Судья: Чернушевич М.Ю. Дело № 33-18833/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Соколовой Н.М., Варламовой Е.А.,
при секретаре Рыковой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 августа 2015 г. апелляционную жалобу Васильева <данные изъяты> на решение Мытищинского городского суда Московской области от 14 мая 2015 г. по делу по его заявлению об оспаривании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № <данные изъяты> от 14 сентября 2014 г. об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 3 на выборах депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Васильева А.Н. – Самарина И.В., представителя территориальной избирательной комиссии Мытищинского муниципального района Московской области – Воробьевой Е.В.,
у с т а н о в и л а :
решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № <данные изъяты> (по тексту – УИК избирательного участка № <данные изъяты>) от 14 сентября 2014 г. определены итоги голосования по одномандатному избирательному округу № 3 на выборах депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области, состоявшихся 14 сентября 2014 г.
Васильев А.Н. обратился в суд с заявлением, уточненным в процессе производства по делу, о признании недействительным данного решения. Заявленное требование мотивировал тем, что являлся зарегистрированным кандидатом по одномандатному избирательному округу № 3, организующей указанные выборы комиссией являлась территориальная избирательная комиссия Мытищинского муниципального района Московской области (по тексту – ТИК Мытищинского района). Решением ТИК от 14 августа 2014 г. № <данные изъяты> на период выборов в органы местного самоуправления Мытищинского района была сформирована УИК избирательного участка № <данные изъяты>, находившегося вМБУЗ «Мытищинская городская клиническая больница». Поскольку ТИК Мытищинского района решение об образовании указанного избирательного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не принималось, то законных оснований для формирования участковой избирательной комиссии не имелось.
Решением Жуковского городского суда Московской области от 16 марта 2015 г. отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с данным решением, Васильев А.Н.в апелляционной жалобе просит его отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу (пункт 1.1); основанием для отмены решения комиссии об итогах голосования в судебном порядке является нарушение правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (подпункт «а» пункт 1.2); нарушение порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (подпункт «б» пункт 1.2); суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1.2 этой статьи (пункт 1.3).
Статьей 19 названного Федерального закона установлено, что для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории (пункт 1); избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума (пункт 2); в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться предусмотренной законом комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией – не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа, округа референдума по месту их расположения или по месту приписки судна (пункт 5).
В силу статьи 10 Закона Московской области от 4 июня 2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории (часть 1); избирательные участки образуются в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона (часть 2).
Из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что администрация Мытищинского муниципального района Московской области своим постановлением от 31 декабря 2013 г. № <данные изъяты> дополнила постановление от 17 октября 2013 г. № <данные изъяты> «Об образовании избирательных участков, участков референдума для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума на территории муниципального образования «Мытищинский муниципальный район Московской области» пунктами 3 и 4 следующего содержания: «Образовать на территории муниципального образования «Мытищинский муниципальный район Московской области» избирательный участок, участок референдума № <данные изъяты> в местах временного пребывания для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума и «Утвердить описание избирательного участка, участка референдума №<данные изъяты> образованного в местах временного пребывания для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума на территории муниципального образования «Мытищинский муниципальный район Московской области». Постановление опубликовано в муниципальной газете «Родники» 9 января 2014 г., № <данные изъяты>
Согласно приложению № 1 к постановлению от 31 декабря 2013 г. № <данные изъяты> избирательный участок № <данные изъяты> включен в состав участка домовладения, расположенного по адресу: <данные изъяты> местонахождение участковой избирательной комиссии и место голосования определено по указанному адресу в помещении Мытищинской городской клинической больницы.
Решением ТИК Мытищинского района от 14 августа 2014 г. № <данные изъяты> сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № <данные изъяты> на период выборов в органы местного самоуправления, назначенных на 14 сентября 2014 г. Председателем избирательной комиссии на период выборов назначена <данные изъяты> (л.д. 80).
Суд первой инстанции, проанализировав действующее федеральное и региональное избирательное законодательство, всесторонне и полно исследовав в судебном заседании представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу, что на прошедших 14 сентября 2014 г. выборах на территории Мытищинского муниципального района у ТИК Мытищинского района отсутствовала необходимость в образований избирательного участка в помещении МБУЗ «Мытищинская городская клиническая больница», так как на территории муниципального образования «Мытищинский муниципальный район Московской области» в 2013 году в установленном законом порядке был образован 101 избирательный участок, участок референдума для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума сроком на 5 лет. При этом ТИК Мытищинского района, принявшей решение от 14 августа 2014 г. № <данные изъяты> о формировании участковой избирательной комиссии УИК № <данные изъяты>, нарушений допущено не было, поскольку избирательные участки образуются главой местной администрации муниципального района, а избирательные комиссии формируются территориальной избирательной комиссией.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» полномочия по образованию избирательных участков в местах временного пребывания избирателей принадлежат организующей выборы комиссии на срок, определенный этой комиссией, в связи с чем постановление главы администрации Мытищинского муниципального района Московской области своим постановлением от 31 декабря 2013 г. № <данные изъяты> принято с превышением полномочий и не порождает правовых последствия, необоснован.
Из буквального смысла части 3 статьи 10 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» не следует обязанность территориальной избирательной комиссии (избирательной комиссией муниципального образования), организующей выборы, образовывать в местах временного пребывания избирателей (больницах и т.д.) избирательные участки на установленный ею срок.
Постановление администрации Мытищинского муниципального района Московской области своим постановлением от 31 декабря 2013 г. № <данные изъяты> не является предметом оспаривания по настоящему делу, поэтому ссылка в апелляционной жалобе, касающаяся превышения главой администрации Мытищинского муниципального района Московской области своих полномочий, судебная коллегия не принимает во внимание.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд рассматривал копию решения избирательной комиссии от 22 августа 2014 г. № <данные изъяты> и не дал оценки тому обстоятельству, что этим решением за Мытищинским муниципальным районом закреплен резервный номер избирательного участка в местах временного пребывания избирателей – <данные изъяты>, опровергаются материалами дела. В протоколе судебного заседания Мытищинского городского суда Московской области от 14 мая 2015 г. указано, что суд исследовал решение избирательной комиссии от 22 августа 2014 г., а не его копию.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, основаны на законе, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Мытищинского городского суда Московской области от 14 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи