Дело №2-3214/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 25 августа 2015 года
Федеральный суд Советского района гор. Махачкалы в составе председательствующего Гасанова Ш.О., с участием представителя истца адвоката Дибирова Д.Ш., представителя Минздрава РД Гаджихановой А.И., представителя ТФОМС РД Сиражутдинова А.Х., при секретаре Магомедовой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения РД, ФФОМС, ТФОМС РД о принуждении к исполнению обязательств по договору,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения РД, ФФОМС, ТФОМС РД о принуждении к исполнению обязательств по договору.
Иск мотивирован тем, что решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании незаконным отказа Министерства здравоохранения Республики Дагестан на заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и обязании заключить с истицей указанный договор.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства здравоохранения Республики Дагестан без удовлетворения.
Указанным решением суд обязал Министерство здравоохранения РД заключить с истцом договор на предоставление ей единовременной компенсационной выплаты и направить его в уполномоченный орган.
Во исполнение апелляционного определения ВС РД от ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения РД с истцом ФИО1- врачом акушер-гинекологом ГБУ РД «Кочубейская МСЧ» ДД.ММ.ГГГГ за № 49-П заключен «Договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан из другого населенного пункта.
Согласно п.2.1 и п.3.1 Договора министерство обеспечивает перечисление единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб. медицинскому работнику.
Согласно п.3.2 Договора выплата производится в течение 30 дней со дня заключения договора.
В соответствии с п.4.1 Договора министерство обязуется обеспечить перечисление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в размере и сроки, предусмотренными п.п. 2.1 и 3.2. Договора.
Срок исполнения заключенного договора истек ДД.ММ.ГГГГ однако условия его, в части выплаты компенсации, министерством до настоящего времени не выполнены.
Истец извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась, направив представителя.
В судебном заседании представитель истца ФИО6 требования уточнил, просил обязать Федеральный ФОМС перечислить истцу единовременную компенсационную выплату как медицинскому работнику в размере 1 миллиона руб., путем перечисления этих средств через территориальный фонд обязательного медицинского страхования РД. Обязать Министерство здравоохранения РД, обеспечить перечисление единовременной компенсационной выплаты в размере один миллион рублей на ее лицевой счет. Считать заключенным договор о предоставлении единовременных компенсационных выплат в размере 1 миллион руб. с ДД.ММ.ГГГГ и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Министерства здравоохранения РД иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку по данному делу они надлежащими ответчиками не являются и свои обязательства на основании вынесенного судом решения исполнили в полном объеме.
Федеральный ФОМС, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, направив письменные возражения, в которых просит исключить Федеральный фонд обязательного медицинского страхования из числа надлежащих ответчиков по делу и принять решение на усмотрение суда.
Представитель Территориального ФОМС РД иск не признал и пояснил, что предоставление в 2014г. межбюджетного трансферта на осуществление компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в 2012г. в сельский населенный пункт является нарушением требований, содержащихся в ст.51 Федерального закона №326-ФЗ.
Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.12.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2012г. осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, предусмотренный п.3 ч.12.2 настоящей статьи. В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 г. из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета 1 миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
В соответствии с ч.12.2 ст.51 указанного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч.12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов РФ при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам, имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с ч.12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч.12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с медицинским работником, указанным в ч.12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта РФ;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта РФ части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст.77, п.п. 1, 2 и 4 ч.1 ст.81, п.п.1, 2, 5. 6 и 7 ч.1 ст.83 ТК РФ), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду:
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта РФ, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Пунктом 2 Постановления Правительства РД № «О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 -2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего-профессионального образования на работу в сельский населенный пункт РД или переехавшим на работу в сельский населенный пункт РД из другого населенного пункта», принятого во исполнение Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», Министерство здравоохранения РД определено уполномоченным органом исполнительной власти РД на заключение договоров о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам. Этим же постановлением утвержден порядок заключения таких договоров.
Согласно п.3 ч.12.2 ст.51 Федерального закона и п.2 Порядка заключения договоров, указанный договор заключается с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения, в соответствии с которым работа осуществляется в сельском населенном пункте, расположенном на территории РД.
Из положений ч.12.1 ст.51 федерального закона следует, что право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере один миллион рублей имеют медицинские работники в возрасте до 35 лет, имеющие высшее профессиональное образование, при соблюдении следующих условий: 1) прибывшие в 2012 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта; 2) заключившие с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, предусмотренный п.3 ч.12.2 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, переехала на постоянное место жительства в РД <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ заключила трудовой договор с ГБУ РД «Качубейская МСЧ», где по сегодняшний день работает врачом – акушер -гинекологом.
В целях исполнения условий получения финансирования из бюджета Федерального ФОМС на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, в РД принято постановление Правительства РД от 10.02.2012г. №34, которым, Министерство здравоохранения РД определено уполномоченным органом исполнительной власти РД на заключение договоров о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам. Данным постановлением также установлена обязанность Министерства здравоохранения РД и Территориального ФОМС РД в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, представлять в Федеральный ФОМС заявки на получение иных межбюджетных трансфертов по форме, установленной Федеральным ФОМС. Данная форма установлена приказом ФФОМС от 19.12.2011г. № «Об утверждении порядка и формы предоставления отчета об использовании средств на цели, предусмотренные ч.I2.1 ст.51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В соответствии с ч.12.4 ст.51 Федерального закона, предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч.12.1 ст.51 Федерального закона, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных фондов.
С учетом изложенного в целях исполнения вступившего в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Министерством здравоохранения РД в адрес ФФОМС сопроводительным письмом от 14.11.2013г. №14-01/ю-54 и в ТФОМС РД сопроводительным письмом от 24.03.2014г. №14-02/ю-82 направлена соответствующая заявка на получение межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального ФОМС на единовременную компенсационную выплату ФИО1 для последующего её перечисления на расчетный счет ФИО1
Однако Министерство здравоохранения РД на сегодняшний день не имеет возможности реализовать перечисление единовременной компенсационной выплаты на расчетный счет ФИО1, ввиду того, что денежные средства Территориальным ФОМС РД не перечислены в Министерство здравоохранения РД.
По указанным основаниям, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца в части обязания Федеральный ФОМС перечислить ей единовременную компенсационную выплату как медицинскому работнику в размере одного миллиона руб. путем перечисления через Территориальный ФОМС РД.
Несостоятельны доводы ответчика о том, что при отсутствии нормативного правового акта в РД, предусматривающего порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты, у Федерального ФОМС отсутствуют правовые основания для перечисления указанных трансфертов, в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность по перечислению истцу единовременной компенсационной выплаты.
Правовое регулирование, установленное в ч.12.1 ст.51 Федерального закона, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики, т.е. федеральным законодателем определены размер единовременной денежной выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которые она распространяется.
В соответствии с пунктом "ж" ч.1 ст.72, ч.ч. 2 и 5 ст.76 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
К полномочиям же субъекта РФ определено принятие нормативного правового акта, предусматривающего соответствующие условия, перечисленные в ч.12.2. ст.51 Федерального закона (порядок осуществления единовременной компенсационной выплаты).
Из содержания приведенных федеральных правовых норм следует, что право на получение единовременной компенсационной выплаты возникает у истца, подпадающего под вышеперечисленные критерии, предъявляемые к лицам, имеющим право на получение названной компенсационной выплаты, и заключения соответствующего договора с уполномоченным органов исполнительной власти субъекта РФ.
При этом ст.51 Федерального закона не устанавливает зависимость наличия права на единовременную компенсационную выплату медицинского работника в возрасте до 35 лет, от наличия нормативного правового акта субъекта РФ.
Как определяет ч.12.2. ст.51 Федерального закона наличие нормативного правового акта субъекта РФ является условием предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального ФОМС для последующего их перечисления в бюджеты субъектов РФ.
Таким образом, поскольку в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не содержится указания на иные критерии реализации права медицинских работников до 35 лет, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения в пределах года, установленного федеральным законодателем, в 2012 году в отношении истца. В указанном году также имелся принятый субъектом РФ правовой акт, предусматривающий порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты и как установлено решением суда, заявка для заключения договора своевременно представлялась истицей в Министерство здравоохранения РД.
Также несостоятелен довод ответчика о том, что Федеральный ФОМС не является стороной по договору заключенному с медицинским работником, в данном случае с истицей, в связи с чем, не может являться надлежащим ответчиком по делу и на него не может быть возложена обязанность по перечислению истцу единовременной компенсационной выплаты.
В соответствии с ч.12.4 ст.51 Федерального закона, предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч.12.1 ст.51 Федерального закона, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных фондов.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиками Министерством здравоохранения РД в 2013-2014 г.г. в адрес Федерального и Территориального ФОМС РД были направлены соответствующие заявки на получение межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального ФОМС на единовременную компенсационную выплату ФИО1, для последующего перечисления на расчетный счет ФИО1
При установленных судом обстоятельствах, обязательства Федерального ФОМС возникают не из договора заключенного Министерством здравоохранения РД с истицей, а в силу нормы закона, после поступления заявок уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных фондов на соответствующие цели.
Требования истицы в части признания договора заключенным с ДД.ММ.ГГГГ суд находит обоснованными, поскольку в соответствии с п.4 Порядка Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления о заключении договора рассматривает его и принимает решение о заключении договора или об отказе в его заключении. Поступление заявления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ установлено вступившим в законную силу решением суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Считать договор между Министерством здравоохранения РД и ФИО1 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт РД или переехавшим на работу в сельский населенный пункт РД из другого населенного пункта заключенным с ДД.ММ.ГГГГ г.
Обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечислить ФИО1 единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 (один миллион) рублей путем перечисления через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан.
Обязать Министерство здравоохранения РД выплатить ФИО1 единовременную компенсационную выплату после поступления указанных средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке.
Судья Гасанов Ш.О.