Дело № 2-3310/2010
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
27 сентября 2010 года |
г. Архангельск |
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Ногих Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.А.Ф. к мэрии г. Архангельска, Министерству строительства Архангельской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата, признании права на его получение,
установил:
П.А.Ф. обратился в суд с заявлением об обжаловании отказа мэрии г. Архангельска в выдаче государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС). В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, при этом выслуга по военной службе составила 26 лет в календарном исчислении.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № П.А.Ф. был уведомлен о включении его в сводный список граждан-получателей ГЖС на 2010 год по Архангельской области. При этом ему было указано на необходимость представить обязательство о сдаче жилого помещения с подписями всех совместно проживающих лиц, подписанное главой местного самоуправления.
В связи с тем, что брак между истцом и П.С.Д. был расторгнут в 2008 году и в этом же году бывшая супруга приватизировала жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, сдать его не представляется возможным. Иного жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма ни у П.А.Ф., ни у его дочери П.Е.А. не имеется.
На этом основании истец полагал незаконным отказ мэрии г. Архангельска, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в выдаче ГЖС без предоставления предусмотренной пп. «ж» п. 44 Правил справки о сдаче жилого помещения.
В процессе судебного разбирательства П.А.Ф. просил считать поданное заявление исковым заявлением и дополнительно просил признать право на получение ГЖС за ним и его дочерью П.Е.Ф. по ранее изложенным основаниям.
С согласия П.А.Ф. и его представителя И.Д.Н., допущенного к участию в деле по ходатайству истца, к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство строительства Архангельской области.
В судебном заседании истец исковые требования уточнил и просил признать за ним и его дочерью право на получение ГЖС; признать незаконным отказ мэрии г. Архангельска в предоставлении П.А.Ф. на состав семьи из двух человек, включая П.Е.А., государственного жилищного сертификата; обязать мэрию г. Архангельска, Министерство строительства Архангельской области принять меры по оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата П.А.Ф. на состав семьи из двух человек, включая П.Е.А., без предоставления обязательства (справки) о сдаче жилого помещения - <адрес> в <адрес>; взыскать с мэрии г. Архангельска расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. и расходы на оплату юридических услуг 10000 руб.
Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Н.А.С., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. При этом ссылалась на то, что истец заранее был ознакомлен с условиями участия в Подпрограмме и необходимостью при получении ГЖС сдать занимаемое на основании договора социального найма или принадлежащее на праве собственности жилое помещение. Таким образом, расторжение брака, отказ от приватизации ранее занимаемой квартиры, выезд в иное место жительства и снятие с регистрационного учета свидетельствуют, по мнению представителя ответчика, о злоупотреблении правом со стороны истца, что в силу ст. 10 ГК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Министерства строительства Архангельской области Б.А.В., действующая на основании доверенности, полагала необходимым в иске отказать. В обоснование своей позиции ссылалась на то, что несмотря на расторжение брака и приватизацию квартиры бывшей супругой, истец и его дочь П.Е.А. не утратили право пользования ранее занимаемым жилым помещением. При изъявлении желания принять участие в подпрограмме и претендовать на получение ГЖС истец был ознакомлен с ее условиями и ему было известно о необходимости сдать имеющееся жилое помещение. В связи с тем, что обязательство о сдаче жилого помещения им представлено не было, т.е. им представлен не весь пакет требуемых документов, указанных в п. 44 Правил, отказ мэрии г. Архангельска в выдаче ГЖС является законным и обоснованным.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца П.Е.А., будучи извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась. При этом исковые требования поддержала в полном объеме и просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц и их представителей, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76 - ФЗ (далее - Закон) установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 15 Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела и никем не оспаривается, со стороны командира войсковой части 69225 главе городской администрации было направлено ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ о постановке в льготную очередь военнослужащего П.А.Ф., проживающего по адресу: <адрес>. При этом согласно справке начальника 1966 ОМИС от ДД.ММ.ГГГГ, указанное жилое помещение принадлежит Министерству обороны РФ и находится в военном городке в <адрес>.
В соответствии с выпиской из приказа Командующего морской авиацией Северного флота по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ №-ПМ старший прапорщик П.А.Ф., старшина 1494 Отдельного батальона связи и радиотехнического обеспечения, в соответствии с Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе» был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального Закона (по достижению предельного возраста пребывания на службе).
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 69225 от ДД.ММ.ГГГГ № л/с старший прапорщик П.А.Ф., уволенный с военной службы в запас по возрасту (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе) по пп. «а» п. 1 ст. 51 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», с правом ношения формы одежды, исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.
Выслуга лет П.А.Ф. на день увольнения ДД.ММ.ГГГГ составляла в календарном исчислении 26 лет 7 месяцев, а в льготном - 38 лет 05 месяцев 11 дней.
В силу п. 13 ст. 15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Согласно выписке из протокола заседания городской комиссии по обеспечению жилой площадью военнослужащих, уволенных в запас, отставку из рядов Вооруженных Сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, П.А.Ф. поставлен на учет граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека под номером 704.
ДД.ММ.ГГГГ П.А.Ф. обратился в мэрию г. Архангельска с заявлением о включении его с составом семьи 2 человека, с учетом дочери П.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 - 2010 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, никем не оспариваются, в связи с чем суд считает их установленными.
При этом суд принимает во внимание, что ответчики не ставят под сомнение право П.А.Ф. на получение государственного жилищного сертификата в связи с тем, что он является нуждающимся в жилом помещении и состоит на соответствующем учете, ссылаясь лишь на неполноту представленных документов.
Исходя из буквального содержания абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих», следует, что выдача государственных жилищных сертификатов является одной из форм обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года, принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
При этом в п. 44 вышеупомянутых Правил закреплен перечень документов, представить которые необходимо гражданину-участнику указанной подпрограммы (далее - подпрограмма) для получения сертификата. В частности, в пп. «ж» установлена необходимость предоставления обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в данном пункте, сертификат не выдается.
Вместе с тем, по смыслу п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ, принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам.
Как усматривается из материалов дела, брак между П.А.Ф. и П.С.Д. был прекращен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ I-ИГ №.
В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципальное образование «Катунинское» безвозмездно передало в собственность П.С.Д. <адрес> в <адрес> МО «Катунинское» Приморского муниципального района <адрес>. При этом П.А.Ф. и П.Е.А. в приватизации не участвовали на основании заявлений от ДД.ММ.ГГГГ.
После расторжения брака П.А.Ф. и его дочь П.Е.А. выехали из вышеуказанной квартиры и вселились для временного проживания в жилой дом, принадлежащий знакомому истца, в д. <адрес>. Самостоятельного права пользования им ни истец, ни его дочь не приобрели.
Каких-либо иных жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма П.А.Ф. и П.Е.А. не имеют, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
При этом в вышеуказанных действиях истца по расторжению брака, отказе от участия в приватизации, снятии с регистрационного учета суд не усматривает злоупотребления правом применительно к положениям ст. 10 ГК РФ. Доводы представителей ответчика о том, что после расторжения брака истцу следовало предпринять необходимые меры для размена занимаемого по договору социального найма жилого помещения, либо его приватизации на всех членов семьи и последующего обмена доли в праве собственности на квартиру на иное жилое помещение, которое затем передать во исполнение требований подпрограммы, на законе не основаны.
Таким образом, на момент получения истцом сообщения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № о включении его в сводный список граждан-получателей ГЖС на 2010 год по Архангельской области под № 43, в связи с чем ему следует представить в числе прочих документов обязательство о сдаче жилого помещения с подписями всех совместно проживающих, подписанного главой органа местного самоуправления, подлежащее сдаче жилое помещение у него отсутствовало.
В процессе судебного разбирательства ни представитель мэрии г. Архангельска, ни представитель Министерства строительства Архангельской области не могли пояснить какой именно документ необходимо представить в подтверждение отсутствия у истца жилого помещения. При этом представитель министерства пояснил, что, по его мнению, все требуемые в подтверждение вышеуказанного обстоятельства документы были представлены, но в связи с тем, что не было дано обязательство о сдаче жилого помещения, которое занимал истец в момент изъявления желания участвовать в подпрограмме, в выдаче ГЖС отказано.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что требование пп. «ж» п. 44 Правил в части представления гражданином-участником подпрограммы обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения распространяется только на тех лиц, которые единолично или совместно с членами семьи владеют жилым помещением на основании договора социального найма или на праве собственности, как это следует из буквального толкования пп. «б» и «в» п. 16.1. Правил. В случае отсутствия у гражданина-участника подпрограммы жилого помещения на каком-либо законном основании, он должен представить подтверждающий тому документ.
Принимая во внимание, что стороной истца в материалы дела представлено достаточное количество доказательств, свидетельствующих об отсутствии у П.А.Ф. и его дочери П.Е.А. жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, которое подлежало бы сдаче или безвозмездному отчуждению во исполнение требований подпрограммы, доказательств обратного ответчиками представлено не было, судом установлен факт невозможности предоставления обязательства о сдаче жилья по объективным причинам.
В связи с этим, суд не может признать отказ мэрии г. Архангельска в оформлении и выдаче ГЖС без представления вышеуказанного обязательства или иного документа (справки) законным, учитывая, что у истца отсутствует право на ранее занимаемое им жилое помещение, которое принадлежат на праве собственности его бывшей супруге.
При этом суд отвергает ссылку ответчиков на намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий, которое выразилось в непринятии мер по сохранению за собой права на ранее занимаемое жилое помещение, проживая в котором он был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении. Действующее законодательство не указывает в качестве основания для отказа в оформлении и выдаче ГЖС намеренное ухудшение жилищных условий, в связи с чем такие действия мэрии г. Архангельска не могут быть признаны законными.
Кроме того, доводы ответчиков о фактическом сохранении за истцом и его дочерью права пользования ранее занимаемой квартирой не свидетельствуют о возможности предоставления обязательства об ее сдаче или о сдаче права пользования ею. Возможность приватизации квартиры в долях на всех членов семьи не свидетельствует об обратном, т.к. даже в случае таковой П.А.Ф. и П.Е.А. не имели бы возможность оформить обязательство о сдаче доли в праве собственности на жилое помещение, которая не является самостоятельным объектом жилищных прав.
Таким образом, требование истца о признании незаконным отказа мэрии города Архангельска в выдаче государственного жилищного сертификата без предоставления обязательства о сдаче ранее занимаемого жилого помещения или иного документа, подтверждающего отсутствие у него и его дочери иного жилого помещения, является обоснованным.
Постановлением Администрации Архангельской области от 12.11.2007 № 182-па утвержден Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на территории Архангельской области (далее Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка оформление и передачу государственных жилищных сертификатов органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - органы местного самоуправления), осуществляет министерство строительства Архангельской области.
Вместе с тем, согласно пп. 4 п. 4 Порядка, принятие решения об оформлении или отказе в оформлении бланка государственного жилищного сертификата (до представления полного пакета документов) отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы истца и его представителя о том, что обязанности по оформлению государственных жилищных сертификатов должны выполняться обоими ответчиками, а стадия выдачи сертификата состоит из двух этапов: передачи государственного жилищного сертификата министерством строительства Архангельской области органу местного самоуправления и вручения этим органом государственного жилищного сертификата участнику подпрограммы.
Таким образом, суд считает, что обязанность принять меры по оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата истцу без предоставления обязательства о сдаче занимаемого им ранее жилого помещения или каких-либо иных документов в подтверждение отсутствия у него и его дочери П.Е.А. жилого помещения, подлежащего сдаче, должна быть возложена на обоих ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования П.А.Ф. к мэрии г. Архангельска, Министерству строительства Архангельской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата, признании права на его получение - удовлетворить.
Признать за П.А.Ф. право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из двух человек, включая П.Е.А..
Признать незаконным отказ мэрии г. Архангельска в предоставлении П.А.Ф. на состав семьи из двух человек, включая П.Е.А., государственного жилищного сертификата без предоставления обязательства (справки) о сдаче ранее занимаемого жилого помещения - <адрес> в <адрес>.
Обязать мэрию города Архангельска, Министерство строительства Архангельской области принять меры по оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата П.А.Ф. на состав семьи из двух человек, включая П.Е.А., без предоставления обязательства (справки) о сдаче ранее занимаемого жилого помещения - <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Е.В. Кучьянова
Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2010 года.