Дело № 2-66/2019 (2-1577/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2019 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре судебного заседания Смирновой О.А., с участием истца Ивонина А.А., представителя ответчика Зинченко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску Ивонина А.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконным, обязании включить периоды в специальный и страховой стаж,
У С Т А Н О В И Л:
Ивонин А.А. обратился в суд к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) (далее – УПФР в г. Губахе) с иском о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязании включить периоды отбывания исправительных работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период получения пособия по безработице в специальный и страховой стаж, мотивировав требования тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в службе занятости в качестве безработного, получал соответствующее пособие, однако, истцом в страховой стаж включен только период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без указания причин. Считает, что в страховой стаж подлежит включению весь период получения пособия по безработице. В части обоснования иска о необходимости включения в специальный стаж периода отбывания исправительных работ указывает на то, что в период отбывания исправительных работ он работал стволовым с полным рабочим днем на шахте «Центральная», после осуждения продолжал работать по прежней должности, условия труда не изменились, из заработной платы производились удержания в размере 15% ежемесячно. Согласно поправке в ИТК РСФСР, которая изменила ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, в общий трудовой стаж стал засчитываться период отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы. Однако, по мнению истца, исправительные работы, которые он отбывал не являлись отбыванием наказания с лишением свободы, поэтому считает, что ссылка ответчика на указанную норму неправомерна. Кроме того, согласно ст. 106 УИК РФ для лиц, отбывающих наказание в виде исправительных работ по месту основной работы на основании приговора суда может быть засчитан период работы и до 1992 года. На тот период, согласно ст. 368 УПК РФ, при условии добросовестной работы и примерного поведения, период исправительных работ может быть включен в общий стаж на основании определения суда. Ивонин А.А. нарушений трудовой дисциплины не имел, свои трудовые обязанности выполнял безупречно. В настоящий момент абз. 4 ст. 368 УПК РСФСР заменен словами ст. 397 УПК РФ, т.е. истец имеет основания для зачета периода исправительных работ в стаж работы в связи с добросовестной работой на производстве.
В судебном заседании Ивонин А.А. исковые требования уточнил, просил решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № признать незаконным, обязать ответчика включить в его общий страховой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве безработного ГКУ «Центр занятости населения г. Губахи Пермского края», в общий и специальный страховой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – исправительные работы по месту основной работы в должности стволового с полным подземным рабочим днем в шахте «Центральная» ПО «Кизелуголь». Доводы иска поддержал. Также просил считать правильным наименование ответчика - Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное).
Представитель ответчика Зинченко А.А. исковые требования не признала по доводам письменных возражений.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в ред. на момент обращения за назначением пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 14 этого же Федерального закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "а" п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
В силу пунктов 11, 37 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии с п. 60 Правил, записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Аналогичные положения содержались и в пункте 1 статьи 10, пункте 1 статьи 13Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а также пункте 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555.
Таким образом, основным документом, подтверждающим периоды работы гражданина является его трудовая книжка и справки, выдаваемые соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Как установлено судом и следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Ивонин А.А. обратился в УПФР в г. Губахе за назначением досрочной страховой пенсии по старости по пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда не менее 8 лет. Решением начальника УПФР в г. Губахе от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа не менее 8 лет, страхового стажа – 20 лет, наличия индивидуального пенсионного коэффициента – не менее 30. Согласно подсчетам пенсионного органа страховой стаж истца составил 17 лет 07 месяцев 06 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации 2-П от ДД.ММ.ГГГГ – 18 лет 02 месяца 29 дней, в т.ч. специальный стаж по Списку № – 7 лет 5 месяцев 01 день. В страховой и специальный стаж не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – исправительные работы. Согласно записи № в трудовой книжке ответчика: время работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитывается в общий и непрерывный стаж (приказ по шахте №-к от ДД.ММ.ГГГГ). Также УПФР в г. Губахе не включен в страховой стаж истца период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве безработного, поскольку органами службы занятости на Ивонина А.А. индивидуальные сведения были сданы только по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Указанные обстоятельства кроме пояснений участников процесса подтверждаются следующими письменными доказательствами: копией трудовой книжки; решениями от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии Ивонину А.А.; справками ЦЗН г. Губахи № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №; копией приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ по шахте «Центральная» ПО «Кизелуголь»; копией приговора от ДД.ММ.ГГГГ; заявлением о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Истец не согласен с решением ответчика в части отказа во включении в специальный и страховой стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - времени отбывания наказания в виде исправительных работ без лишения свободы.
Суд находит доводы истца в указанной части ошибочными ввиду следующего.
Согласно ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР ДД.ММ.ГГГГ, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке.
При условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда в порядке, который устанавливался статьей 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
Из материалов дела следует, что в трудовой книжке Ивонина А.А. имеется запись о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он отбывал наказание в виде исправительных работ.
Поскольку исправительные работы по приговору суда Ивонин А.А. отбывал в период действия прежней редакции ч. 4 ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, для решения вопроса о включении времени отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж в порядке ст. 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в суд не обращался и соответствующее судебное постановление судом не принималось, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца к пенсионному органу о включения спорного периода в общий и специальный страховой стаж, не имеется.
Данная позиция соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2007 года, (вопрос 16).
Удержание из заработной платы 10% по приговору суда, а также подоходного налога в доход государства в указанный период не имеет юридического значения для разрешения дела.
Ссылка Ивонина А.А. на то, что в настоящее время в законодательстве отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в стаж периода отбывания наказания в виде исправительных работ, не состоятельна, ввиду следующего.
Законом Российской Федерации от 12.06.1992 N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" часть 4 статьи 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР изложена в новой редакции, согласно которой время отбывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 12.06.1992 N 2989-1 указанный Закон введен в действие с момента его опубликования, за исключением изменений в статью 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР.
При этом ни сам Закон РФ от 12.06.1992 N 2988-1, ни Постановление Верховного Совета РФ о порядке введения в действие указанного Закона, не содержат указаний о придании ему обратной силы, а, следовательно, время отбывания исправительных работ без лишения свободы подлежит включению в общий трудовой стаж осужденного только в том случае, когда этот период работы имел место после вступления в силу Закона РФ от 12.06.1992 N 2988-1, а именно: после 21.07.1992 - даты официального опубликования настоящего Закона. В данном случае же имеет место период до ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Как указано выше, до указанной даты законом требовалось наличие соответствующего судебного постановления, выносимого в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, которое у истца отсутствует.
Разъяснение Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. N 5 о включении в специальный трудовой стаж периодов отбывания наказания в виде исправительных работ дано с учетом изменений, внесенных в ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР и не может распространяться на периоды работы до 21.07.1992 года.
Вместе с тем, суд находит обоснованными требования Ивонина А.А. в части обязания УПФР в г. Губахе включить в его страховой стаж период получения им пособия по безработице в силу следующего.
Орган службы занятости населения представляет сведения о периодах, включаемых в страховой стаж граждан, признанных в установленном порядке безработными, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший указанный орган службы занятости населения, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированного) учете, в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы).
В последнем абзаце пп. 11 п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона определено, что сведения, указанные в настоящем пункте, о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированного) учете, в системе обязательного пенсионного страхования" органы службы занятости в отношении безработных приравнены к понятию "страхователь".
Как установлено судом, при обращении за назначением пенсии Ивонин А.А. представил ответчику справку от ДД.ММ.ГГГГ № ЦЗН <адрес>, согласно которой, он, в т.ч. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в качестве безработного и получал соответствующее пособие.
Однако, пенсионный орган, руководствуясь исключительно выпиской из индивидуального лицевого счета истца, в которой на дату обращения за назначением пенсии были указаны сведения о страховом стаже истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, включил в его страховой стаж только период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не может согласиться с такими выводами ответчика, поскольку из анализа норм пенсионного законодательства следует, что назначение пенсии носит заявительный характер и связано не только с моментом обращения с таким заявлением, но и с представлением всех необходимых документов для назначения пенсии.
Необходимые для назначения пенсии сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования предоставляются территориальным органом Пенсионного фонда дополнительно к документам заявителя в соответствии с правилами обмена информацией между его службами, определяемыми Пенсионным фондом.
Роль заявителя в этом случае рассматривается как роль лица, контролирующего действия работодателя или иных служб по соблюдению законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Действительно, в имеющейся выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на момент обращения Ивонина А.А. за назначением пенсии, отсутствовали сведения о получении им пособия по безработице в Центре занятости населения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, как указано выше, при обращении за назначением пенсии истец представил ответчику справку от ДД.ММ.ГГГГ № ЦЗН <адрес> о периодах, когда он состоял в качестве безработного и получал соответствующее пособие. В справке также указано на то, что в т.ч. весь период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачислению в страховой стаж Ивонина А.А. Указанная справка содержит основание выдачи, дату, номер, подпись должностного лица ее выдавшего и печать учреждения. Сомневаться в достоверности содержащейся в ней информации не имеется, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств дела и норм пенсионного законодательства, разрешая исковые требования Ивонина А.А. в этой части суд исходит из того, что, поскольку на момент обращения за назначением пенсии правом на включение всего периода получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец обладал, УПФР в г. Губахе владело полной информацией о периодах получения последним пособия по безработице, то отсутствие в Пенсионном фонде сведений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ об индивидуальном (персонифицированном) учете на момент обращения за назначением пенсии не может быть поставлено в вину Ивонину А.А., поскольку обязанность предоставления указанных сведений возложена на страхователя (работодателя), а, контроль за их перечислениями на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вместе с тем, в любом случае включение указанного периода в общий страховой стаж истца не дает ему права на досрочное назначение страховой пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Поскольку решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, которое истец просит признать незаконным, постановлено отказать ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа не менее 8 лет, страхового стажа – 20 лет, наличия индивидуального пенсионного коэффициента – не менее 30 и с учетом включения в страховой стаж Ивонина А.А. периода получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, требуемые обязательные условия также не выполняются, то отсутствуют правовые основания для признания упомянутого решения пенсионного органа незаконным. В этой части иска Ивонину А.А. следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ивонина А.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) включить в общий страховой стаж Ивонина А.А. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве безработного в ГКУ «Центр занятости населения г. Губахи Пермского края».
В удовлетворении оставшейся части исковых требований Ивонина А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Губахинский городской суд Пермского края.
Мотивированное решение суда изготовлено 25 января 2019 года.
Председательствующий: И.А. Мухтарова