№
26RS0№-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зеленокумск 17 декабря 2018 года
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Кечековой В.Ю.,
при секретаре Шамалюк О.В.,
с участием: истцов Погореловой Е.С. и Погорелова Е.А.,
представителя ответчика - администрации Советского городского округа Сисенко А.В., действующей на основании доверенности № 52 от 10.01.2018,
представителя третьего лица ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Бойко Н.С., действующей на основании доверенности 1/37-27 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Погореловой Е.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, Погорелова Е.А. к администрации Советского городского округа <адрес>, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 01.07.2018, возложении обязанности включить в список граждан, проживающих на территории Советского городского округа Ставропольского края, пострадавших в результате ЧС 01.07.2018, на получение единовременной выплаты,
установил:
Погорелова Е.С., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 и Погорелов Е.А. обратились в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ Погорелова Е.С. обратилась с заявлением в администрацию Советского городского округа <адрес> о включении ее и членов ее семьи ФИО4, ФИО1 и Погорелова И.Е. в список граждан, проживающих на территории муниципального образования Советского городского округа, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации –ливневого дождя и шквалистого ветра, произошедшей 01.07.2018 на территории Советского городского округа, на получение единовременной выплаты, так как жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, оказался в зоне ЧС. В результате ЧС домовладение имеет повреждения: повреждена кровля крыши, разбито 27 листов шифера, что привело к размоканию и частичному обрушению потолков в спальне, ванной комнате, и двух коридорах, а также к отслоению обоев на межкомнатных стенах, обрушение штукатурки.
При этом ей и членам её семьи отказано во включении в список на получение единовременной материальной помощи в связи с тем, что в указанном домовладении отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане, в том числе она и ее члены семьи не имеют регистрации по адресу: <адрес>, и было рекомендовано обратиться в суд для установления факта постоянного проживания по данному адресу.
Постановлением администрации Советского городского округа Ставропольского края № 833 от 02.07.2018 «Об утверждении Перечня домовладений и социальных объектов, пострадавших в результате ЧС на территории Советского городского округа Ставропольского края» их домовладение по адресу: <адрес>, включено в перечень пострадавших домовладений.
В данном домовладении она и члены ее семьи проживают с декабря 2013 года и по настоящее время. Поскольку они постоянно проживают по данному адресу, в пострадавшем в результате ЧС домовладении, то имеют право на получение единовременной материальной помощи. Отсутствие регистрации по месту жительства в домовладении, оказавшемся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в иске. По смыслу закона РФ № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства является административным актом, и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению, в котором у него имеется регистрация. Согласно ст. 20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Истцы Погорелова Е.С. и Погорелов Е.А. в судебном заседание исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Советского городского округа Сисенко А.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, если будет доказано их постоянное проживание в пострадавшем домовладении по адресу: <адрес>.
Ответчик - Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> просит дело рассмотреть в отсутствие его представителя, представил отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просит в удовлетворении исковых требований истцам отказать, поскольку ими не представлены достаточные письменные доказательства факта постоянного проживания, а справка уличного комитета не может считаться достаточным доказательством к установлению спорного факта.
Представитель третьего лицо - ГУ МЧС по Ставропольскому краю Бойко Н.С., в судебном заседание оставила разрешение иска на усмотрение суда.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, а также мнения присутствующих сторон, находит возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика - Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
Заслушав доводы сторон, объяснения свидетеля, исследовав материалы настоящего гражданского дела, доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции РФ отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «з» части 1).
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Закона Ставропольского края от 10.04.2006 № 19кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и ветеранов Великой Отечественной войны», гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного техногенного характера в Ставропольском крае, выплачиваются единовременные денежные выплаты.
Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подп. «а» и «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» целью которого согласно ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 02.06.2006 № 84-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и ветеранов Великой Отечественной войны» утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки пострадавшим гражданам.
Согласно постановлению администрации Советского городского округа Ставропольского края от 02.07.2018 № 820 с 08 часов 30 минут 02.07.2018 был введен режим чрезвычайной ситуации функционирования Советского звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
В соответствии с Решением Совета депутатов Советского городского округа Ставропольского края от 16.08.2018 № 166 «Об оказании социальной помощи отдельным категориям граждан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Советского городского округа Ставропольского края 01.07.2018» осуществляется оказание социальной помощи собственнику жилья в виде единовременной денежной выплаты в размере 50000 рублей на пострадавшее жилое помещение.
Решением Совета депутатов Советского городского округа Ставропольского края определен механизм реализации выше указанного решения, в соответствии с которым социальная помощь предоставляется гражданам при одновременном соблюдении всех ниже перечисленных условий: жилые помещения, собственниками которых они являются, пострадали в результате ЧС; имеется заключение комиссии по оценке ущерба, нанесенного неблагоприятными природными явлениями, об установлении факта повреждений жилого помещения в результате ЧС; пострадавшие жилые помещения находятся в составе перечня домовладений и социальных объектов, расположенных на территории Советского решения городского округа Ставропольского края, пострадавших в результате ЧС, произошедшей 01.07.2018; граждане являются собственниками пострадавших жилых помещений, собственниками долей пострадавших жилых помещений.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение социальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей на территории Советского городского округа Ставропольского края 01.07.2018, граждане включаются в списки на получение указанной социальной помощи на основании принятых судебных решений.
Согласно карточки лицевого счета № СК «Ставрополькоммунэлектро» участок Зеленокумск филиал Зеленокумский, Погорелова Е.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный факт подтверждается и договором № о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, заключенным между АО «Зеленокумсрайгаз» и Погореловой Е.С.
Согласно акту уличного комитета от ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи Погореловой Е.С. составляет 4 человека: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые с декабря 2013 года не проживают по адресу:
<адрес>.
Согласно акту уличного комитета <адрес>, состав семьи Погореловой Е.С. составляет 4 человека: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Погорелов И.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые с декабря 2013 года постоянно проживают по адресу: <адрес>.
Из Акта обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ЧС, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, принадлежащего Погореловой Е.С. следует, что имеются повреждения: повреждение шиферной кровли, замокание потолков, стен.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Советского городского округа <адрес> отказала Погореловой Е.С. и членам ее семьи во включении в список граждан, проживающих на территории муниципального образования Советского городского округа <адрес>, пострадавших в результате ЧС, ливневого дождя и шквалистого ветра, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия у них регистрации по адресу: <адрес>.
Факт постоянного проживания семьи Погореловой Е.С. по адресу:
<адрес> подтверждается медицинскими документами на несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1, квитанциями об оплате коммунальных платежей по домовладению, расположенному по адресу: <адрес>, а также показаниями свидетеля.
Так, свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснила, что является соседкой семьи Погореловых, она проживает в <адрес> по
<адрес> с 2014 года. На момент ее начала проживания по указанному адресу, семья Погореловых в <адрес> уже проживала. Семья Погореловых проживают по данному адресу постоянно, семья состоит из четверых человек - Погорелова Е.С., Погорелов Е.А. и дети - двое мальчиков 4 и 14 лет ФИО2 и ФИО1
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку факт постоянного проживания свидетеля подтверждается отметкой в паспорте о месте ее регистрации по месту жительства, а также пояснения свидетеля согласуются с материалами дела.
Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14-ти лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов.
Таким образом, судом установлено, что на момент чрезвычайной ситуации, имевшей место ДД.ММ.ГГГГ на территории Советского городского округа <адрес>, семья Погореловой Е.С., в том числе несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 действительно проживали и проживают по настоящее время на территории Советского городского округа вместе с родителями в пострадавшем жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
В этой связи отсутствие регистрации по месту жительства, с учетом нормы ст. 20 ГК РФ, не может являться в силу приведенных выше положений, основанием для отказа во включении в списки на получение единовременных выплат, поскольку при таком подходе право лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение социальной поддержки от государства оказалось бы теоретическим и иллюзорным, а не практическим и эффективным, что противоречило бы требованиям статей 2, 7, 18 и 19 Конституции Российской Федерации и является недопустимым ни при каких обстоятельствах.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Погореловой Е.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, Погорелова Е.А. к администрации Советского городского округа <адрес>, Министерству труда и социальной защиты населения <адрес> об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в список граждан, проживающих на территории Советского городского округа Ставропольского края, пострадавших в результате ЧС ДД.ММ.ГГГГ, на получение единовременной выплаты, удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Погореловой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Погорелова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетних детей - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории Советского городского округа <адрес> в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, Советский городской округ, <адрес>.
Признать ФИО4, ФИО3, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - ливневого дождя и шквалистого ветра, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории Советского городского округа <адрес>.
Обязать администрацию Советского городского округа <адрес> включить Погорелова Е.А., Погорелову Е.С., действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 в список граждан, проживающих на территории Советского городского округа Ставропольского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - ливневого дождя и шквалистого ветра, произошедшего 01.07.2018 на территории Советского городского округа Ставропольского края, на получение единовременной выплаты.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Советский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда, в соответствии со ст. 199 ГПК РФ, изготовлено в окончательной форме 19.12.2018 года.
Судья В.Ю. Кечекова