РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
10 января 2018 года г.Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,
при секретаре Шултуковой Ю.М.,
с участием представителя административного истца Серенковой Н.Д., действующей на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ года и представившей диплом, подтверждающей наличие высшего юридического образования,
административного ответчика Самойлова Александра Васильевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Оренбурга к Самойлову Александру Васильевичу о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга обратилась в суд с иском к административному ответчику о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ года, ссылаясь на то, что административный ответчик Самойлов А.В. является собственником транспортного средства марки <данные изъяты> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ года.
Административный истец ранее обращался с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу с административного ответчика. ДД.ММ.ГГГГ года заявление было удовлетворено, и вынесен судебный приказ № №. Однако по заявлению должника мировым судьей судебного участка № № Промышленного района г.Оренбурга ДД.ММ.ГГГГ года было вынесено определение об отмене судебного приказа.
Оплата налога в добровольном порядке не произведена. На основании ст.ст.31,48 Налогового кодекса РФ просит взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 950 рублей, пени в размере 646 рублей 28 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца Серенкова Н.Д. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Самойлов А.В. в судебном заседании подтвердил, что действительно является владельцем автомобиля марки <данные изъяты>, однако данный автомобиль не является грузовым, и поэтому он должен быть освобожден от уплаты налога. Кроме того, он уже переплатил транспортный налог, так как неоднократно оплачивал его, просил в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требование налогового органа подлежащим удовлетворению частично.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 3, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица вслучае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 НК РФ.
В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из материалов дела следует, что по сведениям, поступившим из регистрирующих органов в инспекцию, за налогоплательщиком Самойловым А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год было зарегистрировано право на транспортное средство марки <данные изъяты>
Ответчику исчислен налог за спорный период, в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № № об уплате транспортного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Уведомление об уплате налога оставлено без оплаты. В связи с неуплатой налога в установленные сроки, налогоплательщику направлены требования об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, в котором предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ года погасить задолженность.
На основании ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Согласно ст. 6 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 N 322/66-III-ОЗ "О транспортном налоге" налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 N 322/66-III-ОЗ "О транспортном налоге" освобождаются от уплаты налога один из родителей (усыновителей), попечителей, опекунов, приемных родителей многодетной семьи в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил, мотоциклов и мотороллеров, автобусов с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил, грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил и других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (для лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средства, льгота предоставляется не более чем по одному транспортному средству, имеющему наиболее мощный двигатель). Для получения льготы представляется справка, подтверждающая статус многодетной семьи, заверенная государственным учреждением, подведомственным органу исполнительной власти Оренбургской области в сфере социальной поддержки и социального обслуживания, или приемной семьи, выданная уполномоченным органом местного самоуправления, на которых возложены функции по опеке и попечительству.
Требование об уплате налога со стороны Самойлова А.В. исполнено не было, в связи с чем, в течение шести месяцев со дня истечения срока для добровольной уплаты налога ДД.ММ.ГГГГ года, налоговый орган обратился в суд за взысканием задолженности. Судебный приказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ года, а настоящее исковое заявление подано в суд в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа (отменен ДД.ММ.ГГГГ., иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ.).
Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», и Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 г. № 477 «О введении паспортов транспортных средств» основным документом для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении является паспорт транспортного средства (далее - ПТС).
Представляемые в налоговые органы регистрационные данные по конкретному автотранспортному средству, принадлежащему налогоплательщику - физическому лицу, определяются органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств, на основании сведений, указанных в ПТС.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Промышленного районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ года Самойлов А.В. является владельцем грузового фургона, каких-либо доказательств, опровергающих установленный тип транспортного средства, суду не представлено. Данным решением суда с Самойлова А.В. была взыскана недоимка по транспортному налогу за период ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года в размере 1662 рубля 50 копеек, пени в размере 33 рублей 58 копеек.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Доводы административного ответчика о наличии у него водительского удостоверения для управления транспортными средством категории «В», а не «С», его ссылка на то, что автомобиль относится к категории «В», не означают неправильности исчисления налога. Документы на автомобиль Самойловым А.В. не представлены.
В соответствии с п. 3 и Приложением № 3 к Приказу МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", в целях настоящего Положения к полнокомплектным транспортным средствам относятся транспортные средства - грузовые автомобили, оборудованные кабиной, двигателем, кузовом или имеющие иное исполнение загрузочного пространства (седельно-сцепное устройство, кузов-фургон, крановая установка и т.п.).
К категории транспортных средств «В» отнесены механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т. К категории «С» отнесены механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 т, но не превышает 12 т., а также механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 т.
Таким образом, автомобили массой не более 3,5 тонн, предназначенные для перевозки грузов (имеющие кузов-фургон), отнесены к категории «В», но являются грузовыми и их налогообложение производится как грузовых.
У владельца транспортных средств есть возможность в заявительном порядке прекратить их регистрацию в связи с отчуждением автомобилей. При этом вносить или нет изменения в регистрационный учет, налогоплательщик решает самостоятельно, однако не использование им возможности прекращения учета не является основанием для его освобождения от уплаты налога за тот период времени, когда транспортное средство было за ним зарегистрировано.
С учетом изложенного, доводы возражений Самойлова А.В. о наличии у него легкового автомобиля не нашли подтверждения, исходя из доказательств, представленных в материалы дела.
Кроме того, поскольку налоговый орган исчисляет налог на основании сведений, представленных регистрирующим органом, в данном случае предоставлены сведения о наличии в налоговые периоды у Самойлова А.В. грузового автомобиля.
Возражения административного ответчика в части неверного определения типа транспортного средства, и применения к нему льгот по освобождению от уплаты транспортного налога с учетом лошадиных сил, суд признает несостоятельными и отклоняет их, поскольку достоверно установлено, что Самойлов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ года является собственником грузового фургона <данные изъяты> и обязан оплачивать транспортный налог. Льготы по освобождению от уплаты транспортного налога с мощностью двигателя менее 100 л.с. могут быть применены только для легкового автомобиля. Оснований считать, что налог исчислен неправильно, и налоговая льгота подлежала предоставлению, у суда не имеется.
Из представленных суду доказательств установлено, что Самойлов А.В. ДД.ММ.ГГГГ года произвел оплату транспортного налога и пени в размере 1696 рублей 08 копеек, взысканную по решению Промышленного районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждено чек-ордером.
Кроме того, за спорный период времени административным ответчиком произведена оплата транспортного налога в размере 950 рублей, что подтверждено чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ года.
Ссылки представителя административного истца на то, что все уплаченные Самойловым А.В. суммы были списаны в счет погашения предыдущей задолженности, суд признает не обоснованными. Поскольку оплата транспортного налогам и пени в размере 1696 рублей 08 копеек произведена на основании решения суда, и не может производиться в счет оплаты иной задолженности по налогам. Оплаченные ДД.ММ.ГГГГ года 950 рублей произведены на основании налогового уведомления и требований по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, следует, что транспортный налог Самойловым А.В. за спорный период ДД.ММ.ГГГГ года произведен добровольно, при этом с нарушением установленного налоговым законодательством срока. Оснований для взыскания налога в принудительном порядке не имеется.
Статья 1 Закона Оренбургской области «О транспортном налоге» от 16.11.2002 года № 322/66-III-ОЗ предусматривает, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ, настоящим Законом и обязателен к уплате на территории Оренбургской области.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона уплата налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, производится не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч.1, 2, 5 ст. 75 НК РФ).
Поскольку в установленный срок налог уплачен не был, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит начислению пеня за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
Согласно расчету налогового органа сумма пени за просрочку уплаты налогаза спорный период времени составляет 646 рублей 28 копеек.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Налоговым законодательством не установлена возможность применения норм ГК РФ к положениям об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговые правоотношения по своей сути не являются обязательствами по смыслу, какой им придан ГК РФ.
Пени в рассматриваемом деле исчислены налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ и взыскиваются с налогоплательщика за несвоевременную уплату налога, в то время как согласно ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, под которой согласно ст. 330 ГК РФ признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Таким образом, положения статьи 333 ГК РФ в целях снижения размера пени в рамках административного иска противоречат действующему налоговому законодательству, и применимы быть не могут.
Поскольку подтверждено, что со стороны Самойлова А.В. транспортный налог за 2012, 2013 и 2014 года оплачен позднее установленного законом срока, учитывая также соблюдение административным истцом порядка предъявления налогоплательщику требований об уплате задолженности, в том числе в судебном порядке, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика суммы пени.
При этом, суд полагает, что расчет суммы пени, подлежащей взысканию, произведен ИФНС России по Промышленному району г. Оренбурга правильно, с соблюдением требований действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ
РЕШИЛ:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Оренбурга о взыскании транспортного налога и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Самойлова Александра Васильевича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Оренбурга пени за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 646 рублей 28 копеек.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный райсуд г.Оренбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.С. Бахтиярова
Решение изготовлено в окончательной форме 16 января 2018 года