К делу №2-293-2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 31 марта 2015 года
Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Шумаковой Е.Н., с участием старшего помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Власенко А.Б., представителя заинтересованного лица администрации Бойкопонурского сельского поселения Калининского района Краснодарского края по доверенности Брежнева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления в сфере сохранения объектов культурного наследия незаконным.
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Калининского района Краснодарского края обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления в сфере сохранения объектов культурного наследия незаконным, в которому указал, что в преддверии празднования 70-летней годовщины победы в Великой Отечественной войне прокуратурой Калининского района во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Установлено, что на основании Закона Краснодарского края от 04.07.2006 года №1059 «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Калининский район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Калининский район, в состав которого они входят», Бойкопонурскому сельскому поселению переданы следующие объекты культурного наследия: обелиск воинам, государственный номер 1360, расположенный в ст.Андреевской; братская могила красноармейцев, погибших в годы Гражданской войны, государственный номер 1361, расположенная на территории МБОУ СОШ №8 в ст.Андреевской; братская могила советских воинов, государственный номер 1362, расположенная на кладбище ст.Андреевской; братская могила советских воинов, государственный номер 1363, расположенная на территории МБОУ СОШ №8 в ст.Андреевской; братская могила советских воинов, государственный номер 1365, расположенная около здания правления СПК (колхоза) «Дружба» в х.Бойкопонура; братская могила советских воинов, государственный номер 1366, расположенная около здания правления СПК (колхоза) «Дружба» в х.Бойкопонура.
В соответствии с ч.4 ст.99 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной срок в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Согласно ч.ч.1,3,4 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 года №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с ч.4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 №315, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии с п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 25.06.2002 года №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон детально регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 года №315.
Ранее в целях устранения указанных выше нарушений закона прокуратурой района главе администрации сельского поселения 27.02.2013 года вносилось представление №7-01/1424. Вместе с тем, каких - либо мер, направленных на разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия администрацией сельского поселения до настоящего времени не производилось. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, прокурор просит суд:
1.Признать незаконным бездействие администрации Бойкопонурского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных в границах Бойкопонурского сельского поселения.
2.Обязать администрацию Бойкопонурского сельского поселения устранить нарушения требований законодательства об объектах культурного наследия путем разработки проектов зон охраны указанных объектов, перечень которых отражен в Законе Краснодарского края от 04.07.2006 года №1059 «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Калининский район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Калининский район, в состав которого они входят», расположенных в границах Бойкопонурского сельского поселения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского района Власенко А.Б. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель администрации Бойкопонурского сельского поселения по доверенности Брежнев А.В., в судебном заседании не имел возражений по заявленным требованиям.
Рассмотрев заявление, выслушав старшего помощника прокурора и представителя администрации поселения, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно представлению прокурора Калининского района Карпенко А.С. от 27.02.2013 года №07-01/1424 в адрес главы администрации Бойкопонурского сельского поселения, прокурором было указано, что в ходе проведенной по заданию прокуратуры Краснодарского края прокурорской проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, было установлено, что на основании Закона Краснодарского края от 04.07.2006 года №1059 «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Калининский район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Калининский район, в состав которого они входят», Бойкопонурскому сельскому поселению были переданы объекты культурного наследия, перечень которых отражен в настоящем заявлении и.о. прокурора. В ходе указанной прокурорской проверки был установлен факт несоблюдения должностными лицами администрации Бойкопонурского сельского поселения требований ч.4 ст.99 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.7 и ч.ч.1,3,4 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 года №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 года №315, выразившийся в непринятии администрацией сельского поселения каких-либо мер, направленных на разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, не проведение которых способствует проведению строительных, земляных, дорожных работ в пределах территории памятников и дальнейшему нарушению целостности и сохранности указанных объектов. В представлении прокурор потребовал принять исчерпывающие меры к устранению приведенных в представлении нарушений и недопущению их впредь (л.д.4-6).
Согласно сообщению главы Бойкопонурского сельского поселения Калининского района от 05.04.2013 года на имя прокурора, по итогам рассмотрения представления прокурора Калининского района от 27.02.2013 года №07-01/1424, глава поселения сообщил, что с МУП Калининского района «Калининский земельный центр» заключен договор подряда от 04.04.2013 года на выполнение работ по территориальному землеустройству в целях постановки на кадастровый учет земельного участка под объектами культурного наследия, с приведением в сообщении перечня этих объектов, в отношении которых было вынесено представление прокурора. Также сообщено, что заместитель главы Бойкопонурского сельского поселения Иващенко В.В. привлечен к дисциплинарной ответственности (л.д.7,8).
Согласно распоряжению главы Бойкопонурского сельского поселения Калининского района от 27.03.2013 года, по итогам рассмотрения представления прокурора Калининского района от 27.02.2013 года №07-01/1423, за нарушение действующего законодательства, заместителю главы Бойкопонурского сельского поселения Иващенко В.В. объявлен выговор (л.д.9).
Согласно объяснению главы Бойкопонурского сельского поселения Беспальченко С.И. на имя и.о. прокурора Калининского района Шевченко М.С. от 09.02.2015 года, глава поселения указал, что границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) - военные мемориалы, памятники участникам ВОВ, расположенных в границах сельского поселения, в настоящее время не разработаны ввиду дефицита денежных средств (л.д.10,11).
Суд учитывает, что согласно ч.4 ст.99 ЗК РФ, в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям п.п.1,3,4 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Границы зон охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 года №315, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Согласно приложению №5 в ст.1 Закона Краснодарского края от 04.07.2006 года №1059-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Калининский район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Калининский район, в состав которого они входят» в состав имущества сельского поселения переданы следующие объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации: обелиск воинам, государственный номер 1360, расположенный в ст.Андреевской; братская могила красноармейцев, погибших в годы Гражданской войны, государственный номер 1361, расположенная на территории СОШ №8 в ст.Андреевской; братская могила советских воинов, государственный номер 1362, расположенная на кладбище ст.Андреевской; братская могила советских воинов, государственный номер 1363, расположенная на территории СОШ №8 в ст.Андреевской; братская могила советских воинов, государственный номер 1365, расположенная около здания правления СПК (колхоза) «Дружба» в х.Бойкопонура; братская могила советских воинов, государственный номер 1366, расположенная около здания правления СПК (колхоза) «Дружба» в х.Бойкопонура.
Согласно п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В свою очередь, в судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что администрацией Бойкопонусркого сельского поселения в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства, не принято мер, направленных на разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия переданных сельскому поселению в соответствии с Законом Краснодарского края от 04.07.2006 года №1059-КЗ, расположенных в границах сельского поселения, при этом не проведение таких мер фактически является незаконным бездействием, которое влечет возможность проведения строительных, земляных и дорожных работ в пределах территории памятников без соблюдения их границ и правового статуса, как объектов культурного наследия, влекущих нарушение целостности и сохранности указанных объектов. Наличие указанных прокурором нарушений законодательства администрацией поселения на момент рассмотрения дела по существу, нашло свое подтверждение в судебном заседании кроме доводов заявления прокурора, также представлением прокурора от 27.02.2013 года №07-01/1424, сообщением главы Бойкопонурского сельского поселения от 05.04.2013 года, распоряжением главы Бойкопонурского сельского поселения от 27.03.2013 года, объяснением главы Бойкопонурского сельского поселения от 09.02.2015 года, при этом допустимых доказательств опровергающих доводы прокурора в судебное заседание не представлено. В свою очередь, осуществление мероприятий по принятию органом местного самоуправления мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в ведении органа местного самоуправления, законодательство не ставит в зависимость от размера и дефицитности бюджета органа местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах, заявление и.о. прокурора подлежит удовлетворению, в связи с чем, подлежит признать незаконным бездействие администрации Бойкопонурского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных в границах Бойкопонурского сельского поселения и обязать администрацию Бойкопонурского сельского поселения устранить нарушения требований законодательства об объектах культурного наследия путем разработки проектов зон охраны указанных объектов, перечень которых отражен в Законе Краснодарского края от 04.07.2006 года №1059-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Калининский район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Калининский район, в состав которого они входят», расположенных в границах Бойкопонурского сельского поселения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Бойкопонурского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных в границах Бойкопонурского сельского поселения.
Обязать администрацию Бойкопонурского сельского поселения устранить нарушения требований законодательства об объектах культурного наследия путем разработки проектов зон охраны указанных объектов, перечень которых отражен в Законе Краснодарского края от 04.07.2006 года №1059-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Калининский район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Калининский район, в состав которого они входят», расположенных в границах Бойкопонурского сельского поселения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:________________________
В окончательной форме 05.04.2015 года.