассмотрения дела ответчиком указано на отсутствие свободных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, выбранных истцом при постановке ребенка на учет. Более того, им представлены списки детей имеющих право на первоочередной прием в дошкольные учреждения, списки детей, имеющих общие с истцом основания для предоставления мест в дошкольном учреждении, но чьи родители предоставили заявление ранее истца.
Так, согласно информации департамента образования администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ, в дошкольных учреждениях, избранных истцом, в очереди состоят дети 2015 года рождения, имеющие право на первоочередной прием в дошкольное учреждение (94 человека); в очереди детей, имеющих общие основания для предоставления места в дошкольном учреждении, чьи родители представили заявления ранее (15 человек) и отсутствуют места для детей данного возраста. Кроме того, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ГИС АО «Комплектование ДОО» в дошкольные учреждения, обозначенных в заявлении родителей, зарегистрирован 331 ребенок 2014 года рождения, из них 15 детей, имеющих право на внеочередной и первоочередной прием в дошкольное учреждение.
Недостаточность мест в выбранных истцом дошкольных образовательных учреждениях сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалась, доказательства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка комплектования групп в дошкольных образовательных учреждениях детьми соответствующего ребенку истца возраста в материалах дела отсутствуют, как и отсутствуют сведения о том, что истец выражал свое согласие на комплектование в любое дошкольное учреждение г. Архангельска и ответчиком такая просьба отклонена.
Доказательств того, что ребенок истца в силу закона имеет право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении суду не представлено и на их наличие сторона истца не ссылалась.
Все гарантированные Конституцией Российской Федерации права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация родителями несовершеннолетнего конституционных прав на получение их ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее ребенка истца.
Поскольку как следует из материалов дела, истец не имеет право на льготное и первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении и его очередность в общей очереди не наступила, то суд приходит к выводу о том, что действиями ответчика права истца не нарушены.
Само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольное образовательное учреждение не может расцениваться как неисполнение обязанности по обеспечению доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
Кроме того, превышение количества воспитанников в детских учреждениях города более установленных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и как следствие, применение санкций к дошкольному образовательному учреждению.
При таких обстоятельствах, предоставление места в детском саду Мушта И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеющему права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении и стоящему в общей очереди, повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, имеющих аналогичное право и вставших в очередь ранее данного ребенка, а также законных интересов детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города.
При этом суд учитывает, что ребенок истца был поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, состоит в общей очереди, очередь приема детей имеет движение, администрацией МО «Город Архангельск» приняты все возможные меры по увеличению количества групп, созданию групп раннего возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, с целью обеспечения всех нуждающихся путевками.
Со стороны ответчика предпринимаются все возможные меры по увеличению количества мест в детских дошкольных учреждения путем введения в эксплуатацию новых детских садов, дополнительного открытия групп ы действующих образовательных учреждениях.
На основании изложенного, исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Мушта Р. А. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности предоставить место в детском дошкольном учреждении, расположенном рядом с адресом проживания, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Е.В. Кучьянова