дело № 2а-392/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2019 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Байчорова Р.А.,
при секретаре Коротковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пшеничниковой Светланы Владимировны к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Пшеничникова С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными отказы Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области № 15исх-5473/КУИ от 21.08.2018 г. и № 15исх.-7572/КУ от 02.10.2018 г. и обязать администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для последующего получения земельного участка в аренду без торгов для целей индивидуального жилищного строительства и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2500 кв.м, согласно координатам, указанным в землеустроительной документации, составленной кадастровым инженером.
В обоснование заявленных требований указано, что административным истцом неоднократно подавались документы в администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области по поводу оказания государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в числе документов была приложена копия Выписки из приказа Росреестра № П/269 от 09.07.2013 г. «Об утверждении решения Комиссии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения о постановке на учет федеральных государственных гражданских служащих для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения». Администрация Солнечногорского района отказала в предоставлении государственной услуги, ссылаясь на заключение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области и отсутствие документа, подтверждающего постановку заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Административный истец полагает, что отказы администрации Солнечногорского района Московской области вынесены с нарушением норм действующего законодательства и нарушают ее право на внеочередное приобретение земельных участков без проведения торгов. Солнечногорским управлением социальной защиты населения 16.01.2006 года ей выдано удостоверение подвергшегося радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, серия АИ № 090054, согласно которому она относится к категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы и имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 04.06.2018) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Представленная выписка Приказа Росреестра подтверждает постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Жилищным кодексом РФ предусмотрено право заявителя стоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по своему выбору (или как малоимущий с обязанностью стоять на учете в качестве нуждающегося в органе местного самоуправления или как федеральный гражданский служащий и стоять на учете в качестве нуждающегося в федеральном органе). Указанные обстоятельства административным истцом учтены не были, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании Пшеничникова С.В. поддержала заявленные требования, пояснив их по существу.
Представитель административных ответчиков - администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и ее Комитета по управлению имуществом в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв на иск, в удовлетворении административного иска просил отказать.
Изучив материалы дела, выслушав доводы административного истца, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ аренда земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Из указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 39.14 Земельного кодекса установлен порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов. Частью 1 указанной статьи предусмотрено.
В соответствии с п. 4 ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно Постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 63, настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба). Для получения единовременной выплаты гражданский служащий при наличии оснований, указанных в пунктах 2 или 3 настоящих Правил, и при соблюдении условия, установленного пунктом 2(1) настоящих Правил, принимается на учет в федеральном государственном органе.
Положениями п. 2 названных Правил предусмотрены условия, при которых единовременная выплата предоставляется государственному гражданскому служащему по решению руководителя федерального государственного органа.
Как следует из материалов дела, Пшеничникова С.В. является лицом, выехавшим из зоны проживания с правом на отселение из <адрес>, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением, выданным Солнечногорским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области.
12 мая 2018 года и 06 июля 2018 года она обращалась в администрацию Солнечногорского муниципального района с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
При этом истцом прилагалась выписка из приказа Росреестра № П/269 от 09.07.2013 г. «Об утверждении решения Комиссии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения о постановке на учет федеральных государственных гражданских служащих для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», согласно которой, что решением Комиссии Федеральной государственной службы государственной регистрации кадастра и картографии истец с членами семьи в составе 2-х человек поставлена на учет федеральных государственных гражданских служащих для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил.
В предоставлении государственной услуги истцу было отказано решениями администрации Солнечногорского муниципального района от 21 августа 2018 года и 02 октября 2018 года, со ссылкой на решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, ввиду отсутствия документа, подтверждающего постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 9 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, переселенным из зоны отселения, гарантируется внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов.
При этом, в соответствии с п. 11 ст. 13 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Однако из анализа действующего законодательства следует, что необходимым условием предоставления земельного участка во внеочередном порядке для граждан, обладающих статусом лица, выехавшего из зоны отселения, является признание этого лица нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что административный истец на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма не состоит, в связи с чем льгота на внеочередное получение земельного участка по указанным в исковом заявлении основаниям, на нее распространяется. При этом, она не лишена возможности приобретения земельного участка в общем порядке.
Кроме того, в соответствии с п. 16 ст. 2 ч. 3 Закона Московской области от 24 июля 2014 года № 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района принадлежат Правительству Московской области или уполномоченным им центральным исполнительным органам государственной власти Московской области. В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-ОЗ органы местного самоуправления могут наделяться государственным полномочиями, указанными в статье 2 настоящего Закона.
Законом Московской области от 23.10.2017 № 175/2017-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений» вступившего в силу с 01.01.2018 и действовавшего до 01.01.2019 года органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в том числе по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п.2 статьи 2).Частью 2 статьи 3 Закона Московской области от 23.10.2017 № 175/2017-ОЗ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при реализации государственных полномочий, установленных настоящим Законом, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом. Уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе давать органам местного самоуправления указания, обязательные для исполнения (статья 4 Закона МО № 175/2017-ОЗ).
Постановление Правительства МО от 26.12.2014 № 1154/51 «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти Московской области на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий» определил Министерство имущественных отношений Московской области уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжением Минмособлимущества № 13ВР-44 от 19.01.2017 (в редакции распоряжения Минмособлимущества от 19.04.2017 № 13ВР-533) утвержден временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений, согласно которому проект решения с приложением документов орган местного самоуправления (далее ОМС) направляет в Минимущество сопроводительным письмом для рассмотрения Проекта на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (далее - МВК) (п. 3 Порядка). Проект направляется с приложением документов, представленных заявителем, имеющихся в материалах дела ОМС и полученных в результате межведомственного взаимодействия (п. 2.1 Порядка). Решение МВК подлежит обязательному исполнению ОМС.
Таким образом, осуществление органом местного самоуправления муниципального района или городского округа государственных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе предварительное согласование предоставления таких земельных участков, возможно только при наличии согласия Министерства имущественных отношений Московской области.
Поскольку администрация Солнечногорского муниципального района Московской области не наделена правом принимать решение единолично, а только по согласованию с другим органом, оспариваемые отказы административного ответчика основаны, в том числе, на решениях межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области, которые в установленном порядке не оспорены и незаконными не признаны, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Пшеничниковой Светланы Владимировны к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 25 февраля 2019 года.
Судья Байчоров Р.А.