Дело № 2-3503/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2017 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Данилина Е.М.,
при секретаре судебного заседания Ивановой О.С.,
с участием прокурора Варягиной А.А.,
истца Моисеевой Е.А.,
представителя ответчика Андреевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Моисеевой Екатерины Анатольевны к Администрации г. Чебоксары об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Чебоксары обратился в суд в интересах Моисеевой Екатерины Анатольевны к Администрации г. Чебоксары с требованием возложить на администрацию города Чебоксары обязанность предоставить Моисеевой Екатерине Анатольевне благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке.
В обосновании иска указано, что прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары проведена проверка по обращению Моисеевой Екатерине Анатольевне, дата г.р., имеющей статус сироты о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что Моисеева (Григорьева) Е.А. постановлением администрации адрес ----- от дата была включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащие обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного фонда по договорам найма. В списке истица состоит под -----.
Истица проживает в жилом помещении по адресу: адрес, в указанном жилом помещении установлено невозможность проживания. В ходе проверки также было установлено, что Моисеева Е.А. с ------ года воспитывалась и проживала с опекунами дедушкой и бабушкой. После окончания ------ поступила в ------ окончила в дата году. Также, в период с дата года обучалась в магистратуре и прошла профессиональную переподготовку. ------ Моисеева Е.А. указывает, что проживает совместно с родственниками (------) по месту регистрации, в адрес их семье невозможно. Также невозможно было проживать и в двухкомнатной квартире общей площадью ------ кв.м. по месту регистрации супруга: адрес, так как кроме них, в квартире еще проживает ------ человек, в связи с этим, она с семьей переехала на съемную квартиру. Моисеева нигде не работает, воспитывает малолетнего ребенка, фактически семья живет на заработную плату мужа, оплата за съемную квартиру составляет ------ руб.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения ст. 72 Конституции РФ, ст. 109.1, 50 ЖК РФ, а также ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что Моисеева Е.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и просят возложить на администрацию г. Чебоксары вышеуказанную обязанность.
В судебном заседании прокурор Варягина А.А., истец Моисеева Е.А. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Чебоксары Андреева О.В. иск не признала, пояснив, что не имеется в настоящее время свободных жилых помещений, которые могут быть предоставлены. Будет обеспечена при наличии помещения с соблюдение очередности предоставления, иначе будут нарушены права других очередников.
Представители третьих лиц администрации Ленинского района г. Чебоксары, Министерства финансов ЧР, Минстроя Чувашии, не явились, представлены заявления о рассмотрении дела без его участия.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон).
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Моисеева Е.А. (ранее Григорьева, фамилия изменена по вступлению в брак) дата года рождения осталась без попечения родителей, по сведениям суда зарегистрирована по адресу: адрес.
Мать Моисеевой Е.А. – ФИО7 заочным решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата лишена родительских прав.
Отец Моисеевой Е.А. - ФИО8 решением Московского районного суда г. Чебоксары, с учетом определения суда об исправлении описки от дата, также лишен родительских прав.
Постановлением Администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- Григорьева (Моисеева) Е.А. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В настоящее время Моисеева Е.А. состоит в указанном списке под -----.
По месту регистрации Моисеевой Е.А. по адресу: адрес значится зарегистрированными также ------ человек: ФИО10, ответственный квартиросъемщик, ФИО11, ФИО7, ФИО12, ФИО12, ФИО13, ФИО14
Общая площадь квартиры составляет ------ кв.м., из них жилая – ------ кв.м.
Таким образом, установлено, что Истец относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Истец имеет право на обеспечение жилыми помещениями, сохраняющееся за ним до фактического обеспечения его жилым помещением; Истец не имеет закрепленного за ним соответствующего надлежащего жилого помещения и Истец состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона ЧР от 06.02.2009 № 5 "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних относится формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также установление невозможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых ими жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированные жилые помещения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений".
В соответствии с п. 2 ст. 23.1 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.07.2013 № 292 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок)
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями".
С учетом приведенных правовых норм, обязанность по обеспечению истца жилым помещением законодательством возложена на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики, которой переданы государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы представителя ответчика о том, что не имеется в настоящее время свободных жилых помещений, которые могут быть предоставлены ей, и необходимо соблюдение очередности предоставления, являются необоснованными, поскольку ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Аналогичная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 20-КГПР15-11, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст. ст.194 -199, ГПК РФ,
решил:
Возложить на администрацию города Чебоксары обязанность предоставить Моисеевой Екатерине Анатольевне, дата г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Данилин