Судья Малков А.В. Дело № 33-4572/2016
06 октября 2016 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Сидоркина И.Л.,
судей Дубровиной И.Л., Шерстенниковой Е.Н.,
при секретаре Савиных Е.С.,
с участием прокурора Новиковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе Караваева <данные изъяты> на решение Котельничского районного суда Кировской области от 25 июля 2016 года по иску прокурора Орловского района Кировской области, заявленному в интересах Караваева <данные изъяты> к администрации Орловского района Кировской области об обязании выплатить недоплаченную пенсию за выслугу лет, которым постановлено:
исковые требования прокурора Орловского района удовлетворить частично;
взыскать с администрации Орловского района Кировской области в пользу Караваева <данные изъяты> <данные изъяты> в счет погашения задолженности по выплате пенсии за выслугу лет лицам замещающим должность муниципальной службы;
установить следующий порядок исполнения решения суда:
администрации Орловского района Кировской области выплачивает Караваеву <данные изъяты> ежемесячно в течении 6 месяцев <данные изъяты> по 30 число каждого месяца, начиная с месяца, следующего за месяцем после вступления настоящего решения в законную силу, до полного погашения суммы задолженности <данные изъяты>
в удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать;
заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Орловского района Кировской области обратился в суд в интересах Караваева <данные изъяты> с иском к администрации Орловского района Кировской области об обязании выплатить недоплаченную пенсию за выслугу лет. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки было установлено нарушение пенсионных прав Караваева <данные изъяты> а именно: в нарушение Закона Кировской области от 25.12.2009 № 479-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Кировской области» ответчик не производил перерасчет пенсии с 01.01.2010, в то время как в соответствии с Указами Губернатора Кировской области от 08.11.2012 № 141 и от 08.11.2013 № 157 размеры должностных окладов муниципальным служащим были повышены, в связи с чем, должна была быть повышена и пенсия, что предусмотрено указанным Законом Кировской области от 25.12.2009 № 479-ЗО. Просил взыскать с ответчика в пользу Караваева <данные изъяты> недополученную пенсию за выслугу лет за период с 01.01.2010 по 31.12.2015 в сумме <данные изъяты> руб.
Котельничским районным судом Кировской области 25 июля 2016 года постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Караваев <данные изъяты>. указал, что суд своим решением нарушил его право на получение доплат в соответствии с Законом от 25.12.2009 № 470-ЗО, применив Закон о сроке давности, тогда как законодательство о пенсиях не предусматривает срока исковой давности. Тем более он выступал кредитором, не одалживал денежные средства по договору с администрацией, в связи с этим считает применение Закона о сроке исковой давности неправомерным. Для безусловного выполнения Законов, подзаконных актов соответствующими органами не требуется напоминание со стороны граждан. Более того, суд в своем решении принял все условия администрации, не спросив его мнения в таком вопросе, как рассрочка по выплате долга. Не был приглашен и представитель пенсионного фонда. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционное представление администрация Орловского района Кировской области указала на необоснованность изложенных в нем доводов, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На заседании суда апелляционной инстанции Караваев <данные изъяты> доводы своей жалобы поддержал.
Прокурор Новикова <данные изъяты> указала на то, что доводы жалобы заслуживают внимания.
Представитель администрации Орловского района по доверенности Белявина <данные изъяты> указала на то, что дефицит бюджета муниципального образования не позволяет в полном объеме и одномоментно производить доплаты к пенсиям бывшим муниципальным служащим. Просила в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Караваев <данные изъяты> дополнительно к трудовой пенсии, предусмотренной в рамках системы обязательного пенсионного страхования, получает пенсию за выслугу лет с 01.02.2010. Первоначальный размер дополнительной пенсии за выслугу лет Караваеву <данные изъяты> был установлен в размере <данные изъяты> руб., перерасчет пенсии не производился.
При рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции представитель ответчика, исходя из дефицита бюджета муниципального образования и отсутствия денежных средств, признала исковые требования в сумме <данные изъяты> рублей, и просила суд установить порядок выплаты задолженности равными долями ежемесячно в течение 6 месяцев.
В соответствии с Указом Губернатора Кировской области от 08.11.2012 № 141 «О повышении размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, рабочих отдельных профессий и младшего обслуживающего персонала органов местного самоуправления» размеры должностных окладов муниципальных служащих повышены с 01.10.2012 в 1,06 раза.
В соответствии с Указом Губернатора Кировской области от 08.11.2013 № 157 «О повышении размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, рабочих отдельных профессий и младшего обслуживающего персонала органов местного самоуправления» размеры должностных окладов муниципальных служащих повышены с 01.10.2013 в 1,055 раза.
Прокуратурой Орловского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что указанные требования законодательства администрацией Орловского района были соблюдены не в полном объеме, Караваеву <данные изъяты> недоплачена пенсия за выслугу лет за период с 01.01.2010 по 31.12.2015 в сумме <данные изъяты> руб.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В данном случае порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет, замещающим муниципальные должности муниципальной службы Кировской области на момент возникновения такого права у Караваева <данные изъяты> был урегулирован Законом Кировской области от 25.12.2009 № 479-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет, замещающим муниципальные должности муниципальной службы Кировской области».
Согласно ст. 4 Закона финансирование расходов на установление и выплату пенсии за выслугу лет осуществляется за счет средств местного бюджета.
Возникшие правоотношения сторон в настоящее время регулируются Закон Кировской области № 521-ЗО от 02.04.2015 «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих должности муниципальной службы Кировской области», из которого следует, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет, также осуществляется за счет средств местного бюджета (ст.4).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Приведенные нормы также указывают на то, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. Таким образом, вывод суда первой инстанции о возможности удовлетворения исковых требований в пределах суммы, не оспариваемой ответчиком, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом вышеизложенного, представляются несостоятельными, а вопрос о порядке исполнения судебного решения в условиях дефицита местного бюджета рассматривался судом первой инстанции при непосредственном участии Караваева А.М., что следует из протоколов судебных заседаний Котельничского районного суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░ 2016 ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░: