Решение по делу № 2-128/2015 от 18.02.2015

Дело № 2-128/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Верхняя Тойма            1 апреля 2015 года

Красноборский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Звягиной Я.А.

при секретаре Кичевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.О.А. к Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об оспаривании действий по начислению земельного налога и освобождении от уплаты налога,

УСТАНОВИЛ:

Т.О.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС № 1 России по АО и НАО) об оспаривании действий по начислению земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, освобождении от уплаты налога и возврате уплаченной государственной пошлины в размере *** рублей. Свои требования мотивировала тем, что 30 апреля 2014 года ею получено уведомление об уплате земельного налога за земельный участок, расположенный по адресу: ***, с кадастровым номером ***, но указанный земельный участок в ее владении не находится, свидетельства о праве собственности на него она не получала. В целях восстановления нарушенных прав она 3 сентября 2014 года обратилась в УФНС по АО и НАО с жалобой на действия налогового органа, выразившиеся в направлении ей налогового уведомления. Решением УФНС от 27 октября 2014 года в удовлетворении жалобы ей было отказано по причине того, что на основании постановления главы МО «Верхнетоемский район» от 10 марта 1998 года № 2/14 она является собственником доли земельного участка с кадастровым номером ***. В письме УФНС от __.__.______г. № *** ей сообщено о том, что за ней числится доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенным по адресу: <адрес>, право собственности на долю указанного земельного участка зарегистрировано 10 марта 1998 года. Обращает внимание на то, что согласно выписке из ЕГРП земельный участок с кадастровым номером *** числится по адресу: <адрес>. По информации администрации МО «Афанасьевское» такого населенного пункта в указанном муниципальном образовании не зарегистрировано. Истец отмечает, что указанная земельная доля выделено на ее имя без ее согласия. Полагает, что списки пайщиков колхоза не могут расцениваться как надлежащее доказательство права общей долевой собственности. Кроме того, по мнению истца, постановление главы МО «Верхнетоемский район» от 10 марта 1998 года принято в противоречие действовавшему в то время законодательству, поскольку администрация не могла распоряжаться землями колхоза. Просит признать действия МИФНС № 1 по АО и НАО по начислению земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером *** незаконными, освободить от уплаты налога на вышеуказанный земельный участок в будущем и взыскать с ответчика уплаченную государственную пошлину в размере *** рублей.

Представитель ответчика в своих возражениях указал, что, руководствуясь сведениями, представленными регистрирующим органом в порядке ст. 85 Налогового кодекса РФ, инспекция в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ произвела начисление земельного налога и направила в адрес Т.О.А. налоговое уведомление, в том числе и по спорному земельному участку. Отмечает, что в связи с предоставлением Т.О.А. земельного пая до вступления в силу федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ она признается налогоплательщиком вне зависимости от государственной регистрации права. Вопросы соответствия или несоответствия ненормативных актов органов местного самоуправления, а именно постановления главы муниципального образования «Верхнетоемский район» от 10 марта 1998 года № 2/14 закону или иному нормативному акту не входит в компетенцию инспекции. При исчислении Т.О.А. земельного налога инспекция исходила из имеющейся информации, представленной уполномоченным органом - Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Архангельской области в соответствии с федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ. По мнению представителя ответчика, Т.О.А. является собственником доли земельного участка с кадастровым номером *** на основании постановления главы МО «Верхнетоемский район» от 10 марта 1998 года № 2/14 и документов, представленных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по АО и НАО, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по АО и НАО, администрации МО «Верхнетоемский район». Считает себя ненадлежащим ответчиком и просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Истец, ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении и об уважительности причин неявки суду не представили.

По определению суда в порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика и третьих лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Часть 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Как усматривается из материалов дела, Т.О.А. с 2008 года получает налоговые уведомления с требованием об уплате земельного налога на долю земельного участка с кадастровым номером *** (л.д. 12, 111, 114, 116, 118, 120).

Согласно информации, полученной из филиала Росреестра по АО и НАО, сведения о земельном участке с кадастровым номером *** внесены в государственный кадастр недвижимости на основании материалов инвентаризации ранее учтенных земельных участков. Из перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала *** по земельному участку с кадастровым номером *** усматривается, что указанный земельный участок расположен в <адрес>, относится к категории земель сельскохозяйственного назначении, общая долевая собственность составляет по 4,7 га на каждого собственника, общая площадь - 14600000 кв.м. Информация внесена на основании постановления администрации МО «Верхнетоемский район» от 28 августа 1994 года № 63/4 (л.д.84-109).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», действовавшему до 27 января 2003 года, (далее - Постановление о порядке реорганизации колхозов и совхозов) для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии, в состав которых включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов (пункт 3).

Все члены колхоза и работники совхоза….. имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Кроме того, по решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. Акции и другие свидетельства собственности на стоимость невостребованных паев передаются сельскому (поселковому) Совету народных депутатов (пункт 9).

При этом, владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству (пункт 10).

Министерством сельского хозяйства РФ 14 января 1992 года приняты Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов, согласно которым каждому владельцу земельной и имущественной долей выдается свидетельство собственности (пункт 6.4 главы 1).

Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом, помимо постоянных работников … в этот перечень могут включаться работники социальной сферы на территории хозяйства (пункт 1.2 главы 2).

Владелец имущественной и земельной долей может использовать их следующими способами: получить земельный участок и другие средства производства в размерах своих долей (но землю - не более предельной нормы) при выходе из хозяйства с целью ведения индивидуального производства; внести их в уставной капитал акционерного общества, если хозяйство или его часть в него реорганизуется; внести их в качестве вступительного пая в производственный кооператив (коллективное предприятие), если хозяйство или его часть в него реорганизуется; продать их целиком или частично другим владельцам долей; передать по наследству как имущество в рамках действующего законодательства (пункт 3.2 главы 2).

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» принято Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утратившее силу 27 января 2003 года.

Указанным Положением установлено, что трудовые коллективы реорганизуемых колхозов … принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 213. В них включаются, в том числе …. лица, занятые в социальной сфере на селе (пункт 9).

Владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев). Имущественные и земельные доли (паи) передаются по наследству в соответствии с действующим законодательством (пункт 16).

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767              «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», утратившего силу 25 февраля 2003 года, земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и настоящего Указа (пункт 1).

Каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю (далее именуется свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге. Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли - продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.

При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным настоящим пунктом. Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными (пункт 3).

Для ускорения процедуры оформления права собственности на земельный участок и земельную долю (пай) или выдела участка в натуре предусмотреть, что соответствующее заявление в органы местной администрации подлежит рассмотрению в месячный срок с момента его подачи; решение (выписка из решения) органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка либо об отказе в этих действиях подлежит выдаче в 7-дневный срок с момента принятия решения; выдача комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельства производится на основании решения органов местной администрации в 10-дневный срок с момента принятия решения или регистрации договора купли - продажи (пункт 9).

Следовательно, исходя из системного толкования вышеприведенных норм закона, члены трудового коллектива колхоза на общем собрании могли принять решение о включении в списки лиц, имеющих право на получение земельной доли, работников социальной сферы территории бывшего колхоза. После этого, владелец, но еще не собственник, земельного пая (доли) имел право выбрать форму его использования.

В дальнейшем лицо, владеющее и пользующее земельным паем (долей), для совершения сделок с ним, то есть для реализации права распоряжения своим имуществом, на основании соответствующего заявления, выражающего свободную волю этого лица, а также решения органов местной администрации о предоставлении или выделении земельного участка, могло получить свидетельство о праве собственности на земельный участок в случае отсутствия оснований для отказа.

Постановлением главы администрации Верхнетоемского района от 22 декабря 1992 года № 16/31 в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 и от 4 сентября 1992 года № 708 колхоз «Красный Октябрь» реорганизован в сельскохозяйственный производственный кооператив «Нижнетоемский».

На основании постановления главы администрации Верхнетоемского района от 28 августа 1994 года № 63/4, принятому в соответствии с Указом Президента РФ № 1767 от 27 октября 1993 года, постановлено Комитету по земельным ресурсам и землеустройству выдать свидетельства на право общей долевой собственности на землю членам сельскохозяйственного кооператива «Нижнетоемский» согласно списку.

Позднее, постановлением главы администрации МО «Верхнетоемский район» от 10 марта 1998 года № 2/14, принятым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708 и на основании решения общего собрания СХПК «Нижнетоемский» от 4 марта 1998 года, в список на земельные паи в СХПК «Нижнетоемский» дополнительно включено 70 человек социальной сферы территории бывшего колхоза «Красный Октябрь» с установлением среднего размера земельного пая в 4,3 га или 75 баллогектар владельцам земельных паев СХПК «Нижнетоемский».

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним данные о Т.О.А. в качестве правообладателя доли земельного участка с кадастровым номером *** отсутствуют.

В силу требований частей 4 и 11 статьи 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, … обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, …, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.1 и 9.2 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

В соответствии с 4 ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Никаких актов, свидетельств либо иных документов, удостоверяющих право Т.О.А. на спорную долю земельного участка, не издавалось. Кроме того, Т.О.А. была внесена в списки лиц, имеющих право на земельный пай (долю) __.__.______г., то есть после вступления в законную силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ.

Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений по спорной доле земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> на основании постановления главы администрации Верхнетоемского района от 28 августа 1994 года № 63/4 суд считает необоснованным, поскольку списки лиц, занятых в социальной сфере на территории бывшего колхоза «Красный Октябрь», приняты позднее, а именно 10 марта 1998 года и решения органа местной администрации о предоставлении земельного участка в собственность Т.О.А. либо выделе ей земельного участка не принималось.

Следовательно, при указанных обстоятельствах основания для начисления земельного налога в отношении Т.О.А. по доле земельного участка отсутствуют, поскольку за последней в установленном законом порядке право собственности на земельный участок не зарегистрировано.

В пункте 4.4 Приказа Росреестра № П/302, ФНС РФ № ММВ-7-11/495@ от 12 августа 2011 года «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества» отмечено, что при необходимости уточнения сведений на основании обращений налогоплательщиков Управления ФНС России направляют запросы в Росреестр в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В случае наличия противоречий в сведениях, полученных в соответствии с первым абзацем пункта 4.4 настоящего Порядка, и сведениях, предоставленных Управлениями Росреестра ранее в соответствии с настоящим Порядком, Управления ФНС России информируют Управления Росреестра о выявленных несоответствиях.

Как усматривается из материалов дела, Т.О.А. неоднократно обращалась в налоговые органы по вопросу правильности начисления ей земельного налога. При этом со стороны налогового органа никаких действий об уточнении сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества не предпринималось, информационные письма в Россресстр не направлялось и ответы на них не поступали.

В соответствии с ч. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ (в редакции ФЗ от 28 ноября 2009 года № 283-ФЗ), если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, действия налогового органа по начислению Т.О.А. земельного налога на долю земельного участка с кадастровым номером *** являются незаконными и в этой части исковые требования подлежат удовлетворению.

В то же время не подлежит удовлетворению требование Т.О.А. об освобождении от уплаты налога на долю земельного участка с кадастровым номером *** на будущие периоды в связи с тем, что данное требование не вытекает из нарушения прав истца, а направлено на восстановление права, которое возможно будет нарушено в будущем. Такой способ защиты права нормами ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрен.

Истцом при подаче иска в соответствии с ч. 1 ст. 333.19 НК РФ уплачена государственная пошлина в размере *** рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в счет возмещения понесенных расходов указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Т.О.А. к Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об оспаривании действий по начислению земельного налога и освобождении от уплаты налога удовлетворить частично.

Признать действия Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по начислению земельного налога в отношении Т.О.А. на долю земельного участка с кадастровым номером *** незаконными.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Т.О.А. возврат государственной пошлины в сумме *** рублей.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Победы, д. 3 в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 6 апреля 2015 года.

Председательствующий          Я.А. Звягина

Копия верна. Судья         Я.А. Звягина

2-128/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Третьякова О.А.
Ответчики
МИФНС России №1 по Архангельской области и НАО
Другие
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Администрация МО "Верхнетоемский муниципальный район"
Суд
Красноборский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
krasnsud.arh.sudrf.ru
18.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2015Передача материалов судье
24.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.03.2015Предварительное судебное заседание
25.03.2015Предварительное судебное заседание
01.04.2015Судебное заседание
06.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее