Решение по делу № 2-230/2018 ~ М-201/2018 от 04.04.2018

Решение

Именем Российской Федерации

29 мая 2018 года поселок Нижний Ингаш

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующей судьи Смольской Т.С.,

при секретаре Парчевской О.В.,

с участием: представителя истца – старшего помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Крюковой В.В., представителя ответчика – МБДОУ Нижнеингашский детский сад № 2 «Сказка» Соколовой З.М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-230/2018 по иску прокурора Нижнеингашского района в интересах Пряникова Ю. А. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Нижнеингашский детский сад № 2 «Сказка» об обязании начислить и выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату,

Установил:

Прокурор Нижнеингашского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Пряникова Ю. А. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Нижнеингашский детский сад № 2 «Сказка» (далее - МБДОУ Нижнеингашский детский сад № 2 «Сказка»), вне недоначисленную и невыплаченную заработную плату за декабрь 2017 года и январь, февраль 2018 года в размере 9 403,88 рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки прокуратурой района установлено, что Пряников Ю.А. работает в МБДОУ Нижнеингашский детский сад № 2 «Сказка» в должности рабочего по обслуживанию здания. Проверкой установлено, что в период с декабря 2017 года по 28 февраль 2018 года работодатель производил начисление и выплату заработной платы не в полном объеме, поскольку размер вознаграждения за труд составил менее установленного минимального размере оплаты труда в Российской Федерации. Согласно выписок из лицевых счетов с декабря 2017 года по февраль 2018 года Пряникову Ю.А. выплачена заработная плата, состоящая из: должностного оклада, персональной награды, региональных выплат, компенсационных выплат, стимулирующих выплат, районного коэффициента 30% и северной надбавки 30%. Размер заработной платы Пряникова Ю.А. без учета районного коэффициента и северной надбавки составляет ниже установленного на территории РФ минимального размера оплаты труда. Следовательно, размер заработной платы Пряникова Ю.А., если им отработана полностью месячная норма рабочего времени с применением районного коэффициента (30%) и процентной надбавки (30%) не может быть менее 12 480 рублей (7 800 рублей х 60%) в месяц (с июля 2017 года) и 15 182,40 рублей – с 01.01.2018 года. Таким образом, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом районного коэффициента (30%) и северной надбавки (30%) Пряникову Ю.А. составляет 9 403,88 рублей. В силу действующего законодательства заработная плата подлежит взысканию без учета налоговых отчислений. Поскольку невыплатой в полном объеме заработной платы нарушены права Пряникова Ю.А. на гарантированный законом размер оплаты труда, требуется защита данных прав возложением на ответчика обязанностей по устранению допущенных нарушений закона, в связи с чем, и подано прокурором указанное исковое заявление.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Нижнеингашского района Крюкова В.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, считает, что нарушены трудовые права материального истца.

Истец Пряников Ю.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие; заявленные в ее интересах исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика – МБДОУ Нижнеингашский детский сад № 3 «Ромашка» Соколова З.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что в бюджете Нижнеингашского района отсутствуют денежные средства на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы работникам.

Представитель третьего лица - администрация Нижнеингашского района в судебное заседание не прибыли, просили суд рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, по существу заявленных исковых требований не возражают.

Представители третьих лиц – МКУ «Отдел бюджетного учета планирования», Министерство образования Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края, администрация Нижнеингашского района Красноярского края, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку по смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

Согласно ст. 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации; величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации является основной государственной гарантией по оплате труда работников;

В силу ч.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда;

В соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

При этом согласно ст.2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Согласно ст.1 Федерального закона от 19.12.2016 года №460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2017 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 7800 рублей в месяц.

Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 28.12.2017 года) с 1 января 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 9 489 рублей в месяц.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 07.12.2017 года №38-П (п.4.2) в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии ч.1 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным.

Как следует из содержания ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

На территории Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года №1029, а также Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 года №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». На территории Нижнеингашского района Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате в размере 30% заработной платы.

Пунктом 1 Постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 года №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлено, что к заработной плате работников предприятия и организаций, расположенных на территории городов и районов согласно приложения применяются повышенный районный коэффициент – 1,3.

Пунктом 3 Постановлением Верховного Совета РФ от 19.02.1993 года №4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

В соответствии с ч.1, ч.3 и ч.4 ст.133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой ст. 48 настоящего кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ). При этом ст.133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.

В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016 года, размер минимальной заработной платы для работников муниципального образования в Нижнеингашском районе составляет 10592 рубля. Соглашение вступает в силу с 1 января 2017 года и действует по 31 декабря 2017 года.

Таким образом, Пряникову Ю.А., работающему в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда; повышенный размер оплаты труда работника, работающего в особых климатических условиях, обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае – районный коэффициент и процентная надбавка).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента и северной надбавки был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены трудовые права истца при начислении и выплате ему заработной платы за вышеуказанный период времени. Ежемесячная заработная плата истца полностью отработавшего в спорный период месячную норму рабочего времени, в соответствии с требованиями действующего законодательства, должна составлять не менее 12480 рублей в месяц: (7800 х 30% х 30 %) за период с июля по ноябрь 2017 года и 15 182,40 рублей в месяц: (9 489 х 30% х 30 %) за период с января 2018 года.

МБДОУ Нижнеингашский детский сад № 2 «Сказка» является юридическим лицом - бюджетным учреждением, имеет лицевой счет, и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредителем учреждения является муниципальное образование Нижнеингашский район Красноярского края, что подтверждается Уставом и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.

В указанном учреждении Пряников Ю.А. работает в должности рабочего по обслуживанию здания. В соответствии с представленными суду копией трудового договора, выписками из лицевых счетов, штатным расписанием, заработная плата Пряникова Ю.А. состоит из должностного оклада, персональной награды, региональных выплат, компенсационных выплат, районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%.

Как следует из выписок из лицевых счетов Пряникова Ю.А.

за декабрь 2017 года – начисленная заработная плата с учетом районного коэффициента и северной надбавки составила 5043,81 рублей при неполной отработке нормы рабочего времени;

за январь, февраль 2018 года – 11 016 рублей при полной отработке нормы рабочего времени.

Учитывая имеющиеся в материалах дела сведения о начисленной заработной плате за спорный период времени работы Пряникову Ю.А. в его пользу с работодателя подлежит взысканию не начисленная заработная плата:

МРОТ на 01.07.2017 года 7800 рублей, при этом должно быть начислено заработная плата, при отработке нормы рабочего времени - 12 480 рублей, из расчета: 7800 рублей (МРОТ) х 30% (районный коэффициент) = 2340 рублей; 7800 рублей (МРОТ) х 30% = 2340 рублей (северная надбавка); 7800 рублей + 2340 рублей + 2340 рублей = 12 480 рублей;

-за декабрь 2017 года дворник 0,5 ставки и подработка 0,5 ставки: 12 480 рублей/21 рабочих дней х 10 дней фактически отработано – 5043,80 рублей (фактически начисленная ответчиком заработная плата)= 899,05 рублей;

МРОТ на 01.01.2018 года 9 489 рублей, при этом должно быть начислено заработная плата, при отработке нормы рабочего времени - 15 182,40 рублей, из расчета: 9 489 рублей (МРОТ) х 30% (районный коэффициент) = 2 846,70 рублей; 9 489 рублей (МРОТ) х 30% = 2 846,70 рублей (северная надбавка); 9 489 рублей + 2 846,70 рублей + 2 846,70 рублей = 15 182,40 рублей:

-за январь, февраль 2018 года две ставки по 0,5: 15 182,40 рублей – 11 016,60 рублей (фактически начисленная ответчиком заработная плата)= 4 166,40 рублей ежемесячно.

Итого: 899,05 + 4 166,4 + 4 166,4 = 9 231,85 рублей.

При изложенных обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований с учетом произведенного судом расчета.

Поскольку исковые требования прокурором заявлены в пределах сроков давности для защиты нарушенного права в суде, установленных ст. 392 ТК РФ, имеются основания для удовлетворения требований прокурора.

В соответствии п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец в силу действующего законодательства освобожден, в размере 400,00 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Нижнеингашского района удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Нижнеингашский детский сад № 2 «Сказка» начислить и выплатить Пряникову Ю. А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за декабрь 2017 года, январь, февраль 2018 года в размере 9 231 (девять тысяч двести тридцать один) рублей 85 копеек.

Взыскать с Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Нижнеингашский детский сад № 2 «Сказка» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение суда изготовлено 31 мая 2018 года.

2-230/2018 ~ М-201/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пряников Ю.А.
Прокурор Нижнеингашского района в интересах Пряникова Юрия Алексеевича
Ответчики
МБДОУ Нижнеингашский детский сад № 2 "Сказка"
Другие
МКУ "Отдел бюджетного учета и планирования"
Суд
Нижнеингашский районный суд
Судья
Смольская Татьяна Сергеевна
04.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2018[И] Передача материалов судье
04.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
11.04.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2018[И] Судебное заседание
29.05.2018[И] Судебное заседание
31.05.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2018[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее