Строка 3.068
Дело № 2а-2922/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2017 года, г. Брянск.
Бежицкий районный суд г. Брянска в составе :
председательствующего судьи Масленниковой А.В.,
при секретаре Передера А.В.,
с участием представителя истца Коротченко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Бежицкого района г.Брянска к Денисову Максиму Геннадьевичу о признании информации, размещенной на сайте, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Бежицкого района г.Брянска обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области, в котором просил признать информацию, размещенную на страницах сайта с <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Истец указал, что в рамках исполнения поручения прокуратуры Брянской области проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которой выявлены факты размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайта по <данные изъяты> запрещенной информации, в частности, о получении займов под залог автомобиля, спецтехники, недвижимости. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствует. При этом на данном сайте не содержится информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа), наименование кредитора, место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, номер лицензии на осуществление банковских операций (для кредитных организаций), информация о внесении сведений о кредиторе в соответствующий государственный реестр (для микрофинансовых организаций, ломбардов), о членстве в саморегулируемой организации (для кредитных потребительских кооперативов), а также иной, предусмотренной действующим законодательством, информации, что противоречит положениям ФЗ от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых учреждениях».
В целях ограничения данного доступа к страницам сайта <данные изъяты> в сети Интернет, содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
После уточнения иска истец просил суд признать информацию о получении займов под залог автомобиля и спецтехники, а также под залог недвижимости, размещенную на страницах сайтов с URL-адресом: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, и направить копию решения суда, вступившего в законную силу, в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области, информационных технологий, для включения указателя страницы <данные изъяты> в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Определением Бежицкого районного суда г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области на надлежащего – Денисова Максима Геннадьевича, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании административный истец иск поддержал.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Брянской области в судебном заседании отсутствовал, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без него. В своих письменных пояснениях на иск указал, что на территории Брянской области являются ответственным администратором за внесение решения в ЕАИС Единый реестр.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В силу части 1 статьи 10 указанного Закона распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 этого же Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 15 этого же Закона на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 5 этого же Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года N 1101.
Так, согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 02.07.2010 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом). Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Как следует из части 3 ст. 5 этого же Закона, кредитором в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении потребительского кредита (займа, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») должна размещаться информация об условиях предоставления использования и возврата потребительского кредита (займа) в том числе наименование кредитора, место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, номер лицензии на осуществление банковских операций (для кредитных организаций), информация о внесении сведений о кредиторе в соответствующий государственный реестр (для микрофинансовых организаций, ломбардов), о членстве в саморегулируемой организации (для кредитных потребительских кооперативов), а также иная информация.
С учетом характера деятельности (предоставление денежных средств на условиях возвратности, платности, срочности и с целью извлечения прибыли), такая деятельность подпадает под положения Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Правовыми нормами, закрепленными в данном федеральном законе в их взаимосвязи, предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по предоставлению, заключению договоров займов с целью извлечения прибыли, лицами, не имеющими статуса микрофинансовых организаций.
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся кредитными организациями или субъектами рынка микрофинансирования, связанная с систематическим предоставлением потребительских займов, является незаконной. Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ст. 14.56 КоАП РФ.
Как установлено в ходе прокурорской проверки и таковое по делу не оспорено, на страницах сайта по URL-адресу: Iniр://avtolombard32.ru размещена информация о получении займов под залог автомобиля и спецтехники, а также под залог недвижимости. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует. При этом на данном сайте не содержится информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа), наименование кредитора, место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, номер лицензии на осуществление банковских операций (для кредитных организаций), информация о внесении сведений о кредиторе в соответствующий государственный реестр (для микрофинансовых организаций, ломбардов), о членстве в саморегулируемой организации (для кредитных потребительских кооперативов), а также иной, предусмотренной действующим законодательством информации.
В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст. 2 этого же Закона информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
На основании п. 1 ст. 10 этого же Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 этого же Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 этого же Закона основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации, запрещена.
Размещение указанной выше информации на сайте http//avtolombard32.ru свидетельствует об игнорировании основополагающих требований закона.
Статьей 9 этого же Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в ; частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих jj угрозу его нарушения.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Указанная информация способствует совершению правонарушений в сфере потребительского кредитования.
С учетом выявленных нарушений закона суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст.333.36 Налогового Кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Признать информацию о получении займов под залог автомобиля и спецтехники, а также под залог недвижимости, размещенную на страницах сайтов с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (<адрес>), для включения указателя страницы сайта <данные изъяты>/ в сети «Интернет» в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Взыскать с Денисова Максима Геннадьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, с 09.01.2018.
Судья Масленникова А.В.