Дело №2-509/2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2016г. п.Орловский
Орловский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего, судьи Георгиенко Л.В.,
при секретаре Колесниковой З.К.,
с участием помощника прокурора Орловского района Ростовской области Капалета А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орловского района Ростовской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению культуры Донского сельского поселения Орловского района «Гундоровский сельский дом культуры», третьему лицу на стороне ответчика, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Донского сельского поселения Орловского района Ростовской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,
УСТАНОВИЛ:
26 мая 2016г. в Орловский районный суд Ростовской области поступил вышеуказанный иск, исковые требования обоснованны следующим.
Прокуратурой Орловского района в мае 2016 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности Муниципального казенного учреждения культуры Донского сельского поселения Орловского района «Гундоровский сельский дом культуры» (МКУК ДСПОР «Гундоровский СДК»).
В ходе проверки установлено, что ответчиком в нарушение положений ст.37 Конституции РФ, ст.22, ст.210, ст.212 ТК РФ, ч.1,ч.2 ст.3, ст.7, ч.1,ч3 ст.8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» №426-ФЗ от 28 декабря 2013г. не проведена специальная оценка условий труда на рабочем месте.
По мнению прокурора, неисполнение ответчиком требований действующего законодательства в части проведения специальной оценки условий труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых результате периодических изменений меняется. Специальная оценка условий труда призвана способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые занимают или будут занимать данные рабочие места.
Прокурор просит обязать ответчика провести специальную оценку условий труда рабочих мест в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебное заседание помощник прокурора Орловского района Ростовской области Капалет А.С. явился, на иске настаивал.
Ответчик МКУК ДСПОР «Гундоровский СДК» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания ответчик извещен, директор МКУК ДСПОР «Гундоровский СДК» Чижик Г.А. представила заявление, в котором просила иск рассмотреть без её участия, против иска не возражала (на л.д.30). Ответчиком также представлен договор (проект) №1606-117, без даты, на оказание услуг по специальной оценке условий труда, согласно указанному проекту ответчик имеет предварительную договоренность с ООО «****» на выполнение услуг о проведении специальной оценки условий труда (на л.д.15-23).
Представитель третьего лица - Администрации Донского сельского поселения Орловского района Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания третье лицо извещено.
В суд поступила телефонограмма, в которой глава сельского поселения указал, что возражений против иска не имеет (на л.д.52).
Суд на основании ст.167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав участников процесса, проверив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующим выводам.
В силу ст.21 ТК РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; … обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; … исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии с требованиями ст.212 Т РФ работодатель из числа прочих обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты и проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
С 01 января 2014г. вступил в действие Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28 декабря 2013г. (далее Закон №426-ФЗ), предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Закон №426-ФЗ также устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст.8 Закона №426-ФЗ, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст.19 Закона №426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законном. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч.1 ст.3 Закона №426-ФЗ).
В силу п.4 ст.27 Закона №426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч.1 ст.17 Закона №426-ФЗ.
При этом для целей, определенных ст.7 Закона №426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона №426-ФЗ порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом №426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Из объяснении директора МКУК ДСПОР «Гундоровксий СДК» Чижик Г.А. следует, что в соответствии с действующим до 01 января 2014г. законодательством аттестация рабочих мест не проводилась, после указанной даты специальная оценка условий труда также не проводилась ( на л.д. 7).
В соответствии со штатным расписанием МКУК ДСПОР « Гундоровский СДК» штат учреждения состоит из 13 штатных единиц сотрудников (на л.д.9-10).
Согласновыписке из Единого государственного реестра юридических лиц, МКУК ДСПОР «Гундоровксий СДК» является действующим юридическим лицом зарегистрированным с 26 декабря 2008г. (на л.д. 42-51), состоит в трудовых отношениях с гражданами, то есть, является работодателем по смыслу ст.20 ТК РФ.
Как следует из иска прокурора и приложенных к иску документов, в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что специальная оценка условий труда для работников МКУК ДСПОР «Гундоровский СДК» не проведена. Ответчик указанное обстоятельство не отрицал.
Из материалов дела следует, что в настоящее время МКУК ДСПОР «Гундоровский СДК» проводятся мероприятия по специальной оценке условий труда.
Представленный суду договор (проект) №1606-117, без даты, на оказание услуг по специальной оценке условий труда не свидетельствует о том, что работодателем была исполнена возложенная на него обязанность по проведению указанной оценки, тогда как обязанность по проведению специальной оценки условий труда возникла у последнего с момента вступления в силу Закона № 426-ФЗ, то есть с 01 января 2014 года и является безусловной обязанностью работодателя.
Принимая во внимание, что МКУК ДСПОР « Гундоровский СДК» не представлено доказательств, опровергающих доводы прокурора, а также, учитывая вышеприведенные положения закона, суд находит требования прокурора обоснованными.
Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. В целях реализации данного конституционного права каждого в ст.22 ТК РФ закреплена обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда работника, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Требования прокурора Орловского района направлены на защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, на обеспечение безопасности условий и охраны труда, на защиту жизни и здоровья граждан.
Исковое заявление прокурором подано в порядке, установленном ст.45 ГПК РФ, и в соответствии с полномочиями, установленными ст. 27, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает обоснованным требование прокурора об установлении ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда. Суд полагает данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд считает, что имеются все правовые основания иск удовлетворить.
При обсуждении вопроса об уплате государственной пошлины, суд учитывает, что в соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Суд приходит к выводу о необходимости взыскания государственной пошлины в размере 300 руб. с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Орловского района Ростовской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению культуры Донского сельского поселения Орловского района «Гундоровский сельский дом культуры», третьему лицу на стороне ответчика, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Донского сельского поселения Орловского района Ростовской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда удовлетворить полностью.
Обязать Муниципальное казенное учреждение культуры Донского сельского поселения Орловского района «Гундоровский сельский дом культуры» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить нарушение требований трудового законодательства - провести специальную оценку условий труда работников.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения культуры Донского сельского поселения Орловского района «Гундоровский сельский дом культуры» в бюджет муниципального района – Орловского района Ростовской области государственную пошлину в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 июля 2016г.
Председательствующий: