Решение по делу № 2-854/2016 от 21.09.2016

2-854/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(заочное)

29 ноября 2016 года

г.Фокино Приморского края

Фокинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Денисова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Лунеговой Т.В.,

с участием военного прокурора Николаевского гарнизона Смирнова Я.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Николаевского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации об исполнении обязанности в натуре – о проведении землеустроительных работ по земельному участку, расположенному в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Николаевского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к Министру обороны РФ, директору Департамента имущественных отношений МО РФ о понуждении к совершению определённых действий. Определением Шкотовского районного суда Приморского края иск принят к производству, возбуждено гражданское дело в суде первой инстанции. Определением этого же суда от 18.06.2015 гражданское дело передано в Фокинский городской суд для рассмотрения по правилам исключительной подсудности. В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, указав в качестве ответчика Министерство обороны Российской Федерации, третьего лица ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ); просил о привлечении к участию в деле ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации» (далее ФГУП «Федеральное БТИ»), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы регистрации, кадастра и картографии», – третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства обороны Российской Федерации.

В обоснование исковых требований указано, что военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами Департамента имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации в лице его филиала ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации» (далее Управление) земельного законодательства, касающегося вопросов надлежащего оформления земельных участков, выделенных для нужд обороны и расположенных на территории Шкотовского района Приморского края. В ходе проверки установлено, земельный участок, расположенный в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. на кадастровом учёте не состоит, право собственности Российской Федерации на него не оформлено, его границы, в соответствии с действующим законодательством не установлены. Полагает, что ненадлежащее исполнение ответчиком в лице Департамента и подчинённого ему Управления обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания и надлежащего оформления принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, влечёт нарушение действующего законодательства и безвозвратную утрату земель обороны, используемую и планируемую к использованию для нужд обороноспособности государства. Ссылаясь на Распоряжение Совета Министров РСФСР от 26.09.1965 №239, приказ МО РФ от 17.12.2010 №1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства Обороны Российской Федерации», Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 №1034, Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (п. 17.1 ч. 2 ст. 55), заключённый МО РФ государственный контракт от 18.12.2013 №141/01/18122013, Гражданский кодекс РФ (ст. 210), Земельный кодекс РФ (ст. 70), Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ст. ст. 16, 37, 38) просил обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать в рамках заключённого государственного контракта в срок не позднее 6 месячного срока с момента вступления в законную силу решения суда проведение ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» землеустроительных работ земельного участка, расположенного в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., направленных на постановку указанного земельного участка на кадастровый учёт, оформления на него права собственности Российской Федерации и установления его границ с дальнейшим составлением его межевого плана.

Военной прокурор Николаевского гарнизона Смирнов Я.Н. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержал в полном объёме, дополнив, что государственный контракт от 18.12.2013 №141/01/18122013 на сегодня не является действующим, поскольку 21.07.2016 между Министерством обороны РФ и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» заключён государственный контракт №141/01/21072016, который предусматривает проведение землеустроительных работ земельных участков, находящихся у Вооружённых Сил Российской Федерации. В рамках данного контракта Министерство обороны должно организовать проведение землеустроительных работ земельного участка, расположенного в <адрес>, для постановки его на кадастровый учёт и последующего оформления права собственности. Просил обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать в рамках заключённого государственного контракта проведение ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» кадастровых (межевых) работ, а равно проведение землеустроительных работ земельного участка, расположенного в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для установления границ земельного участка, постановки данного земельного участка на кадастровый учёт, составления межевого плана земельного участка, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик Министерство обороны Российской Федерации (далее МО РФ), извещение которому о времени и месте судебного заседания направлялось по почте, в судебное заседание своего представителя не направил, в представленном ранее возражении просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что не является надлежащим ответчиком. Указал, что спорный земельный участок Распоряжением Совета Министров РСФСР от 26.09.1965 №239 предоставлен в постоянное бессрочное пользование Шкотовской КЭЧ района, в дальнейшем на основании передаточного акта от 18.11.2011 передан ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ, которое непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений МО РФ и осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации полномочий МО РФ в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации, осуществляет учёт имущества, контроль за его использованием и сохранностью. Как следует из основных видов деятельности ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ, кроме прочего, ведёт учёт имущества Вооружённых сил, осуществляет действия по защите имущественных и иных прав в отношении закреплённого имущества, осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооружённых сил, получению кадастровых паспортов и иных документов.

Третье лицо ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ, извещение которому о времени и месте судебного заседания также направлялось по почте, в судебное заседание своего представителя не направило, в представленном ранее отзыве просило отказать в удовлетворении исковых требований в связи с их необоснованностью, указало, что спорный земельный участок, предоставленный Вооружённым Силам РФ, находится в федеральной собственности, функции по управлению которым, а также по распоряжению и сохранности, относятся к исключительной компетенции МО РФ. При этом, ссылаясь на Федеральный закон «Об обороне», п. 1 ст. 209 ГК РФ, Указ Президента РФ от 17.11.2008 №1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом», Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», считают заявленные прокурором требования безосновательными, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность собственника имущества осуществлять кадастровый учёт и регистрационные действия с собственным имуществом.

Привлечённое к участию в деле в качестве третьего лица ФГУП «Федеральное БТИ», извещение о времени и месте судебного заседания которому направлялось по почте, в судебное заседание своего представителя не направило, в представленном письменном пояснении просили рассмотреть дело в отсутствие представителя и сообщали, что ФГУП «Федеральное БТИ» по государственному контракту, заключённому с МО РФ, выполняет работы по оформлению прав собственности на объекты недвижимого имущества и земельные участки, принадлежащие МО РФ. Данные работы по спорному земельному участку не производятся, поскольку участок отсутствует в перечне объектов, указанных в техническом задании к контракту.

Привлечённое к участию в деле в качестве третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» извещение о времени и месте судебного заседания которому направлялось по почте, в судебное заседание своего представителя не направило, против доводов иска не возражало, судом определено о слушании дела в отсутствие представителя указанного третьего лица.

Учитывая неявку в судебное заседание представителя ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, руководствуясь ч. 1 ст. 233 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд определил о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, учитывая пояснение прокурора и представленные письменные пояснения других участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Статьёй 130 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки относятся к недвижимым вещам.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Собственник несёт бремя содержания его недвижимого имущества в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки являются объектами земельных отношений.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленными для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования.

Статьёй 93 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооружённой защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из содержания ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ) следует, что государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом №221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определённая с учётом установленных в соответствии с Федеральным законом №221-ФЗ требований.

Частью 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ предусмотрено, что с заявлениями о постановке на учёт объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

На основании ст. 23 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ постановка на учёт объекта недвижимости, учёт изменений недвижимости, учёт части объекта недвижимости, учёт адреса правообладателя или снятие с учёта объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учёта соответствующего решения об осуществлении кадастрового учёта.

В силу ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ в целях установления границ земельного участка, исключающего дальнейшие притязания на него смежных собственников, составляется межевой план участка, который представляет собой документ, подготовленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определённые внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №1034-р «О единственном исполнителе, оказывающем услуги по проведению землеустроительных работ, работ по постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков, находящихся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования» федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» определён единственным исполнителем, оказывающим услуги по проведению землеустроительных работ, работ по постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков, находящихся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» «землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства…».

По смыслу взаимосвязных положений ст. ст. 9, 13 Федерального закона РФ от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» инвентаризация земель, как разновидность работ по изучению состояния земель при проведении землеустройства, проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешённым использованием земельных участков, других характеристик земель.

Статьёй 4 данного Федерального закона РФ от 18.06.2001 №78-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований проведения землеустройства является судебное решение.

Факт предоставления Распоряжением Совета Министров РСФСР от 26.09.1965 №239 в постоянное (бессрочное) пользование Шкотовской КЭЧ района земельного участка, расположенного в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., сторонами не оспаривался.

Аналогичным образом, сторонами указано и не оспаривался факт передачи имущества квартирно-эксплуатационных частей, в том числе земельных участков, в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2010 №1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации».

На основании передаточного акта от 18.11.2011, согласованного с руководителем Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации Васильевой Е.Н. и утверждённого Министром обороны Российской Федерации Сердюковым А.Э., федеральное государственное учреждение «Шкотовская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ передало, а федеральное государственное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ приняло имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГУ «Шкотовская КЭЧ района» МО РФ, в том числе и указанный спорный земельный участок, находившийся на балансе КЭЧ (п. 56 Приложения №1).

Из представленного с иском информационного письма филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 18.02.2013 следует, что по сведениям автоматизированной информационной системы Государственного Кадастра Недвижимости земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес>, не имеет характеристик, требующихся для идентификации объекта.

В соответствии с вышеназванными требованиями законодательства Российской Федерации и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 №1034-р государственный заказчик – Министерство обороны Российской Федерации, действующее от имени Российской Федерации, в лице директора Департамента имущественных отношений МО РФ (заказчик) и ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации (исполнитель) заключили 21.07.2016 государственный контракт №141/01/21072016 об исполнении услуги по проведению работ по технической инвентаризации, проведению землеустроительных работ, проведению работ по постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков, зданий, строений, сооружений, находящихся у Вооружённых Сил Российской Федерации, только в части проведения кадастровых работ, предусмотренных Контрактом, получению технической, кадастровой и иной документации, в отношении объектов военного недвижимого имущества, проведению оценки объектов движимого военного имущества, проведению оценки объектов недвижимости, находящихся у Вооружённых Сил РФ, а также прав их аренды, проведению оценки прав требования возмещения убытков, причинённых МО РФ в случае незаконного использования объектов недвижимости и движимого военного имущества, проведению оценки вертолётов, судов и самолётов, относящихся к объектам недвижимости, для нужд Министерства обороны РФ.

Состав услуги по земельным участкам, согласованный п. 5.7.3 Контракта, включает в себя проведение кадастровых (межевых) работ.

Пунктом 2.4 Контракта предусмотрено, что началом оказания каждого из видов услуг считается день, следующий за днём получения Исполнителем технического задания в отношении объекта недвижимого имущество, содержащего согласно приложению №4 к Контракту наименование, адрес, площадь, протяжённость объекта.

В соответствии с п. 12. Контракта услуги должны быть оказаны в срок до 02.11.2016, Контракт действует до 31.12.2016, при этом окончание срока действия Контракта не влечёт прекращение неисполненных обязательств Сторон по Контракту.

Суд соглашается с мнением прокурора, что в интересах Российской Федерации, являющейся собственником спорного земельного участка, который отнесён к землям обороны, в целях предупреждения его нерационального использования, использования не по целевому назначению, не в соответствии с разрешённым использованием, а равно для предотвращения угрозы утраты земельного участка, исключения возможного дальнейшего притязания на него иных лиц, в том числе смежных собственников, необходимо проведение землеустроительных и кадастровых (межевых) работ для последующей постановки земельного участка на кадастровый учёт.

Как следует из материалов дела, прокурорской проверкой установлено, что спорный земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учёт, границы его не определены, при этом землеустроительные работы, в том числе в рамках государственного контракта, не проводятся.

Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в целях пресечения нарушения интересов Российской Федерации.

С учётом установленных обстоятельств и приведённого правового обоснования, суд признает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования военного прокурора Николаевского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации об исполнении обязанности в натуре – о проведении землеустроительных работ по земельному участку, расположенному в <адрес>, – удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать в рамках заключённого государственного контракта проведение ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» кадастровых (межевых) работ, а равно проведение землеустроительных работ земельного участка, расположенного в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для установления границ земельного участка, постановки данного земельного участка на кадастровый учёт, составления межевого плана земельного участка, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья

Д.В. Денисов

2-854/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
ВОЕННЫЙ ПРОКУРОР ГАРНИЗОНА БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ
Ответчики
Директор департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ
Министр обороны Российской Федерации
Другие
Руководитель ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественнх отношений МО РФ"
Суд
Фокинский городской суд Приморского края
Дело на странице суда
fokinsky.prm.sudrf.ru
21.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.09.2016Передача материалов судье
23.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2016Судебное заседание
25.10.2016Судебное заседание
29.11.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее