Дело № 2 – 888 / 2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 мая 2013 года Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи - Харрасова Н.М.,
с участием прокурора - Гайфуллина А.А.,
при секретаре - Салаховой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азнакаевского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Масягутовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ о возложении обязанности разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины,
У С Т А Н О В И Л:
Азнакаевский городской прокурор РТ обратился в суд с заявлением к исполнительному комитету Масягутовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ о возложении обязанности разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины, указывая, что на территории с.Масягутово Азнакаевского муниципального района имеется артезианская скважина, расположенная во дворе дома <адрес>, из которой население села обеспечивается водоснабжением. При этом эксплуатация данного объекта осуществляется с нарушениями требований санитарных правил. Исполнительным комитетом Масягутовского сельского поселения проект зоны санитарной охраны артезианской скважины не разработан, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны. Несоблюдение исполнительным комитетом Масягутовского сельского поселения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды может привести к ухудшению качества воды, что негативно скажется на здоровье и жизни неопределенного круга лиц.
Законный представитель исполнительного комитета Масягутовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ Аскаров Р.Х. на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, с заявлением прокурора согласен, просит предоставить отсрочку исполнения требований прокурора до 31.12.2013 года.
Представитель третьего лица, ТО Управления Роспотребнадзора по РТ в Азнакаевском районе и г. Азнакаево на суд не явился, представил заключение по заявлению.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, поддержавшего заявление, приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Азнакаевской городской прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлено нарушение закона. На территории с.Масягутово Азнакаевского муниципального района во дворе дома <адрес> имеется артезианская скважина, из которой население села обеспечивается водоснабжением. При этом эксплуатация данного объекта осуществляется с нарушениями требований санитарных правил. Исполнительным комитетом Масягутовского сельского поселения проект зоны санитарной охраны артезианской скважины, не разработан, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны. Несоблюдение исполнительным комитетом Масягутовского сельского поселения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды может привести к ухудшению качества воды, что негативно скажется на здоровье и жизни неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года (далее по тексту - ФЗ №7) охрана окружающей среды - это деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Ст.3 ФЗ №7 предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность, в том числе органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа, в числе прочих, обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 ст.4 ФЗ №7 установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в числе прочих, поверхностные и подземные воды.
В ст.39 ФЗ №7 закреплено, что лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В ст.52 ФЗ №7 закреплено, что в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
Ст.43 ФЗ №7 предусмотрено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - ФЗ № 52- ФЗ) устанавливает, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается лишь при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
На основании ФЗ №52-ФЗ разработаны Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1110-02), которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее по тексту - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Пункт 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Пунктом 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 закреплено, что организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта.
Пункт 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 устанавливает, что проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.
В соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов и организация водоснабжения.
Согласно ст.27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится, в числе прочих, осуществление мер по охране таких водных объектов.
С учетом мнения участников процесса суд считает возможным предоставить исполнительному комитету Масягутовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан отсрочить исполнение решения суда до 31.12.2013 года.
Руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Азнакаевского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет Масягутовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины, расположенной во дворе дома <адрес>, для представления в ТОУ Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Азнакаевском районе и г.Азнакаево в целях последующего получения санитарно- эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны.
Исполнение решения суда отсрочить до 31 декабря 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение месяца через Азнакаевский городской суд РТ.
Судья Харрасов Н.М.
Решение не вступило в законную силу.