ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Бадмаева Д.Н.
дело № 33-1498 пост. ...
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Улан-Удэ 16 марта 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Ивановой В.А.,
судей коллегии Эрхетуевой О.М., Назимовой П.С.,
при секретаре Абзаевой В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баунтовского района Республики Бурятия в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Республики Бурятия об обязании привести в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами скотомогильники на территории Баунтовского района Республики Бурятия по апелляционному представлению прокурора Баунтовского района Республики Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 09 ноября 2015 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с апелляционным представлением и материалами дела, выслушав пояснения прокурора Дмитриевой Ю.А., представителя Правительства РБ Акчуриной А.В., представителя Управления ветеринарии РБ Якимовой А.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Баунтовского района Республики Бурятия просил обязать Правительство Республики Бурятия в срок до ... г. привести в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, девять скотомогильников, расположенных на территории Баунтовского района Республики Бурятия.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Баунтовского района Республики Бурятия проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере обращения с биологическими отходами и установлено, что на территории Баунтовского района Республики Бурятия имеется девять действующих примитивных нетиповых скотомогильников. Указанные скотомогильники ни у одного юридического лица на балансе не числятся, ни за кем не закреплены, и фактически никто не следит за их техническим состоянием, право собственности на них не оформлено. Эксплуатация скотомогильников осуществляется с нарушениями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. Из системного анализа положений ст. 72 Конституции РФ, ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подп.49 п 2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.3 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», ст. 1 Закона Республики Бурятия от 21 июня 1995 года № 140-1 «О Правительстве Республики Бурятия» Правительство Республики Бурятия обеспечивает проведение в Республике Бурятия государственной политики в области экологии, координирует работу органов исполнительной власти Республики Бурятия по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации экологических программ, организовывает проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Однако ответчик не принимает соответствующих мер по организации на территории Баунтовского района указанных мероприятий, в результате чего состояние бесхозяйных скотомогильников не соответствует предъявляемым требованиям.
В ходе рассмотрения дела представитель прокуратуры Баунтовского района Республики Бурятия Хорошева О.Я. уточнила исковые требования, просила установить срок для исполнения требований, указанных в иске, до 01 июля 2017 года.
В суде первой инстанции представитель прокуратуры Баунтовского района Республики Бурятия Хорошева О.Я. иск поддержала. Пояснила, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Согласно действующему законодательству финансирование должно осуществляться за счет средств субъекта РФ. Отсутствуют документы, свидетельствующие о принадлежности скотомогильников Администрации района на праве собственности.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Бурятия Митыпова Е.В. иск не признала, пояснила, что к полномочиям Правительства РБ отнесено принятие в государственную собственность Республики Бурятия поставленных на учет в установленном федеральным законодательством порядке бесхозяйных скотомогильников. Согласно действующему законодательству бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Только после постановки на учет бесхозяйных скотомогильников и их оформления в муниципальную собственность они будут приняты в государственную собственность Республики Бурятия. Надлежащим ответчиком по делу является Администрация МО «Баунтовский эвенкийский район», обязанная обеспечить проведение кадастровых работ по изготовлению технической документации на скотомогильники, их оформлению в муниципальную собственность и подготовке предложения о последующей передаче в государственную собственность Республики Бурятия.
Представитель третьего лица Управления ветеринарии Республики Бурятия Якимова А.А. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что Управление ветеринарии РБ обращалось в прокуратуру Баунтовского района РБ с просьбой о принятии мер в отношении органа местного самоуправления Баунтовского района по понуждению постановки бесхозяйных объектов на учет, оформления права муниципальной собственности на данные объекты с дальнейшей передачей их в собственность Республики Бурятия в целях надлежащего обустройства и содержания скотомогильников в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами.
Представители третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, Администрации МО «Баунтовский район» в судебное заседание не явились.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Баунтовского района Республики Бурятия Бондарев Н.С. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности привести в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами два скотомогильника (в районе с.<...> и с. <...>), ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что согласно действующему законодательству полномочия в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия, в том числе по принятию мер по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в частности по приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Баунтовского района Республики Бурятия, возложены на Правительство РБ. Информация о наличии нарушений на спорных скотомогильниках была получена прокуратурой района от государственного ветеринарного инспектора по Баунтовскому эвенкийскому району Управления ветеринарии РБ. Ответчиком не опровергался факт наличия нарушений на спорных скотомогильниках. Согласно полученной от глав сельских поселений Баунтовского района информации два скотомогильника на балансе сельских поселений не состоят, в связи с чем обязанность по организации мер по приведению их в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, должна быть возложена на ответчика. Вывод суда о выделении Правительством РБ бюджетных средств на проведение кадастровых работ по постановке скотомогильников на учет как бесхозяйных, является несостоятельным. Судом не дана оценка письму Первого заместителя Председателя Правительства РБ, адресованному главам муниципальных районов и городских округов, о необходимости проведения работ по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные скотомогильники с последующей передачей их в собственность РБ.
На заседании судебной коллегии прокурор Дмитриева Ю.А. доводы апелляционного представления поддержала.
Представитель Правительства РБ Акчурина А.В., представитель Управления ветеринарии РБ Якимова А.А. возражали против удовлетворения апелляционного представления и отмены решения суда.
Представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, Администрации МО «Баунтовский район», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на заседание судебной коллегии не явились. От представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что на территории Баунтовского района РБ имеется 9 нетиповых скотомогильников (биотермических ям): 1) на территории МО СП «<...>» - скотомогильник находится в местности «<...>» в удаленности 1,5 км. от с. <...>, объемом <...> куб.м., введен в эксплуатацию в ... г.; 2) на территории МО СП «<...>» - скотомогильник находится в удаленности 2 км. от с. <...>, объемом 20 куб.м., введен в эксплуатацию в ... г.; 3) на территории МО СП «<...>» - скотомогильник находится в местности «<...>» в удаленности 1,2 км. от с. <...>, объемом 15 куб.м., введен в эксплуатацию в ... г.; 4) на территории МО СП «<...>» - скотомогильник находится в удаленности 2 км. от пос. <...>, площадью 60 кв.м., введен в эксплуатацию в ... г., 5) на территории МО СП «<...>» - скотомогильник находится в местности «<...>» в удаленности 1,3 км. от с. <...>, объемом 15 куб.м., введен в эксплуатацию в ... г.; 6) на территории МО СП «<...>» - скотомогильник находится в местности «<...>» в удаленности 2,3 км. от с. <...>, объемом 15 куб.м., введен в эксплуатацию в ... г.; 7) на территории МО СП «<...>» - скотомогильник находится в местности «<...>» в удаленности 1,7 км. от с. <...>, объемом 15 куб.м., введен в эксплуатацию в ... г.; 8) на территории МО СП «<...>» - скотомогильник находится в местности «<...>» в удалении 0,8 км. от с. <...>, площадью 160 кв.м., введен в эксплуатацию в ... г.; на территории МО СП «<...>» - скотомогильник находится в местности «<...>» в удалении 2 км. от с. <...>, площадью 60 кв.м., введен в эксплуатацию в ... г.
В ходе проведения проверки установлено, что указанные скотомогильники не отвечают требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных 04 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 Главным государственным ветеринарным инспектором РФ.
Так, в нарушение п.п. 5.6, 5.8 Правил на территории скотомогильника МО СП «<...>» нет траншеи с земляным валом, а также отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
В нарушение п.п. 5.6, 5.8 Правил ширина траншеи по периметру скотомогильника возле МО СП «<...>» менее 1,5 метра, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Аналогичные нарушения имеются на скотомогильнике, расположенном на территории МО СП «<...>».
В нарушение п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Правил на территории скотомогильника возле МО СП «<...>» нет траншеи с земляным валом, яма не обвалована, отсутствует навес над ямой и помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, а также территория скотомогильника не огорожена глухим деревянным забором, ворота не запираются на замок.
Аналогичные нарушения выявлены на скотомогильниках, расположенных на территориях МО СП «<...>», МО СП «<...>», МО СП «<...>». Кроме того, крышка ямы скотомогильника МО СП «<...>» не запирается на замок.
В нарушение п.п. 5.6, 5.7, 5.8, 6.2 Правил территория скотомогильника МО СП «Витимканское» не огорожена глухим забором, ворота не запираются на замок, яма скотомогильника не закрыта крышкой, отсутствует траншея по периметру скотомогильника, яма не обвалована, а также отсутствует навес над скотомогильником, помещения для вскрытия трупов животных, помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Аналогичные нарушения выявлены на скотомогильнике, расположенном на территории МО СП «<...>».
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционного представления лишь в оспариваемой части.
Выводы суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности по приведению в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов 7 скотомогильников: на территории МО СП «<...>», МО СП «<...>», МО СП «<...>», МО СП «<...>», МО СП «<...>», МО СП «<...>», МО СП «<...>» (скотомогильник находится в местности «<...>») в апелляционном представлении не оспариваются.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, в том числе в отношении двух скотомогильников в районе с.<...> и с. <...>, суд первой инстанции исходил из того, что эти скотомогильники не поставлены органами местного самоуправления на учет в установленном федеральным законодательством порядке в качестве бесхозяйного имущества, доказательств обратного материалы дела не содержат, а потому меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в рассматриваемой сфере должны приниматься сельскими поселениями, на территории которых расположены приведенные выше скотомогильники.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции и находит заслуживающими внимания доводы апелляционного представления прокурора в части отсутствия оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в отношении расположенных на территории МО СП «<...>» и МО СП «<...>» скотомогильников.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «ц» пункта 2 статьи 26.11 данного Федерального закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно Закону Республики Бурятия от 02.10.2015 г. № 1345-V «О внесении изменений в статью 8 Закона Республики Бурятия «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Бурятия» к полномочиям Правительства Республики Бурятия в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия отнесено принятие в государственную собственность Республики Бурятия поставленных на учет в установленном федеральным законодательством порядке бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям).
Так, согласно представленной в материалы дела справке Администрации МО СП «<...>» от ... г. (исх. № ...) находящийся на территории МО СП «<...>» скотомогильник на балансе сельского поселения не состоит.
Согласно ответу Главы Администрации МО СП «<...>» от ... г. № ... на территории указанного сельского поселения скотомогильников не имеется.
В ходе судебного заседания было установлено и сторонами не оспаривалось, что на балансе МО СП «<...>» скотомогильники не состоят.
В соответствии с п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 г. № 13-7-1469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Учитывая то обстоятельство, что в ведении Администраций МО СП «<...>» и МО СП «<...>» спорные скотомогильники не находятся, проанализировав приведенные выше нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что организация мероприятий, связанных с их устройством и содержанием, в том числе определение лиц, в ведении которых должны находиться скотомогильники, является обязанностью субъекта РФ.
С учетом изложенного коллегия соглашается с доводами апелляционного представления прокурора. Суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что обязанность по организации и содержанию указанных двух скотомогильников возложена на местную администрацию в соответствии с требованиями действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Возможность нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. К полномочиям органов местной администрации законом отнесены лишь полномочия по выбору и отводу земельного участка для строительства скотомогильника по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Учет скотомогильников в качестве бесхозяйной вещи напрямую зависит от наличия у органа местного самоуправления обязанности по содержанию мест захоронения биологических отходов, поскольку как таковой учет скотомогильников в санитарно-эпидемиологических целях в силу п. 7.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, п. 7.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 5 6 «Об утверждении СП 3.1.7.2629-10», осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Деятельность органов местного самоуправления по постановке скотомогильников на учет в качестве бесхозяйной вещи сама по себе не влечет возникновения права муниципальной собственности на это имущество, обязанности по содержанию и эксплуатации указанных объектов, в связи с чем не может устранить нарушения, по поводу которых прокурором заявлены исковые требования.
Доводы ответчика о том, что собственник спорных объектов не определен и спорные скотомогильники не признаны бесхозяйным имуществом, следовательно, первичные меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций возложены на орган местного самоуправления, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения, поэтому не могут быть приняты во внимание.
Обязанность по установлению собственников скотомогильников может быть возложена только на сам субъект РФ, который определяет лиц, в ведении которых передаются названные объекты.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию двух спорных скотомогильников муниципальным образованиям не передавались.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в части отказа в удовлетворении требований прокурора в отношении двух скотомогильников, расположенных на территории МО СП «<...>» и МО СП «<...>», и принимает в этой части новое решение о возложении на ответчика обязанности по организации мероприятий по приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов указанных скотомогильников, расположенных на территории Баунтовского района РБ.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
отменить решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 09 ноября 2015 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Баунтовского района Республики Бурятия об обязании Правительства Республики Бурятия привести в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами два скотомогильника, расположенных на территории МО СП «<...>» и МО СП «<...>».
В указанной части принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Обязать Правительство Республики Бурятия в срок до ... года организовать мероприятия по приведению в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Главным государственным ветеринарным инспектором РФ, двух скотомогильников, расположенных на территории Баунтовского района Республики Бурятия: 1) на территории МО СП «<...>» в местности «<...>» в удаленности 1,3 км от с. <...>, объемом 15 куб.м.; 2) на территории МО СП «<...>» в местности «<...>» в удалении 2 км от с. <...>, площадью 60 кв.м.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий: В.А. Иванова
Судьи коллегии: О.М. Эрхетуева
П.С. Назимова