Дело № 2-519/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рузаевка 05 мая 2015г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Аброськина Н.А.,
при секретаре Кожаевой Л.В.,
с участием истицы ФИО2,
представителя истицы адвоката Афанасьева С.В., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчиков: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>,
<данные изъяты>
<данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, о признании недействительным решения Рузаевского Совета народных депутатов о включении жилых помещений в число служебных, о признании приобретшей право пользования жилым помещением по договору социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к <данные изъяты>, <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты> о признании недействительным решения <данные изъяты> о включении жилых помещений в число служебных, признании приобретшей право пользования жилым помещением по договору социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обосновании исковых требований в заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ ее мужу ФИО5 на семью из двух человек: ФИО5 и ФИО2, КЭЧ <адрес> Приволжского военного округа был выдан ордер на право занятия однокомнатной квартиры, общей площадью 33,7 кв.м, в том числе жилой площадью 17,4 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>-2, №, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер. В настоящее время в вышеуказанном жилом помещении она зарегистрирована одна. ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации городок № ФГУ 741 медицинского склада ПУрВО МО РФ (<адрес>-2) объявлен открытым. При обращении в <данные изъяты> ей в передаче в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации отказано по тем основаниям, что квартира является служебной и исключение жилых помещений из специализированного жилого фонда прекращено. С целью приобретения права собственности на вышеуказанную квартиру в 2012 году она вновь обратилась в <данные изъяты>. Однако ей был получен отказ по причине отсутствия доверенности действовать от имени России, отсутствия согласия собственника и отсутствия в Минобороны России процедуры передачи жилья в собственность. В спорной квартире она зарегистрирована и проживает более 30 лет, пользуются им, оплачивают коммунальные услуги, обеспечивают сохранность помещения, что свидетельствует о том, что они фактически проживают в жилом помещении на условиях договора социального найма. Кроме того, квартира была предоставлена ей и ее супругу на основании ордера, в котором отсутствует отметка о том, что жилое помещение является служебным либо предоставлено на период военной службы в воинской части. В спорную квартиру они с мужем вселились в 1980 году, а решение исполкома <адрес> Совета народных депутатов о наделении жилого помещения статусом «служебное» принято ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем считает данное решение незаконным и подлежащим отмене. Вместе с тем отказы в передаче занимаемого жилого помещения в собственность лишают ее конституционного права на жилище и права на участие в приватизации жилья.
Просит суд: признать ее приобретшей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>-2, <адрес>,
<адрес>, <адрес>, по договору социального найма; признать недействительным решение исполкома <адрес> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ в части присвоения статуса «Служебное жилое помещение» квартире по вышеуказанному адресу и признать за ней право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.
В судебное заседание истица ФИО2 не явилась. О дне, месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя. Исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель истицы адвокат Афанасьев С.В., действующий на основании ордера, просил заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика <данные изъяты> надлежащим образом извещенная о дне, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. Согласно поступившему заявлению просит рассмотреть дело без ее участия. Заявленные исковые требования признает в полном объеме.
Надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного разбирательства представитель ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени судебного разбирательства извещен своевременно.
Надлежащим образом извещенное о дне, месте и времени судебного разбирательства <данные изъяты> в судебное заседание своего представителя не направило по неизвестным причинам.
Представитель ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика <данные изъяты> надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился.
Суд, учитывая, что лица, участвующие в деле, распоряжаясь по своему усмотрению своими процессуальными правами, сами решают, являться им в судебное заседание (направлять ли в суд своих представителей) или нет и вправе просить суд рассмотреть дело в их отсутствие (статья 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения представителя истицы, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждено материалами гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ <адрес> Приволжского военного округа выдала ФИО5 на семью из двух человек: ФИО5 и ФИО2 ордер на право занятия однокомнатной квартиры общей площадью 33,7 кв.м, в том числе жилой площадью 17,4 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>-2, в/ч 67754, <адрес> (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер (л.д. 12).
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ФИО2 зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 9), а также сведениями, имеющимися в паспорте истицы (л.д. 6-7).
Правом на приватизацию спорного жилого помещения истица не воспользовалась (л.д. 11).
При обращении по вопросу приватизации спорного жилого помещения, в заключении договора приватизации ФИО2 было отказано по причине того, что спорная квартира является служебной, а исключение жилых помещений из специализированного жилого фонда не возможно. Кроме того, в Министерстве обороны Российской Федерации процедура передачи жилья в собственность не предусмотрена (л.д.20).
Разрешая по существу заявленный иск, суд принимает во внимание следующее.
На основании Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на оформление в собственность занимаемого жилого помещения имеет любой гражданин Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены указанным Законом. Из норм статьи 2 данного Закона следует, что право на бесплатную приватизацию жилья имеют лишь те граждане, которые получили и занимают эти жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения (статья 4 указанного Закона).
При решении вопроса о наличии у спорного жилого помещения специализированное (служебное), в силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд исходит из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Согласно статье 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения истицы в спорную квартиру, ордер на жилое помещение являлся единственным основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Указанное положение Жилищного кодекса РСФСР дублировалось также во Временном положении о фонде служебных жилых помещений и порядке обеспечения служебной жилой площадью в Вооруженных Силах, утвержденном распоряжением заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24.02.1997г. № 156/1/327.
Также пунктом 31 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975г. № 285, предусматривалось, что заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Таким образом, в случае предоставления жилого помещения в установленном порядке в период действия Жилищного кодекса РСФСР, факт включения жилого помещения в число служебных должен подтверждаться только решением местной администрации.
В рассматриваемом случае, решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, 16 квартир в <адрес>, 60 квартир в <адрес> 60 квартир в <адрес> на территории войсковой части № включены в число служебных жилых помещений, тем самым включены в специализированный жилой фонд Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 15).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р <адрес>-2 Республики Мордовия (номер военного городка - 8) был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков
Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы России и органов федеральной службы безопасности России.
Впоследствии на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № № <адрес>-2 исключен из перечня закрытых военных городков.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № жилые дома №№ 105, 111, 113 на территории войсковой части № закреплены на праве оперативного управления за <данные изъяты>.
Согласно акту приемки-передачи жилого фонда войсковой части № военного городка № <адрес> гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ года, жилые <адрес>, № 111, № переданы на баланс <данные изъяты>.
В настоящее время жилое помещение по адресу: <адрес>-2, <данные изъяты>, <адрес> находится на обслуживании филиала <данные изъяты>
Следовательно, на момент предоставления семье ФИО7 на основании ордера <адрес> в <адрес>-2 <данные изъяты>, указанное жилое помещение не являлось служебным и не было признано таковым в установленном законом порядке.
В ордере на право занятия спорной квартиры, который недействительным не признан, отсутствуют сведения о том, что предоставляемое жилое помещение имеет статус специализированного («служебного»). Кроме того, ордер является документом, на основании которого производится вселение лиц в жилое помещение, а не решением об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Договор найма служебного жилого помещения с истицей не заключался. На момент вселения истицы в квартиру, данное жилое помещение располагалось в военном городке, не имеющем статус закрытого.
Таким образом, решение о присвоении статуса служебного жилого помещения принято в отношении жилого помещения, фактически занимаемого семьей истицы.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, а также принимая во внимание, что истица ФИО2 на протяжении длительного времени зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении, несет бремя его содержания, в связи с чем суд приходит к выводу, что истица приобрела право пользования жилым помещением на условиях социального найма с момента фактического вселения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и с указанного времени пользуются квартирой на условиях договора социального найма, который не расторгался и недействительным не признавался.
Вместе с тем, отсутствие письменного договора социального найма не препятствует осуществлению истицей прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно статьи 4 комментируемого Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд считает, что спорная квартира по адресу: <адрес>-2, <адрес>, <адрес> на момент ее предоставления семье истицы не являлась служебной и расположена в городке Рузаевка-2, исключенном из перечня закрытых военных городков. Ранее указанное жилое помещение находилось в оперативном управлении Пензенской КЭЧ Минобороны России, в настоящее время находится на обслуживании филиала <данные изъяты> Право пользования спорным жилым помещением по договору социального найма возникло у ФИО2 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Спорная квартира в собственность в порядке приватизации не передавалась, истица участия в приватизации данного жилья не принимала.
Как следует из сообщения Территориального управления Росимущества в <адрес>, информация об объекте недвижимого имущества - жилом помещении по адресу: <адрес>-2, <адрес> <адрес>, в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется Территориальным управлением в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», отсутствует (л.д. 77).
Принимая во внимание, что сведения о порядке приватизации занимаемого истицей жилья отсутствуют, суд считает, что Министерством обороны Российской Федерации порядок принятия решений о приватизации жилья не определен, несмотря на то, что такое право граждан предусмотрено законом. Следовательно, имеются законные основания для удовлетворения требования истицы о признании за ней права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем признания права. Необходимость в данном способе защиты возникает и в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного права не может быть им реализовано по независящим от него причинам.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (пункт 71 Положения).
Конкретные его функции по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», в том числе управление федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключению жилых помещений из указанного фонда.
Таким образом, закрепление недвижимого имущества, приобретенного Министерством обороны Российской Федерации и являющегося в силу закона федеральной собственностью, за подведомственными организациями осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.11.2010 № 1550, обязанность по организации закрепления приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления за подведомственными Министерству обороны Российской Федерации организациями возложена на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2.2 названной Инструкции). Указанную работу Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации может осуществлять через подчиненные территориальные управления.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Обязанность по государственной регистрации недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) за подведомственными Министерству обороны Российской Федерации организациями, возлагается на указанные организации - территориальные управления Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которые обязаны в установленном порядке совершить действия по государственной регистрации прав на закрепленное за ними недвижимое имущество.
Вместе с тем, отсутствие зарегистрированного права оперативного управления (хозяйственного ведения) при наличии обязанности по совершению необходимых действий для соответствующего оформления такого права не может являться законным основанием для отказа в реализации права на приватизацию предоставленного на условиях договора социального найма жилого помещения.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации от 24.08.1993г. №8 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» исходя из смысла преамбулы и частей 1 - 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.
Пункт 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусматривает, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»
наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Возможность признания права собственности за занимаемое истицей жилое помещение в порядке гражданского судопроизводства разъяснена в письме <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что до настоящего времени спорная квартира в муниципальную собственность не передана.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отсутствие порядка приватизации жилых помещений, расположенных в населенных пунктах, ранее имевших статус закрытых военных городков, и предоставленных для проживания на условиях договора социального найма до присвоения им статуса «служебное», при бездействии уполномоченных органов по передаче жилого фонда в муниципальный орган или разработке механизма реализации прав граждан на приватизацию, не может повлечь ущемления права граждан иметь в собственности жилое помещение.
Таким образом, требование ФИО2 о признании права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Оспариваемое решение исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении статуса служебного жилого помещения - 16 квартир в <адрес>, 60 квартир в <адрес>, 60 квартир в <адрес> на территории войсковой части № 67754, принято, в том числе, и в отношении <адрес>, фактически занятой истицей на условиях договора социального найма, на что отсутствовали правовые основания.
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление <данные изъяты> и признано незаконным решение <данные изъяты> от
15.10.2010г. № «Об исключении из числа служебных квартир в жилых домах № 44, 105, 111, 113, расположенных по адресу: <адрес>-2, <данные изъяты>, <адрес>» (л.д. 82-86).
Указанным решением суда установлено, что решение <данные изъяты> от <адрес>. № о включении в число служебных жилых помещений домов №№ 105, 111, 113, расположенных на территории войсковой части № 67754, было вынесено в соответствии с действующим на тот момент времени законодательством и в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий.
Таким образом, не имеется оснований для признания указанного решения Рузаевского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, в связи с чем исковые требования ФИО2 в данной части удовлетворению не подлежат. Указанное обстоятельство не влияет на обоснованность остальных заявленных истицей требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать ФИО2 приобретший право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>-2, <адрес>, <адрес>, по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО2 право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>-2, <адрес>, <адрес>
В удовлетворении требования о признании недействительным решения Рузаевского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ о включении жилых помещений в число служебных, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Рузаевского районного суда
Республики Мордовия Н.А.Аброськин
Справка: решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья